Календарно-тематическое планирование по якутской национальной культуре, 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алданского района «Гимназия п. Нижний Куранах»


Принято Утверждаю:
Научно-методическим советом директор МБОУ
Протокол № «Гимназия п. Нижний
от Куранах»
______________/Р.С. Улыбина/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ
( Программа разработана на основании Закона Республики Саха (Якутия) под редакцией
С.С. Семенова, А.В. Иванова. 2014 г)

8 КЛАСС
Учитель русского языка
и литературы:
Казарина Г.Д.


2015-2016гг

Тематическое планирование .
Национальная культура коренных народов Якутии.
Используемая литература: Алексеев Н.А. Традиционные верования якутов в начале XIX- XX вв; Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо.; Серошевский В Якуты.; Ксенофонтов Г.В. Шаманизм.; Кулаковский А.Е. Научные труды.; Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей.; Ойунский П.А. Улуу кудангса.; Гоголев И.М. Месть шамана и др.
Пояснительная записка
Основные цели предмета «Якутская национальная культура» в русскоязычной школе:
Приобщение обучающихся к элементам устного народного творчества, национальной культуры и искусства якутов, эвенов, эвенков и других народов, которых называют сегодня «малочисленными»;
Формирование у школьников интереса и уважения к коренным народам, к их труду и жизни вообще;
Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, отчужденности между ними.
По учебному плану общеобразовательных школ Республики Саха на предмет «Якутская национальная культура» отводится 1 час в неделю, т.е. 35 часов в год. Содержание занятий на этих уроках может быть весьма разнообразным.
Уроки могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же уроке, как отдельные этапы, можно проводить чтение произведений и слушание музыки, разучивание песен, чтение сказок, разучивание национальных игр и т.п. Это могут быть встречи с писателями, деятелями культуры и искусства, с народными мастерами, детскими коллективами. За счет уроков национальной культуры можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе и др. Другими словами, все виды занятий, которые дают учащимся представления о национальной культуре и искусстве, о труде и быте народов республики, так или иначе, будут способствовать достижению основной цели данного предмета.

Название темы
Кол-во
часов
Дата
Стандарты

Приме
ча-ния

1
Введение. Диалог культур. Человек как носитель культуры
1
02.09.15
Овладение понятиями, помогающими описывать поликультурную личность : бикультурная, мультикультурная личности.


I раздел. Якутия в составе многонациональной России (10 ч)

2.
Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20века)
1
09.09.15
Сравнивать информации об изучении быта, традиций, культуры, языка якутов представителями других народов в историческом прошлом и условиях современности.


3
Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20века)
1
16.09.15



4
Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20века)
1
23.09.15



5
Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20века)
1
30.09.15



6
Якутия в составе РСФСР и Российской Федерации
1
14.10.15
Овладение понятиями, помогающими описывать государственную власть республики: Правительство РС(Я) (Ил Тумэн); Законодательство Республики Саха (Якутия); Конституцию РС(Я). Развитие умения представлять город Якутск как столицу многонациональной Республики Саха (Якутия).


7
Якутия в составе РСФСР и Российской Федерации
1
21.10.15.



8
Языковое и культурное многообразие Республики Саха (Якутия)
1
28.10.15
Овладение понятиями, помогающими описывать языковое многообразие республики: государственные языки и официальные языки в местах компактного проживания коренных многочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).


9
Языковое и культурное многообразие Республики Саха (Якутия)
1
04.11.15.

·


10
Языковое и культурное многообразие Республики Саха (Якутия)
1
11.11.15.



11
Языковое и культурное многообразие Республики Саха (Якутия)
1
18.11.15.



II раздел. Развитие материальной и духовной культуры народов Республики Саха (Якутия) 16 часов.

12
Культура и религия
1
25.11.15.
Научиться выделять уникальные черты культуры: духовные традиции, язык, письменность, искусство т т.д. Обмениваться мнениями об отношении к религии.


13
Культура и религия
1
02.12.15.



14
Профессионализация отдельных форм национальной культуры.
1
09.12.15.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала о творчестве этномодельеров.


15
Профессионализация отдельных форм национальной культуры.
1
16.12.15.



16
Межкультурный диалог через искусство
1
23.12.15.
Развитие умения работать с разными источниками информации о формах межкультурного диалога через искусство. Развитие умения выступить с презентацией о формах представления достижений культуры и искусства.


17
Межкультурный диалог через искусство
1
13.01.16.



18
Межкультурный диалог через искусство
1
20.01.16



19
Межкультурный диалог через литературу
1
27.01.16
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведеческого материала о переводах произведений якутской литературы и писателей малочисленных народов Севера на языки народов России.


20
Межкультурный диалог через литературу
1
03.02.16.



21
Межкультурный диалог через литературу
1
10.02.16.



22
Межкультурный диалог в спорте
1
17.02.16.
Развитие умения работать с разными источниками информации о значимых спортивных мероприятиях в республике. Развитие умения представлять успехи якутян в спорте на российском и мировом уровнях.


23
Межкультурный диалог в образовании
1
24.02.16.
Развитие умения работать с разными источниками информации о межкультурном диалоге в образовании. Развитие умения представлять культуру своего народа в межкультурном диалоге.


24
Межкультурный диалог через современные информационно-коммуникационные технологии
1
02.03.16.
Подготовить устные выступления о новых путях и формах представления самобытной культуры народов республики: сайты, интернет-мероприятия и др.


25
Межкультурный диалог через современные информационно-коммуникационные технологии
1
09.03.16.



26
Деятельность культурно-просветительских учреждений и центров.
1
16.03.16.
Развитие умения представлять формы деятельности культурно-просветительских учреждений и центров республики: концерты. Лекции, выставки.


27
Деятельность культурно-просветительских учреждений и центров
1
23.03.16.



III раздел. Обеспечение права на самобытное развитие культуры и традиционного образа жизни коренных народов Республики Саха (Якутия). 6 часов.

28
Культурное и языковое самоопределение как основное право граждан Российской Федерации
1
06.04.16.
Знать законы РФ и РС(Я), гарантирующие свободное национальное развитие ее народов. Овладение понятиями описывать общественные объединения граждан: ассоциации, землячества, общества, союзы. Общины, их символика, негосударственные центры духовной культуры.


29
Ассамблея народов РФ – путь к духовному единству многонационального народа России.
1
13.04.16.
Развитие умения устанавливать ассоциативные связи с символикой национальных общественных организаций и умения их описывать.


30
Деятельность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока в Москве.
1
20.04.16.
Развитие умения описывать символику Ассоциации и коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока в Москве.


31
Общественное движение «Ассамблея народов РС(Я)»
1
27.04.16
Развитие умения описывать символику общественного движения «Ассамблея народов РС(Я)»


32
Национальные общественные объединения коренных народов Якутии.
1
04.05.16
Развитие умения устанавливать ассоциативные связи с символикой национальных и международных общественных организаций и умения их описывать.


33
Якутская диаспора в регионах России
1
11.05.16
Извлекать сведения о проведении национального праздника «Ыссыах в городах России. Людях родом из Якутии. Развитие умения описывать себя как представителя Якутии в условиях межкультурного диалога.


34
Обобщение
1
18.05.16



35
Обобщение
1
25.05.16




15