Календарно-тематическое планирование по якутской национальной культуре, 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алданского района «Гимназия п. Нижний Куранах»


Принято Утверждаю:
Научно-методическим советом директор МБОУ
Протокол № _ «Гимназия п. Нижний
от __.__.2014 Куранах»
______________/Р.С. Улыбина/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ
( Программа разработана на основании Закона Республики Саха (Якутия) под редакцией
С.С. Семенова, А.В. Иванова. 2014 г)
5 КЛАСС
Учитель русского языка
и литературы:
Казарина Г.Д.


2015-2016гг




Тематическое планирование .
Национальная культура коренных народов Якутии.
Используемая литература: Серошевский В., «Арктика- мой дом».; Народы Сибири.; Кулаковский А.Е. научные труды.; Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.; Традиционные орудия якутов (XIX-начала XX века).; Архипов Л.Д. Древние культуры Якутии.; Макаров А.А. Народная мудрость: знания и представления.; Емельянов Н.В. Якутские пословицы и загадки.; Якутские сказки.; Якутские народные песни.
Пояснительная записка.
Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Одним из таких предметов является «Культура народов Саха (Якутия)» (КНРС), знакомство с которым и изучение становится актуальным в настоящее время. Цель предмета КНРС в классах русскоязычных школ является:
Приобщение младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку.
Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
Формировать ценностное отношение школьников к национальной культуре;
Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников;
Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.

Название темы
Дата
Кол-во часов
Стандарты
Приме
чание

1.
Введение. Понятие о культуре.
О3.09.15.
1
Понимание ценности культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания. Пониман
·ие культур разных народов в качестве источника и фактора культурного обогащения общества.


I раздел. Наша Родина и ее народы (5 часов)

2.
Российская Федерация как государство. Республика Саха (Якутия) в составе Российской Федерации.
17.09.15.
1
Развитие умения описывать себя как гражданина Российской Федерации. Овладение понятиями, помогающими описывать поликультурную среду Российской Федерации (Конституция Российской Федерации. Государственная символика. Гимн. Президент России. Субъекты Российской Федерации – республики, области, края, автономные округа).


3.
Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации.
01.10.15
1
Развитие умения описывать себя как представителя Республики Саха (Якутия). Овладение понятиями помогающими описывать поликультурную среду республики в целом Конституция Республика Саха (Якутия). Государственная символика. Гимн. Глава (Ил Дархан) Республики Саха (Якутия).


II раздел. Материальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)

4.
Традиционный уклад жизни народов Якутии.
01.10.15.
1
Овладение понятиями помогающими описывать традиционный уклад жизни (кочевой и оседлый образ жизни). Развитие умения представлять виды жилища коренных народов (балаган, чум, яранга, балок).


5
Традиционные занятия коренных народов Республика Саха (Якутия).
15.10.15
1



6
Национальный костюм коренных народов Республики Саха (Якутия).
29.10.15
1
Развитие умения работать с разными источниками информации о национальном костюме коренных народов Якутии: саха, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей. Развитие умения соблюдать традиции ношения национального костюма коренных народов в повседневной жизни и специально организованных мероприятиях: ысыах, эвинэк, бакалдын, шахадьибэ.


7.
Физическая культура коренных народов Якутии.
12.11.15
1
Развитие умения работать с разными источниками информации о физической культуре народов Якутии. Развитие умения представлять национальные игры своего народа в условиях межкультурного общения.


III раздел. Духовная культура народов Республики Саха (Якутия).

8
Понятие духовной культуры. Семья. семейные традиции.
10.12.15
1
Развитие умения описывать понятия о духовной культуре. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о семейных традициях народов Якутии.


9
Народная мудрость (традиционные знания)
24.12.15
1
Узнавать из бесед со старшим поколением, дополнительных источников сведения о традиционных представлениях народов о мироздании, мифологии.


10
Религия –часть культуры
14.01.16
1
Развитие умения описывать элементы православия: библия, храм, икона и др.


11
Религия –часть культуры
28.01.16
1



12
Устное народное творчество народов Республики Саха (Якутия).
11.02.16.
1
Искать материалы о языке и фольклоре коренных народов Якутии (эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей). Сравнивать и систематизировать основные жанры народного творчества.


13
Устное народное творчество народов Республики Саха (Якутия).
25.02.16.
1



14
Народная музыка и песни.
10.03.16
1
Развитие умения работать с разными источниками информации о народной музыке и песнях


15.
Танцевальное искусство коренных народов Якутии.
07.04.16
1
Развитие умения работать с разными источниками информации ., о народных хороводных танцах коренных народов: осуохай саха, сээдьэ эвенов, госигор эвенков, лондол юкагиров, сэйро долган


16
Национальные праздники
21.04.16
1
Развитие умения работать с разными источниками информации о национальных праздниках.


17
Национальные праздники
05.05.16
1



18
Повторение всего материала.
19.05.16.
1




15