Конспект по истории на тему «Греческие полисы и великая колонизация»


Урок по истории для 5 класса «Греческие полисы и великая колонизация»
Учитель истории: Масалова Е.С.
Тип урока :комбинированный.
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока
и плана. Деятельность учителя Организация деятельности учащихся
1Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса. Приветствуют.
Включаются в работу, отвечают.
2. Актуализация знаний. Проверка д.З. читают сообщения по рядам. Зачитывают сообщения. Пересказывают параграф, отвечают на вопросы
3. Постановка учебной задачи
Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним, а что означают слова Религия и Миф, ведь сегодня мы их будем использовать их в своей речи часто.
Религия-это вера человека в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.
Миф (в переводе с греческого - предание)- сказание о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев и других фантастических существах. И так ребята, предположите, какую тему сегодня мы будем изучать? Отвечают на вопросы учителя.
4. Открытие нового знания Лет 300 Греция находилась в упадке развитие было замедленно (культура, забыли письмо, не умели строить корабли). Но у них было одно важное преимущество о котором мы сейчас послушаем. Ваша задача внимательно послушать, просмотреть иллюстрации и подумайте, что же ученые называют «Греческим чудом»?
В следующие 300 лет греки смогли обогнать в развитии все соседние страны.
Они сделали решающий шаг от первобытности к цивилизации, создали своюкультуру, которая отличалась от всех культур Дальнего Востока и это назвали
«Греческим чудом»
В отличии от стран Востока Греция развивала по – своему. Каждый Греческий
город стал центром небольшого самостоятельного государства (справительством, войском, территорией..)Участвуют в рассказе учителя.
5.Первичное закрепление Люди верили богам и уважали их. «Во имя богов Олимпа!»- это была самая святая клятва у людей.
Мы уже говорили, что боги были похожи на людей, у них тоже были слабости, страсти, чувства. Они негодовали, ревновали, завидовали и влюблялись как люди. О них сложено много мифов. Отвечают 6.Самоанализ и самоконтроль Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?
Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся?
Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.
Записываем новые слова, объясняем их значение. 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Просмотрите текст, найдите незнакомые слова. Давайте запишем их значения. Ищут слова. Записывают в тетради. 8.Рефлексия Давайте, вместе сформулируем ответы на вопрос:
Что такое греческое чудо?
Что называется полисом?
Каковы причины великой колонизации греков?1.Я познакомился с ...2 .Было непросто ...3 .Я добился ...4 .У меня получилось ...
5 .Хотелось бы ...6 .Мне запомнилось ...7.Я попробую ...
Д.З. Подготовить сообщения о Зевсе - 1 ряд, Посейдоне – 2 ряд, о Геракле – 3 ряд. Поготовить мини-мифы. Пар 25 в .2, 3.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. Новые слова:
Полис -город-государство со своим правительством, войском и территорией
Демос – простой народ Элины – греки так себя называли Варвары – так называли другие народы
Акрополь – верхний город Агора – рыночная площадь, Граждане – свободные люди Греции.
Великая колонизация – трехсотлетнее образование греческих полисов. Амфора – большие глиняные сосуды,
Аристократия – знатные, богатые, образованные люди. Тиран – единовластный правитель, пришедший ко власти военным путем.