Правила поведения на воде в теплое время года

Тема: Правила безопасного поведения на воде в теплое время года.

Цель:
Формирование у детей представления о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года.
Задачи:
1 Расширить представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности
2. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
3.Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.
Методические приемы:
Средства обучения:
Наглядные: карточки с правилами безопасного поведения на воде, памятки.


Ход занятия
Оргмомент:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке.
Узнаете меня. (Река)


Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая. (Пруд)
Работа над темой
На доске ученики читают девиз. «ОСТОРОЖНОСТЬ-НЕ ТРУСОСТЬ»
Как понимаете это выражение? Рассуждения детей.
Ребята, сегодня мы поговорим о воде, о ее пользе и вреде.
Скажите, а что вы знаете о воде? Ответы детей.

Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом. В каких случаях это может быть?(- Если произошло наводнение.
– Когда нас заливают соседи сверху.
– Если мы купались и начали тонуть)
Молодцы! О стихийных бедствиях и правилах поведения в доме речь пойдет на других занятиях, а сегодня мы познакомимся с правилами поведения на воде.
Вам было домашнее задание сделать рисунок на тему: Правила безопасного поведения на воде в теплое время года. Посмотрите на доску, там ваши рисунки. Определите, что хотел изобразить каждый из вас. Что хотел передать своим рисунком Витя, Даня, Андрей, Рома. (Высказывания детей)
Все вы молодцы! Хорошо поработали дома.

- Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.
-В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Летом и зимой)
-Почему летом? (Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь).
Для чего вы идете к водоему зимой? (Покататься на коньках).
-Сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения.
-Какие правила вы можете сформулировать?
Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.
– Нельзя нырять в незнакомых местах.
– Нельзя заплывать за буйки.
– Играя в воде, даже в шутку нельзя "топить" своих друзей.
-Молодцы! В ваших ответах прозвучало слово "буек". Что оно обозначает?
Буек – поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего-либо на воде.
Правила безопасного поведения на воде:

Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.
Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).
Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).
Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
Не ныряй в незнакомых местах.
Не заплывай за буйки.
Не подплывай близко к судам.
Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.
Не заплывай далеко на надувных предметах.
Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.
Физминутка «Рыбки»


Закрепление изученного материала. Ребята сейчас проверим что вы усвоили. Вам на партах выдан лист. Ваша задача закрасить карандашом тот столбик, который действия можно выполнять.
Нырять в незнакомых местах, не зная дна водоема
Надо знать и учитывать течение реки

Раскачивать лодку, вовремя передвижения на ней по водоему
Когда пришли к месту, сначала подготовьтесь к купанию

Идти купаться на водоем с разрешения родителей
Вставать в лодке, садиться на борт или перегибаться через него

Купаться только в местах специально оборудованных для купания
Заплывать за буйки

Купаться в водоемах, находящихся вблизи предприятий с вредным производством
Дети должны купаться на водоемах под присмотром взрослых


Молодцы! Все верно определили.


Игра «Будь внимателен»
- А теперь мы прочитаем рассказ водолаза и ответим на вопрос: какие правила безопасности нарушали дети?

РАССКАЗ ВОДОЛАЗА

Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз...
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
"Если кто-нибудь утонет –
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке –
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки...
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы
Должен я ловить ребят...
В общем, я скажу всем так,
Что купанье – не пустяк!"
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
– Что приходилось наблюдать водолазу (Дети воевали на плотах, ныряли в неположенных местах, заплывали за буйки и поэтому тонули).
-А какие животные умеют спасать людей на воде? (Собаки-водолазы)
На чем еще, кроме плотов, можно кататься и плавать по реке?( На лодках, надувных матрасах, кругах, камерах).
– Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах? (Они могут сдуться или перевернуться)
- Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определенные правила безопасности.
Во-первых, кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.
Во-вторых, прежде чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли весла.
В-третьих, на борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.
Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать. Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.
Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.
Нельзя заплывать на лодке в места массового купания.
-Почему, как вы думаете? (Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.).
Молодцы! Справились с заданиями.
4. Итог занятия:
-Сегодня на занятии мы говорили о правилах поведения на воде. Послушайте еще одно стихотворение и ответьте: что его герои делали не так.

У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они за фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки...
Больше нет чудаков у реки!

- Какие ошибки допустили чудаки?( Выслушиваются ответы детей).
-Чем закончился их отдых у воды? (Они утонули)
-Чтобы вас не постигла та же участь, надо выполнять правила безопасного поведения.

Я вам раздам памятки, вы их пожалуйста, храните у себя и не забывайте их применять.
15