Занятие Рельеф Хабаровского края

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
эколого-биологический центр








Конспект занятия по теме:
«Рельеф Хабаровского края»













Составила: педагог дополнительного образования
Удовенко Анна Станиславовна










Комсомольск-на-Амуре, 2014

Пояснительная записка к конспекту занятия.

Конспект занятия по теме: «Рельеф Хабаровского края» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экология края». Данный конспект предназначен для педагогов для проведения занятия. Возраст учащихся: 8-10 лет.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края.
Задачи занятия:
образовательные: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края;
2)развивающие: развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать;
3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Методы обучения: словесный; наглядный; практический; самостоятельная работа.
Формы обучения: фронтальные и индивидуальные.
Средства обучения: мультимедийное оборудование, слайды с изучаемыми объектами, атлас Хабаровского края, контурная карта по географии Хабаровского края, дидактические и методические материалы










Цель занятия: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края.
Задачи занятия:
образовательные: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края;
2)развивающие: развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать;
3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тип занятия: комбинированное.
Основные понятия: Рельеф.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, слайды с изучаемыми объектами, атлас Хабаровского края, контурная карта по географии Хабаровского края, дидактические и методические материалы.

План занятия:
Организационный момент (3-5 мин.).
Актуализация знаний (7-10 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (2-3 мин.)
Закрепление материала (7-10 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)








Ход занятия:

1.Оранизационный момент.
Педагог:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать занятие?
Все ль у тебя на месте,
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием рельеф и узнаем, какой в нашем крае рельеф.

2.Актуализация знаний.
Педагог: Как называется карта, на которой можно увидеть горы, равнины, реки, моря?
Дети: Физическая карта.

3. Объяснение нового материала.
Педагог: Сегодня на занятии мы будем работать с физической картой Хабаровского края, познакомимся с рельефом края и правилами его охраны.
Внимательно рассмотрите физическую карту Хабаровского края. Какой рельеф вы видите?
Дети: Низменности, равнины, плоскогорья и горы.
Педагог: Что такое равнина?
Дети: Часть земной поверхности с различием относительных высот не более 200 м называют равнинами. (Запись в тетрадь)
Педагог: На каких слайдах вы видите плоскую равнину? На каких - холмистую?(показ слайда презентации №2)
Если на равнине нет возвышенностей или понижений, то ее называют плоской. На плоской как стол поверхности нет заметных спусков и подъемов, далеко вдали видна линия горизонта, еле заметно течет вода в реках.
Холмистый рельеф более разнообразен: одиночные холмы или группы холмов, овраги, понижения с озерами, широкие речные долины.[1]
Педагог: Территория нашего края на карте закрашена в коричневый цвет. Что это означает?
Дети: Это означает, что на территории Хабаровского края преобладает горный тип рельефа.
Педагог: Часть земной поверхности с сильно расчлененным рельефом и высоко поднятые над равниной называются горами. (Запись в тетрадь)
Педагог: Высота гор над окружающими равнинными пространствами достигает сотен и даже тысяч метров. По абсолютной высоте различают горы:
- низкие (высоты до 1000 м)
- средневысотные (от 1000-2000 м)
- высокие (более 2000 м)[2]
Педагог: По физической карте Хабаровского края определите, какие горы по высоте преобладают в нашем крае. Найдите самые протяженные горные хребты края. Постарайтесь запомнить, как они называются.
Задание 1: [6]
Педагог: Проведите указательным пальцем по своему лицу ото лба до шеи, и почувствуй его неровности. Теперь подпишите на нарисованном лице «элементы рельефа».

4.Динамическая пауза («Веселые бабочки», «Чунга Чанга»)[6]
Педагог: Знакомство с геологической историей края выявляет один любопытный факт. Оказывается, самые древние по происхождению горы находятся в северо-западной и северной частях края; к югу, юго-востоку располагаются менее древние горы, а вдоль морских побережий тянутся самые молодые горные хребты. О древнем происхождении гор говорит их небольшая высота (гребни хребтов и вершины не превышают 200 м) и господство сглаженных форм рельефа низкогорий и среднегорий.
На крайнем севере расположен хребет Сунтар-Хаята с наибольшей в нашем крае вершиной – горой Берилл 2 933 м над уровнем моря. Суровы эти горы. Их венчают безжизненные каменные пустыни, местами с них спускаются ледники, достигающие в длину 7 км. Крутые склоны безлесны. Подножия гор и пологие части покрыты лиственничниками. К Сунтар-Хаята примыкают хребты Юдомский, Кухтуйский и другие.
Между Амуром и берегом Японского моря тянутся параллельные складчатые цепи Сихотэ-Алиня. В крае находится северная половина хребта, южная уходит на территорию Приморского края. Общая протяженность всей системы – 1200 км, ширина в средней части – до 300 км. Это самые молодые горы нашего края, хотя им не менее 60 млн. лет. Сихотэ-Алинь имеет крутые восточные склоны, образующие скалистые берега Японского моря. Средняя высота гор 600-900 м, самая высокая вершина – гора Тардоки-Яни – находится в верховьях рек Хор и Анюй.
Горная система Джугджур протянулась вдоль побережья Охотского моря на 900 км. Состоит из хребтов Прибрежный, Ульинский, Геран, Майский, Становой и др.
Баджало-Буреинская горная система, которая состоит из самостоятельных горных хребтов – Баджальский, Буреинский, Ям-Алинь, Дусе-Алинь, Туранский, Малый Хинган, Мяо-Чан и др.
Равнины и низменности в крае занимают около 15% территории. Они протянулись широкими лентами по речным долинам, озерным котловинам и морским побережьям. В южной части края имеются обширные низменности.
Севернее Комсомольска-на-Амуре и до Охотского моря проходит Эворон-Чукчагирская низменность. В низовьях Амура также расположены низменные территории Чля-Орельская и Удыль-Кизинская.
К югу от Комсомольска-на-Амуре до государственной границы протянулась самая большая и наиболее обжитая Среднеамурская низменность. Для нее характерна плоская поверхность, которую пересекает широкая (до 30 км) пойма Амура.
Над заболоченной поверхностью низменности резко возвышаются отдельные «островные горы и небольшие хребты более древнего происхождения, чем сама впадина. Примером их служит хребет Хехцир. (Рассказ сопровождается показом презентации,слайды №3-15)[3]
Практическое задание 1:
Педагог: На контурной карте отметьте и постарайтесь запомнить хребты: Сунтар-Хаята, Джугджур, Становой, Сихотэ-Алинь, Буреинский; низменности: Среднеамурскую, Эворон-Чукчагирскую, Чля-Орельскую, Удыль-Кизинскую. Посмотри наибольшие высоты хребтов и назовите самую высокую вершину Хабаровского края. Используйте физическую карту Хабаровского края.
Педагог: Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья
Дети: равнины – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло – коричневым.
Педагог: Если говорить точнее высота равнин
– низменностей 0-200 м;
–возвышенностей 200-500 м;
– плоскогорий 500-800 м.
Педагог: На какой поверхности гористой или равнинной легче и удобнее вести хозяйство, выращивать растения, строить дома? Почему?
Дети: На равнинной, так как там ровная поверхность, мягкая земля, удобно строить дома, можно выращивать растения и пасти животных.
Педагог: А теперь, ребята попробуйте составить вопросы к кроссворду, который будет называться "Хребты Хабаровского края"
Педагог: Как вы думаете, надо ли сохранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности?
Педагог: При добыче полезных ископаемых открытым способом образуются карьеры. А около шахт вырастают созданные человеком холмы из пустой породы – терриконы. (Показ слайда презентации). Они – незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы. Опасны они тем, что занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.[4]
Педагог: Как люди борются с ними
Дети: Привозят почву, садят растения.
Педагог: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, мои юные исследователи, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

5. Закрепление материала
Игра «Узнай меня»[5]
1) Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку (гора)
2) У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина (холм)
3) Стала группа гор в цепочку,
Есть для перевалов точки.
И конца цепочке нет
Это тянется.... (хребет)
4) Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть (терриконы)
Творческое задание: На рис.1 спрятались названия горных хребтов и равнин Хабаровского края. Найдите и выделите их различными цветами: горные хребты – коричневым, а равнины – зеленым.

6.Рефлексия.
Педагог: Ребята, поднимите зелёную карточку, если вам всё было понятно и интересно, жёлтую, если были какие-то затруднения.



Приложение № 1.


м
п
е
с
у
н
т
а
р
-
х
а
я
т
а
в
п
о
с
а
б
р
а
а
п

н
п
м
т
л
д
ч
я
г
э
е
ц
с
о
д
ж
у
г
д
ж
у
р
о
л
д

н
п
н
а
п
л
с
р
о
и
х
ч
а
ц
у
я
п
д
б
к
р
а
п
н
а

м
о
и
н
п
л
с
р
о
и
ц
п
л
с
р
о
и
р
о
и
е
а
п
н
а

с
о
и
о
и
п
м
т
л
д
и
п
о
с
а
б
р
а
а
п
и
д
м
п
м

а
о
и
в
и
п
м
т
л
д
р
п
л
с
р
о
и
о
б
в
н
ж
н
д
н

л
э
в
о
р
о
н
-
ч
у
к
ч
а
г
и
р
с
к
а
я
с
а
н
ж
н

т
о
и
й
а
п
н
а
а
п
н
а
а
п
н
а
и
п
д
д
к
п
м
а
м

п
л
с
р
о
и
а
п
н
а
а
п
н
а
о
д
х
у
ж
ж
и
в
с
а
с

м
и
п
м
т
л
д
п
л
с
р
о
и
р
о
и
о
п
а
а
й
а
а
н
а

н
с
р
е
д
н
е
а
м
у
р
с
к
а
я
п
т
и
л
п
л
с
л
о
л

н
п
и
п
м
т
л
д
я
о
п
л
с
р
о
и
э
р
ь
и
п
м
т
л
т

м
о
и
о
и
о
и
п
о
п
л
с
р
о
и
м
-
и
с
а
п
н
а
д
п

с
п
л
с
р
о
и
и
-
п
л
с
р
о
и
н
а
с
к
а
п
н
а
ж
а

а
о
и
п
л
с
р
о
ч
и
п
м
т
л
д
н
л
и
и
и
п
м
т
а
д

л
о
и
о
и
р
о
и
а
и
п
м
т
л
д
м
и
я
й
п
л
с
р
о
и

т
л
с
р
о
и
и
р
н
п
л
с
р
о
и
с
н
а
п
н
а
а
п
н
а

и
п
м
т
л
д
р
о
и
р
о
и
о
и
а
а
ь
и
п
м
т
л
д
о
и

п
о
с
а
б
р
а
а
п
п
о
с
а
б
р
л
а
п
и
п
м
т
л
д
а

Рис.1

Список литературы:
www.wikipedia.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Общая геоморфология./ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  М.: Изд-во МГУ, Наука, 2006.  416 с.  (Классический университетский учебник).  3000 экз.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.academic.ru
www.zagadki.pp.ru
www.games-for-kids.ru
15