Проект Перелётные птицы нашего края










Проект
на тему
«СОРОКИ»



Руководитель проекта:
Колесникова В.С.
Целевая группа:
учащиеся 3 «А» класса






Цель проекта:
расширить знания учащихся по теме «Перелетные птицы России».

Задачи:

создать сборник «Сороки» силами учащихся 3 «А» класса (в течение апреля);
Провести внеклассное мероприятие «Сороки» (22.03.2005 года);
В творческой мастерской «Оригами» изготовить фигурки птиц в технике оригами (в течение апреля);
Провести конкурс рисунков «Перелетные птицы» (в течение апреля);
Выучить песни о птицах (в течение апреля)
Создать мультфильм по сказке (1.04-20.04.)



Конспект
презентации проекта
Перелетные птицы России и народный календарь.

Показ эпизода праздника «Сороки» (видео)
Учитель: Когда происходило то, что мы увидели?
Дети: 22 марта.
Учитель: Что поведал нам про этот день народный календарь?
Дети:
- 22 марта день равен ночи.
- 22 марта – вторая встреча весны. Первая встреча на Сретенье – 15 февраля.
- 22 марта – Сороки. В этот день закликали весну в образе вестовой птицы – жаворонка.
- Домашние стряпухи выпекали из теста птах «жаворонков» к этому дню и, давая их детям, ласково приговаривали:
Жаворонки прилетели
На головку деткам сели.
Учитель: В этот день и вправду можно было услышать трезвон полевого жаворонка, его голос – серебряный колокольчик.

Стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» (читает ученик).

Дети: Считается, что на Сороки 40 птиц отправляется в трудный далекий путь на Родину, к нам в Россию.
Учитель: А в какой день в старой Москве горожане отпускали на волю из клеток птиц?
Дети:
- 7 апреля на Благовещенье соблюдали обряд «отпущения птиц на волю»
- Это третья встреча весны.

Стихотворение А.С. Пушкина «Птичка» (читает ученик).

Учитель: На Благовещенье везде блещут говорливые ключи. Они – то отмыкают животворную землю, поют гимны теплу, зовут птиц домой. Скоро все 40 перелетных птиц вернуться к нам. Заждалась их природа.
А смогли ли вы назвать, перечислить 40 перелетных птиц тогда, 22 марта, на Сороки?
Дети: Говорят, что смогли назвать небольшое количество перелетных птиц.
Учитель: Какое решение вы тогда приняли?
Дети:
- Мы решили узнать названия 40 птиц, возвращающихся в Россию весной.
- Решили составить «пернатый словарь»
- Еще мы решили найти и записать про птиц пословицы, поговорки, сделать рисунки птиц. Оформить сборник «Сороки».










Тема птиц в устном народном творчестве.

Учитель: Каких птиц называют перелетными? Почему они улетают осенью и для чего возвращаются весной.

На карте полушарий яркой тесьмой и флажками дети отмечают путь следующих птиц:
- грачи возвращаются из Франции,
- северные утки – из Индии,
- кулики Восточной Сибири – из Новой Зеландии
- скворцы, соловьи, сизоворонки, коростель – из Африки.

Дети:
- Птицам надо преодолеть много тысяч километров пути.
- Их враг не только расстояние, но враги птиц ещё: хищники, охотники, столкновения с предметами.
- Птицы летят днем и ночью, почти без отдыха. Ориентируются по солнцу и звездам.
Стихотворение.
Дятел.
Расскажите, птицы,
Где вы бывали?
Расскажите, птицы,
Что вы видали?
Ласточка.
В жарких странах жаркое лето,
Ни зимы, ни снега там нету.
Бродят там слоны-великаны.
Грач.
Целый день кричат обезьяны.
На стволах деревьев – лианы.
А еще там растут бананы
Синичка.
Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили?
В странах незнакомых?
Скворец.
Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу-воробью.

Учитель: Кто составил «пернатый словарь» из 40 названий птиц?
Выборочная проверка. Дети говорят названия перелетных птиц на любую букву.
Кроссворд «Сороки» ( названия птиц на «С»)
Учитель:
- Покажите ваши сборники «Сороки».
- Кто (или что) были вашими помощниками?



Дети:
- Мне помогал словарь-определитель птиц.

- Разные энциклопедии, сборники, учебники.

- Родители. Я вместе с ними вспоминал названия птиц, сочинял загадки.
- На уроках узнал много интересного
- У меня много пословиц и поговорок про птиц.

Учитель: Дайте определение пословице.
Учитель: Прочитайте понравившуюся пословицу.
Игра «Продолжи пословицу»
Учитель заканчивает игру, читая скороговорку. Дети замечают «ошибку», поправляют учителя.
Соревнования в прочтении скороговорок из сборника «Сороки» и на доске:
Курочка шустра – пестра,
Уточка с носка плоска.
Учитель: А что еще есть в ваших сборниках?
Дети: Русские народные, литературные.
Конкурс загадок.
Учитель читает загадки, ученики называют отгадки и авторов загадок, которыми являются одноклассники
1. Разноцветная жар-птица
С хохолком на голове
Летает еле-еле,
Обитает на земле. (Удод) (Шамугия И.)
2. Где лягушки?
У красавице во брюшке. (Цапля) (Сказкина М.)

3. Днем спит,
Ночью летает
Всех пугает. (Сова) (Шишкина В.)

4. По ночам летает,
Ухает,
Мышей пугает. (Сова) (Орлова К.)
.
5. Клюв как игла-
Грудь зелена. (Колибри) (Павлова А.)

6.
·Птичка с хохолочком
Стучит молоточком. (Дятел) (Горбунова А.)

7. Гнездо его на круче
Под крышей темной тучи.
Герой не знает страха
Немаленькая птаха. (Орел) (Попов В)

8. Серая птица на длинных ногах
Ловит в болоте смешных лягушат.
(Цапля) (Маринцев Д.)
9. Он поет, заливается
Своей целью наслаждается
Угадай его скорей-
Голосистый .(Соловей). (Малюхин Е)


Учитель: Трудно сочинять загадки?
Дети говорят, что надо знать, что в загадке предмет не называется, но он сравнивается, описывается или называется по-другому, противопоставляется, называются главные признаки предмета, есть рифма.
Дети: А еще у нас есть сказки.
Учитель: Вызываю к доске группу ребят. Они представляются: автор, актеры, озвучивавшие сказку, художники – оформители.
Рефлексивно-оценочный этап.

Компьютерная поддержка урока.
1) Просмотр мультфильма – сказки «Синичка-невеста».
Дети задают вопросы команде кинематографистов.
- Как родилась идея сказки?
-Что было интересным в работе над фильмом, а что трудным?
- Что понравилось?


Подарок «кинематографистам» - танец «Барыня».









2) Демонстрация знаний, полученных в процессе информационно-операционного этапа проектной деятельности.
Учитель: Рисунки делали не только для сказки, но в первую очередь для сборников. Много интересных рисунков сделала Шамугия Ира.
Игра «Назови птицу по рисунку»








Конкурс «Знаешь ли ты птиц « (по словесному описанию)
Викторина
Серый или черный нос у молодого грача? (черный).
У какой птицы самая большая семья? (у куропатки 26-28 птенцов)
какую птицу прозвали ночной кошкой7 (сову)
Какая птица ныряет за своим обедом?
Доит ли коз козодой? (нет, ловит над стадом насекомых).
Какая птица устраивает танцы на болоте? (журавль)
Чем выкармливает птенцов дрозд – рябинник? (насекомыми)
Какая птица поет драной кошкой? (иволга).

Стихотворение Н.Найденовой «Знаменитый певец»
Лес без песен не бывает,
Всюду птицы распевают.
Сойки, иволги, дрозды
Могут петь на все лады.
Певчих птиц не перечесть,
Но одна такая есть,-
Не сверкает опереньем,
Неприметная на вид,
А чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца
Знаменитого певца. (Соловей)
Звучит фонограмма (Песня соловья)
Учитель: А какая птица поет клювом?
Дети: Аист
Учитель: Зачем птице клюв?
Дети: Клюв служит птице, прежде всего, как орудие питания и клюв – главный инструмент для построения гнезда.
Конкурс «Чье это гнездо?»
Звучит фонограмма.
Ученики слушают запись разговора эколога с учащимися младших классов о поведении детей в весеннем лесу.
Задание. Сделай подписи к условным знакам.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, какую пользу человеку приносят птицы?
Дети:
Скворцы, синицы, дятлы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
Грач за день уничтожает 400 червей и вредителей растений.
Семья ласточек за лето- около миллиона различных вредных насекомых.
Ушастая сова за день способна съесть до 10 полевок.
Степной орел уничтожает сусликов и мышей, спасая тонны хлеба.
Птицы склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.
Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.
Красная книга: дрофа, стрепет, журавль.
Пальчиковый тренинг «Синица», «орел».
Учитель:
Орел – символ нашего государства. (показ герба страны).
Лебедь-символ верности любви.
Голубь – символ мира.
А еще голубь – крылатый письмоносец. В годы Великой Отечественной войны голуби доставляли свыше 15 тысяч важных сообщений нашим воинам.
Журавль – символ упрека и надежды.

Оригами. Журавлик.
Звучит фонограмма песни.
Вручение журавликов в подарок гостям.
3) Вместо заключения.

Чтение мини-сочинений, в которых дети поделились впечатлениями о работе над проектом «Сороки».


Я считаю, что, составляя сборник, я многому научилась: узнала названия перелетных птиц, научилась определять их по внешнему виду, по их песенке. Я теперь стараюсь увидеть и рассмотреть птиц в природе
Павлова А.
***
Благодаря этой работе я понял, как увлекательно и полезно пользоваться словарями – определителями.
Ашанин Д.
***
Работа над сборником помогла мне лучше узнать способности папы, увидеть в нем художника.
Урманов В.
***
Я теперь знаю, как нужны птицы природе, человеку.
Калгин О.
***
Я продолжу работу над сборником, потому что хочется еще больше узнать о птицах. Мне очень нравится искать, собирать материал о пернатых друзьях человека.
Анненков С.

***
Когда я вырасту, я сделаю памятник птице.
Пименов И.

***
Я считаю, что «Сороки» - это хорошая память о начальной школе.
Орлова К.
Групповое исполнение песни С. Никитина «Журавлик».