Урок изобразительного искусства, разработан для учащихся 1 класса. Тема Сказочная страна.

Урок изобразительного искусства в 1 классе
Тема: «Сказочная страна».
Цели:
Познакомить учащихся с разными видами зданий.
Развивать творческое воображение, умение видеть многообразие формы; развивать чувство красоты и гармонии, творческую активность детей, художественные способности.
Воспитывать интерес к сказкам, художественный вкус, ответственность за свою работу на уроке; воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к формам совместной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Зрительный ряд: здание МГУ, телецентр «Останкино», здание каменной оранжереи, костел Святой Анны, церковь и др.
Литературный ряд: русские народные сказки: «Бременские музыканты», «Три медведя», «Лиса и заяц», «Красная шапочка», «Винни-пух», «Дюймовочка», «Три поросенка» и др.
Музыкальный ряд: «В мире много сказок», «Маленькая страна», «Золушка» и др
Форма урока: игра-сказка.

Ход урока:

1. Организационный момент.
Фантазия художника щедра,
Она вам дарит много неожиданного.
Представь, насколько жизнь была б бедна,
Когда б в ней не было чудес невиданных.

2. Постановка темы и цели урока.
- Ребята! А где бывают чудеса?
- Мы с вами отправимся в страну сказок. А помогать в пути нам будет волшебный клубок.
(Звучит мелодия «В мире много сказок».)
- Итак, в путь за волшебным клубком.
(На переднем плане помещена большая тонированная бумага, на которой в центре нарисован терем).
- Ребята! Что это?
- Терем-теремок, кто в тереме живет? (ответы детей)
- Ребята! А вы не ошибаетесь? Дело в том, что на этой поляне совсем недавно жили-поживали сказочные герои, но злая фея назло всем нам стерла сказочное государство (она ведь не может без подлости) и лишь этот чудо-теремок остался здесь. Может там злая фея живет?
- Выходит по внешнему виду можно судить о назначении здания?
- Да ребята! Вы правы. Каждое здание имеет свое назначение.

- Движемся дальше за волшебным клубком.
(Слайд 1)
- А что это за здание и как вы думаете – для чего оно предназначено?
- Это здание Московского государственного университета. Это главное учебное заведение страны и учиться в этом университете – действительно сказка.
(Слайд 2)
Телецентр «Останкино»
Телевизионный и радиовещательный центр в Москве.
(Слайд 3)
Здание каменной оранжереи
Большая каменная оранжерея представляет собой комплекс сооружений длиной около 200 метров.
(Слайд 4)
Перед вами чудо 21 века. Этот супер-отель недавно возвели в Объединенных Арабских Эмиратах неподалеку от города Дубай. Отель выглядит как огромный парус на воде. Это самый высокий отель в мире.
(Слайд 5)
Костёл святой Анны. Вильнюс
Выдающийся памятник архитектуры. Одна из самых известных достопримечательностей Вильнюса.
(Слайд 6)
Церковь
Церковь – это величие, это – молчание. Когда снизу смотришь на купола, кажется, что они уплывают в небо. Перед зданием церкви всегда хочется остановиться, постоять в молчании, подумать о близких.
(Слайд 7)
- Ребята! А кто может жить в этом домике?
- В этом таинственном домике может жить, наверное, одинокий человек.

- Ребята! А ведь мы забыли о наших героях. Ведь злая ведьма оставила их без жилищ.
- Что сегодня мы будем рисовать? (ответы детей)

3. Работа над заданием.
- А вот и наши герои.
1. Кто это? (звучит песня «Золушка»)

2,3. У одного героя этой сказки избушка была ледяная, а у другого лубяная (лиса, заяц).

4. Хотя эти герои лишились дома, они не падают духом и отправились в путешествие по белому свету (звучит песня «Бременских музыкантов»).

5. Это была маленькая-маленькая девочка, всего в дюйм ростом. Скорлупа грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе (дюймовочка).

6. А кто из героев исполняет эту песню? (звучит песня «Красной шапочки»).

7. Один медведь был отец. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. Третий был маленький медвежонок.

8. Назовите имя этого героя (звучит песня «Чебурашки»).

9. Жили-были на свете три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи (три поросенка).

10. Какой сказочный герой пел такую песню? (звучит песня «Винни-пуха»).

11. Этот герой носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски (Незнайка).

- Эти сказочные домики придумали и создали для вас известные архитекторы.
(Просмотр слайдов)

Самостоятельная работа учащихся.
- А сейчас каждый из вас нарисует домик для сказочного героя. Постарайтесь, чтобы ваши домики получились красивыми и точно выражали характер героев ваших сказок.
(Учитель оказывает индивидуальную помощь).
Дети рисуют и самостоятельно размещают свои работы на общей плоскости.

Итог урока.
- Кто хочет рассказать о своем домике? (Можно сочинить небольшую сказочную историю).
- Итак, наше путешествие в сказку закончилось.
- Ребята! Посмотрите все на ваш стол. Вы найдете там частичку сердца. Возьмите его на память о нашем уроке. Пусть оно вдохновляет вас на добрые поступки.
- Кому трудно было работать на уроке, положите ваше сердечко на парту; кто не смог ответить на вопросы, поднимите его на высоту согнутой в локте руки, а кому было легко ответить на все вопросы, поднимите руку с сердечком высоко вверх.

Скоро прозвенит звонок.
Пора заканчивать урок.
За отличную работу
Герои вас благодарят
И в подарок всему классу
Книжку подарить велят.
Вы эту книжку читайте,
О добре, уме, дружбе, смекалке
Никогда не забывайте.
- Нам пора с вами возвращаться в класс.

























Урок по окружающему миру в 1 классе

Тема урока: «Где зимуют птицы?»
Цели:
Расширить знания учащихся о многообразии зимующих и перелетных птиц и их значения для природы; знания о значении природных условий для жизни птиц; знания учащихся о сезонной миграции птиц.
Совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию; развивать умение находить взаимосвязи в природе; развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся, умение работать в паре.
Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, шапочки для сценок, карточки для работы в паре, образцы кормушек, картинки с плицами, сердечки.

Ход урока:
1. Организационный момент.
- Покажите ваше настроение. А какое настроение у меня? Как узнали? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы нам стало теплее в этот зимний денек.

2. Постановка темы и цели урока.
- Давайте отправимся с вами за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным удивительным. А уж вы ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы поищем под снежным шатром.

- Чтобы определить тему нашего урока, надо выполнить 2 задания.
1 задание: (слайд 1)
- Найдите лишнюю картинку. Почему?
(на остальных картинках изображена осень, а на этой зима)
- Какое сейчас время года?
Оставим картинку, где изображена зима. (слайд 2)

2 задание: (слайд 3)
- Какая картинка лишняя? (картинки с изображением птиц и 1 зверя)
Почему?
- Уберем зайца.
- Как назвать одним словом всех, кто остался?
- Почему это птицы?
- Вспомним, какие животные относятся к птицам. Как отличить птиц от других животных?
(птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)
- Постарайтесь определить тему нашего урока. О чем же пойдет речь?
(ответы детей) (слайд 4 )

3. Работа над новым материалом.
- К нам на урок прилетели две птички. Послушайте внимательно, о чём они говорят?
Сценка «Иволга и Кукушка»
- Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут? Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат?
- Э-э, Кукушка, болтовня всё это. Сколько на свете живу – никакой зимы, и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето. На всей земле лето!

- Почему Кукушка и Иволга утверждают, что зимы нет? (ответы детей)
- Почему они улетают? (ответы детей)
- Все ли птицы улетают на юг? (ответы детей)
- Вот и попытаемся мы с вами на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают в теплые страны, а некоторые - остаются зимовать в наших краях.
- Каких птиц вы встречали летом? (ответы детей)
- Чем они питались летом?
- Из каких источников мы можем это узнать?

Загадки о перелетных птицах:
На шесте устроен дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Дети, кто это? (Скворец) (слайд 5)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица(Грач) (слайд 6)

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка) (слайд 7)

Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а (Гусь)
· (слайд 8)

Встали братья на ходули,
Им с ходулей не сойти.
На бегу ли, на ходу ли
Ищут корма(Журавли) (слайд 9)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка) (слайд 10)

- Ребята, птицы, которых вы назвали, улетают в тёплые страны или остаются зимовать? (ответы детей)
- Почему эти птицы вынуждены улететь? (ответы детей)

Беседа о кольцевании птиц
Раньше люди не знали, что птицы улетают в тёплые края и задумывались, куда же они исчезают?
Старая легенда гласит, что около 400 лет назад люди считали, что, например, ласточки забираются на дно реки, зарываются там, в ил и впадают в спячку.
Почему возникла такая легенда? Ласточки перед отлётом часто собираются в стаи на берегу рек. Люди видели это и думали, что птицы потом ныряют в воду до весны.
Один немецкий учёный пытался доказать, что ласточки – перелётные птицы. Он привязал ласточкам на лапки красные шёлковые нитки. Весной несколько помеченных птиц удалось поймать, но на нитках не было ни тины, ни каких других следов подводной жизни ласточек.
Со временем учёные узнали, что птицы, которые живут на территории России, встречаются в жарких саваннах Африки и в тропических лесах Индии. Как им это удалось узнать? Оказывается, ученым помогли маленькие кольца, которые они стали надевать на лапки птиц.

- На каждом кольце указаны номер и адрес, где птица была окольцована. Когда кто – то в других странах встречал птицу с кольцом, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд 11)

- Итак, как одним словом называют птиц, которые осенью улетают в теплые края?
(перелетные)

- А теперь поговорим о птицах, которых мы встречаем и летом, и зимой.

Загадки о зимующих птицах:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись(дятел) (слайд 12)

Угадайте что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Кто это? (сова) (слайд 13)

Это красивая птичка, размером с воробья. У нее белые щечки и грудка, жёлтое брющко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо – голубые. (синица)

(слайд 14)
- Имя следующих плиц узнаете, разгадав ребусы. (воробей, ворона, сорока)
(слайд 15 – 17)
Воробей
- Эта птичка любит и семечки, и зерно, и ягоды. Целыми стаями собираются воробьи на зерновых токах, воруя зерна. «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди. Отсюда и название – воробей.
Ворона
- А это что за большая серая птица прилетела на выращенные нами зерна?
- Вор она! Вор она! – кричали люди.
Отсюда и – ворона.
Сорока
- У сороки есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам пёрышки белые, а головка, крылья и хвост чёрные. Сорока известна своим неуживчивым характером. Вечно кричит, ссорится – отсюда и сорока.

- Почему эти птицы не улетают? Разве им не нужен корм?
- Чем они питаются? (ответы детей)
- Ребята, назовите одним словом птиц, которые не улетают в теплые страны.

Беседа о кочующих птицах.
- А этих птиц вы встречали летом? (клест, снегирь) (слайд 18)
- А когда они появляются в наших краях?
- Кто знает, как они называются? (сообщения детей)

- Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.

- Название птицы клест произошло от старого русского слова клестить, что означает «сжимать, сдавливать». Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как будто сжат, сдавлен.

- Для чего клесту такой клюв?

Сценка «Клест и Чиж»
- Ты, Клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
- Да нет, чиж, это я радуюсь!
- Нашел время радоваться
- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись.
- В такой – то мороз?! Да они живыми не останутся!
- Ещё как будут жить – поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать –
Клестиха греет их, как печка. И тепло им и сытно.

- Ребята, вас что – нибудь удивило? (ответы детей)

- Клест, в отличие от других птиц, выводит птенцов зимой.
- Кто знает, почему? (ответы детей)
- Клесты питаются семенами елей, а они созревают к зиме.

- Ребята, а каких птиц вы еще встречали зимой? (сообщения детей)

- На мою кормушку часто прилетает поползень. Такое имя очень подходит этой птичке. Она прижимается к дереву и ползет по нему, хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку. (слайд 19)

- В нашем саду я видела птиц с красивым оперением. На голове хохолок. Они прилетели целой стаей, уселись на куст рябины и быстро склевали все ягода. Позже я узнала, что это были свиристели. (слайд 20)

- Таких птиц мы называем «зимними гостями». Они живут в северных районах нашей страны, где еще холоднее, чем у нас. Эти птицы прилетают к нам зимовать. В наших кроях теплее и больше корма. А весной они снова отправляются к себе домой – на север.

Закрепление полученных знаний.

Задание 1: «Кому улетать».
(работа в паре, учащиеся получают карточки с названиями птиц)
гусь сова
аист журавль
синица ласточка
грач скворец
сорока ворона
дятел утка

- Поспорили птицы, кому лететь на юг, а кому дома оставаться? Подчеркните названия птиц, которые останется дома зимовать.
(проверка – слайд 21)

Задание 2: «Третий лишний».

(работа в паре, учащиеся получают карточки с названиями птиц, в каждой группе подчеркнуть лишнее слово)

1-я группа:
1. снегирь грач воробей
2. ласточка свиристель дятел
3. ворона сорока кукушка

2-я: группа:
1. скворец поползень журавль
2. сова синица цапля
3. клёст утка гусь
(проверка – слайд 22)

Задание 3: «Мозаика».
(работа в паре, учащиеся получают конверт с картинками, им необходимо собрать изображения птиц, назвать к какой группе они относятся)

- Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.
- А что нужно сделать, чтобы птицы легко перенесли голод?
- Как же человек помогает птицам пережить зиму? (ответы детей)

Стихотворение (читают дети)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Демонстрация кормушек, изготовленных родителями вместе с детьми.

- Какой корм можно класть в кормушку? (ответы детей)

- Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда часто: охранять сады, парки, скверы от насекомых-вредителей растений; будут продолжать радовать нас своей красотой и пением.

5. Итог урока (рефлексия)
- Итак, наш урок подходит к концу.
- Посмотрите все на ваш стол. Вы найдёте там частичку сердца. Возьмите его на память о нашем уроке. Пусть оно вдохновляет вас на добрые поступки.
- Кому трудно было работать на уроке, положите сердечко на парту; кто не смог ответить на вопросы, поднимите его на высоту согнутой в локте руки, а кому легко было ответить на все вопросы, поднимите руку с сердечком высоко вверх.

- Сейчас каждый из вас скажет, что он нового и интересного узнал на уроке. Свой ответ начните с выражения: «Я узнал, что»

- Кто знает, какую птицу называют самой мудрой? (слайд 23)

- Сова даёт вам задание: узнайте, какие предметы, по которым люди узнают о предстоящей погоде, связаны с птицами.

А за то, что вы слушали все внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!

- До свидания. Благодарю вас за хорошую работу.









15