Открытый урок по познанию мира. Тема: « Времена года.»


Предмет: ПОЗНАНИЕ МИРА 1 класс Тема: « Времена года.» Цель: формировать знания учащихся о временах года и их отличительных признаках. Задачи: 1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе; 2.развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас; 3.воспитывать любовь к природе. Базовые знания: Времена года. Осенние, зимние, весенние и летние месяцы. Сезонные изменения. Особенности живой и неживой природы в разное время года, умение отметить эти изменения условными обозначениями в календаре природы. Средства: гость - Лесовичок, картинка к загадке, иллюстрации: деревья для леса, хозяева каждого времени года, осадки; П.И.Чайковский мелодии «Времена года». Ход урока I. Организационный момент Звонок прозвенел и напомнил опять, Что время нельзя нам напрасно терять. Кто временем нашим привык дорожить, Тому будет легче победу добыть. II. Наблюдения за погодой. -Скажите, какое сейчас время года? (осень) -Какой месяц? (--------) -Какое сегодня число? (-----) -Какой день недели? (-------) -Сейчас надо охарактеризовать сегодняшний день: - Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба? -Каким знаком отметим? -Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер? -А были ли сегодня осадки? -Какая погода с утра и как она меняется к середине дня? -Сегодня днем обещают температуру 10 градусов. А это тепло или холодно? Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра в данной местности и определённое время. Почему каждому человеку необходимо знать погоду? III. Повторение. Мама градусник купила И на стенку прикрепила. - Мамочка, а кто больной? У соседей? За стеной? - Что ты, милая Лалик, В нашем доме нет больных, Это градусник для комнат – Он тепло и холод помнит! - Значит, комната больна, Может кашляет она? Поднялась температура, Потому глядит так хмуро? Я больную навещу, Солнце в форточку впущу! -Чем определяют погоду на улице, температуру человека, воды? Расскажите о строении термометра? (шкала, ртутный столбик, корпус) - Какие бывают термометры? Для чего они нужны? IV. Работа над новым материалом Подведение к теме урока. Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить. Смотрите и слушайте внимательно. Загадка про времена года: В саду царском стоит дерево райское На одном боку цветы расцветают, На другом боку-плоды созревают, На третьем-листы опадают, А на четвертом-снег да вьюга гуляет! Сообщение темы и цели урока. Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем. (принести рисунок с временем года) В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием лесовичок предлагает нам размяться. Физминутка. Мы готовы для похода, Но от парты не отходим, Поднимаем выше ноги И не нужно нам дороги. Птицы учатся летать, плавно крыльями махать, Полетели, полетели, Опустились, посидели! Можем отправляться в путь… Лес и поле белые, белые луга. У осин заснеженных ветви, как рога. Подо льдами крепкими дремлют воды рек. Белыми сугробами лег на крышах снег. (Зима). -К кому же в гости мы попали, в какое время года? -По каким приметам вы узнали это время года? 1. Летят с небес лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром. 2. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. 3. Дни короткие, ночи длинные, рано смеркается. 4. Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. 5. Медведи сладко спят в берлогах. 6. Белки в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом. 7. Лиса «мышкует» - бегает по снегу, пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор. 8. Бродит по лесу злой и голодный волк. 9. Прилетают гости с севера – снегири, клесты. 10. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. 11. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. 12. У клестов появляются птенцы. 13. Часто метут метели, кружат снежные вихри и вьюги, порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. 14. Реки, озёра и пруды покрыты толстым льдом. Побывали в гостях у зимы, продолжаем путь… Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева. Первые проталины, первая трава. (Весна) -Где же мы очутились? В какое время года попали? -По каким приметам вы узнали это время года? 1. Снег становится рыхлым, подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. 2. Сосульки падают и разбиваются, поют звонкую песенку – капель. 3. Возвращаются из тёплых краёв на родину перелётные птицы: грачи, скворцы, жаворонки. 4. Оживают звери, насекомые и птицы. 5. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. 6. Небо кажется синим, синим. 7. Реки вскрываются, начинается ледоход. 8. Талая вода заливает луга и низины, начинается половодье. 9. На деревьях и кустарниках набухают почки и появляются первые листочки. 10. Робко зеленеет молодая нежная травка. 11. Выходят после зимней спячки медведи, барсуки. 12. Распускаются ландыши, хохлатки, медуницы. 13. Расцветают деревья и кустарники: тополь, берёза, сосна, черёмуха, сирень. 14. Вода в реках, озёрах и прудах прогревается и «болотные певцы» - лягушки громко квакают. Продолжаем наше путешествие… Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок — Не поймешь, где бабочка, где какой цветок. Лес и поле в зелени, синяя река. Белые, пушистые в небе облака. (Лето) 1. Дни долгие, солнечные, тёплые. 2. В жаркие дни бывают грозы с сильными тёплыми ливнями, 3. После ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга. 4. Густые, сочные травы украшены цветами. 5. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зелёная. 6. Цветут: рябина, малина, земляника. 7. Звери заняты заботой о подрастающих малышах. 8. Птенцы подрастают, оперяются и начинают под присмотром родителей вылетать из гнезда. 9. Над душистыми цветами порхают и кружатся бабочки, стрекозы, пчёлы. 10. В садах созревают яблоки, груши, сливы. 11. Много вкусных лакомств приготовлено для зверей: сладкие ягоды, сочные травы, коренья и грибы. 12. Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги. Физминутка: Дети по лесу гуляли, За временами года наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, Ногами топаем Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! Ну что ж, а нам пора дальше… Золотые, тихие рощи и сады. Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром. Спать ложится солнышко раньше с каждым днем. (Осень) 1. Воздух чист, прозрачен, и в нём летают серебристые нити паутины. 2. Последние тёплые деньки называют «бабьим летом». 3. Дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе высоко. 4. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. 5. Первыми становятся золотыми листья берёзы и лип. 6. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. Начинается пора листопада. 7. По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы. 8. Часто идут дожди, холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. 9. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней. 10. В это время созревают на дубах жёлуди, на орешнике – орехи, на болоте – брусника, в лесу радует глаз рябина, её алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. 11. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберёзовики, лисички, сыроежки и грузди. 12. После первых заморозков жизнь насекомых замирает. 13. Птицы меняют перья на новые – окрашенные более тускло. Белки и зайцы начинают линять. 14. Когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки. Собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди, как замёрзнут водоёмы. 15. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и жёлуди, нагуливает жирок. Кроты, мыши и барсуки запасают колоски, коренья и грибы. 16. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофеля, капусты , свёклы, моркови.V.Формирование знаний, умений, навыков. Вот и подошло наше путешествие по «Лесу времён года» к концу! Осень, зима, весна, лето — это времена года. В каждое время года происходит много изменений в живой и неживой природе. Почему меняются времена года? Остановились мы на «Поляне Месяцы» Назовите месяцы каждого времени года? Попали мы на «Речку пословиц» Зимой солнце светит, да не греет. Грач на горе - весна на дворе. Осень идёт и за собою дождь ведёт. День летний - год кормит. Вот увидели «Дерево капризов или Дерево явлений природы» Явления природы характеризуют погоду в определённое время года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы. Выберите «каприз» своего времени года Радуга, град, дождь, роса, снег, туман, изморозь, иней, гроза, заморозки, снегопад, ледостав, листопад, метель, буран, гололедица. Собрать картинку. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна! Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Идет волшебница - зима, Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. VI. Закрепление Лесовичок решил проверит вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку. « Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А у скворца, представляете, вылупились птенцы. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история». VII. Рефлексия. -что нового вы узнали на уроке? -О чем сегодня говорили? -Что вам особенно запомнилось? Самооценка.