Урок русского языка с элементами краеведения


Урок русского языка (краеведение) во 2 «А» классе учитель Харьковская В.И.
Тема: Контруирование текстов, предложений.
Цели: - функциональная грамотность- первичные навыки работы с информацией(упорядочение предложений в тексте в соответствии с развитием действия.)
-дать информацию об истории города Самара.
-учить работать с текстом.
Оборудование: -презентация к уроку
-тетрадь
- алгоритм самооценки
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Проговорить правила поведения на уроке.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю
Если спросят- отвечаю. ( слайд 1)
Что мы сейчас повторили?
Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
Девизом нашего урока будут слова «Знаешь- говори, не знаешь- слушай» (слайд 2)
(проговаривают девиз урока)
Словарная работа. (слайд 3)
Знакомство со словом ребята
-Прочитайте предложение.
Ребята отправились на экскурсию по знаменитым местам Самары.
-Найдите первое слово. (анализ слова)
-Запишите это предложение. Подчеркните в словах все опасные места. Проверьте, обменявшись тетрадями. Оцените друг друга.
3. Актуализация знаний. (слайд 4)
Блицопрос (устный)
Из чего состоит текст? (из предложений)
Какая связь должна быть между предложениями в тексте? (по смыслу0Как называются части текста? (начало, середина, концовка)
Что значит озаглавить текст? (определить тему или основную мысль текста)
4.Введение в тему урока.
Представьте себе такую картину. Жил-был Текст. Все предложения в нём знали своё место. Но однажды предложения развеселились и стали играть в салочки. Осаленные предложения так и застыли на месте. Когда игра закончилась, Текст оказался непонятным. Как вы думаете почему? ( Предложения перемешались, потеряли своё место.) Как же оживить текст, сдлать его снова красивым и понятным? (Расположить предложения в нужном порядке.)
-Я даю вам волшебную палочку, которая поможет переносить предложение в нужное место.
(У каждого на парте листочки. Работают в паре- развитие коммуникативных умений.)
В ней жили стрельцы, воины конные и пешие, пушкари, воротники — люди,открывавшие и закрывавшие ворота. До того, как стать городом, Самара была небольшой крепостью. Она стояла там, где сейчас Хлебная площадь.Самарская крепость была деревянная. В двух башнях были сделаны ворота для въезда в крепость. Стены возвышались в виде частокола — остро заострённых брёвен, соединённых между собой. Крепость имела 11 башен. (слайды 5-6)
-Давайте проверим, в какой последовательности вы поставили предложения, чтобы получился связный текст.
О чём мы узнали из полученного текста?
Как же мы можем озаглавить текст?
Сформулируйте план действий на уроке.
Будем учиться:
понимать содержание «рассыпанного» текста;
выстраивать предложения в нужном порядке;
читать и проверять исправленный текст. (слайд 7)
Развитие языковых и речевых умений.
Работа в парах.
-А сейчас вы самостоятельно выстроите предложения в нужном порядке и запишите в тетрадь исправленный текст, работая в парах.
Затем в эти места пришли калмыки. Там, где расположен наш город, кочевали племена ногаев. Они изгнали ногаев и стали жить на этой территории. Край был очень богатый: земля была плодородной, в реках водилось много животных, грибов, ягод. Русские поселенцы любили селиться по берегам рек.
Проверка написания текста. (слайд 8)
Взаимопроверка.
Выработка критериев. (Слайд 9)
Оценка друг друга.
7.Рефлексия учебной деятельности.
-Что мы учились делать на уроке?
-Что узнали о своём городе?
Расскажите по схеме (Я — знаю, запомнил, смогу) чему вы научились на уроке.
Домашнее задание.
Продолжите знакомство с историей нашего города, найдите и запишите в тетрадь ещё несколько предложений о заселении Самарской крепости.