Интегрированный урок (литература, природоведение, ОБЖ) «Один на один с тайгой» (по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро) 5 класс

Интегрированный урок
(литература, природоведение, ОБЖ)
«Один на один с тайгой»
(по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")
5 класс
Цели:

Обучающие:
развивать навыки самостоятельной работы с текстом;
найти и осмыслить поднятые проблемы в рассказе;
продолжить работу по обучению пересказа и комментария художественного текста.
Развивающие:
совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного текста, подготовки сообщений;
развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном произведении;
развивать творческие способности учащихся;
Воспитательные:
помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: традиционная с использованием интерактивных средств обучения

Предварительная подготовка.
Общее задание: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Индивидуальные задания: сообщения на темы: «Легенда о Енисее», «Тайга и ее обитатели»
Ход урока:











Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте . И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.



1. Учитель читает отрывок:
«Деревья, деревья, деревья... Под ногами мох и жухлая трава, над головой равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.»
Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.
Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: заполните схему, вписывая свои действия.








2. Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Один на один с тайгой».
Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

3. Обратимся к рассказу.
Работа с текстом:
1. На какой реке происходит действие рассказа?
2. Много легенд создано народом об этой могучей величественной реке. Одна из них называется “Енисей и шаман” (сообщение учащегося)









3. Каким вы увидели характер Енисея?
4. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? Обратимся к учебнику на стр. 178.
(Вывод о Енисее)
5. Чем занимался Васютка, пока рыбаки были на промысле?
6. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было (стр. 180).
Учитель: «старинный порядок таков: идёшь в лес  бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то ещё придерётся к чему-нибудь. Весело насвистывая, шёл он по тайге.»
7. Ребята, теперь определим значение слов: тайга, затеси, заполярье ИД + (работа в тетради)
8. Кто живет в тайге? Сообщение “Тайга и её обитатели”. ИД + (работа в тетради)





Работа с текстом:
9. Что произошло с Васюткой в тайге?
10.Какую оплошность допустил мальчик? 11. Кто виноват в том, что он заблудился?
12. Как писатель передает внутреннее состояние Васютки? Какие словосочетания помогают передать это состояние? ИД + работа в тетради









Вывод: нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки.
17. Попытаемся понять Васютку. Монолог “А я заблудился” (Текст на стр. 188).
- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо?
- Что он сделал в первую очередь?
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
- Как вести себя в подобной ситуации? (составляем памятку из предложенных пунктов на ИД + работа в тетради)








Возврат на предыдущую страницу (схема на стр. 2) Проанализировать, как бы мы поступили, оставшись наедине с природой и как повел себя Васютка.
18. Какими чертами характера обладает главный герой?
Вывод: Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
19. Тогда почему Васютка заблудился?
Вывод: Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. Образ природы также является действующим лицом наряду с Васюткой. У Астафьева лес-помощник. Связь человека с природой - основная линия в творчестве Астафьева.
20. Вспомним описание утреннего леса (стр.). Давайте найдем и запишем в таблицу цветообразы, звукообразы и элементы движения. ИД + работа в тетради







21. Обратимся к названию рассказа. Почему он называется «Васюткино озеро»? (обсуждение)
Вывод: рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки, страх.
22. Чему нас с вами научил рассказ В.П.Астафьева? (обсуждение).








23. Выставление оценок за урок.

26. Д/з: (1 вариант) Устный пересказ: С вами происходили истории, подобные Васюткиной? Как вы нашли выход из ситуации?
(2 вариант) Написать сочинение-миниатюру на тему: “Над чем заставляет поразмышлять рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

23. Рефлексия деятельности учащихся «Самый вдумчивый и рассудительный читатель». Проведение тестирования по рассказу.

ТЕСТ:
1. Жанр произведения:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
2. Васютка бродил по лесу:
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
3. Птица, которая “увела” Васютку в тайгу:
а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
4. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться.
5. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
6. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
а) речка; б) болото; в) озеро.
7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота; б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам.
8. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться.
9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
а) богатейшей флоре и фауне; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.
10. Найдя озеро, Васютка:
а) стал известным на всю страну; б) зазнался; в) принёс пользу стране.
11. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
а) “С тайгой надо дружить!”; б) “Тайга хлипких не любит!”; в) “В тайге одному делать нечего!”.

24. Проверяем тест (самопроверка).












15