Открытый урок по русскому языку с элементами краеведения.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тема урока Имя прилагательное
Предмет Русский язык
Класс 3
Программа УМК «Начальная школа 21 века»
Автор урока Караева Ирина Александровна
Образовательное учреждение МБО «СОШ с. Озерки»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип урока Урок открытия нового знания (урок-исследование)
Базовая технология Проблемно-диалогическая
Мкжпредметные связи Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Формы работы Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Цели урока Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.
Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.
Запдачи урока  провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
 выявить особенности изменения имен прилагательных;
 распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
 развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
 продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе
Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют,
приобретут, закрепят и др. ученики в ходе урока Учащиеся будут уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем
существительным, видеть связь между прилагательным и существительным.
Ресурсы Учебник «Русский язык», ч. 2, с.88-92, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.
Презентация MicrosoftOfficePowerPoint
Подробное объяснение места медиа-,
мультимедиа компонента в
структуре и содержании урока и
пояснения по методике их
использования в образовательном процессе Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта второго
поколения.
Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание
"ситуации успеха»
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
• проблемное обучение (частично – поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими
заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
№ п/п Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. О
Р
Г
А
Н
И
З
А
Ц
И
О
Н
Н
Ы
Й Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь
других;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
- владеть диалогической
формой речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка. Первый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь
урок и помогает в трудную минуту Обучающиеся настраиваются на
работу.
2. А
К
Т
У
А
Л
И
З
А
Ц
И
Я
О
П
О
Р
Н
Ы
Х
З
Н
А
Н
И
Й Предметные:
- правильно выделять имена
прилагательные из ряда слов.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для
классификации;
- ориентироваться в своей
системе знаний (определять
границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы,
используя информацию схем,
плакатов;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь
других;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
- владеть диалогической
формой речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка. - Начинаем урок русского языка.
- Посмотрите на экран, какое задание вы бы
предложили выполнить с данными словами:
Март, солнце, травка, голубая, весна, проталинка.
-Почему именно это слово лишнее?
-Сформулируйте тему урока.
-Тема нашего урока: Имя прилагательное. Можно найти лишнее слово.
-голубая.
-Так как все другие слова-имена
существительные.
- Имя прилагательное.
3. П
О
С
А
Н
О
В
К
А
У
Ч
Е
Б
Н
О
Й
П
Р
О
Б
Л
Е
М
Ы Предметные:
- распознавать имена
прилагательные среди других
частей речи;
- задавать вопросы к именам
прилагательным.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей
системе знаний (определять
границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое
предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои
мысли. - Почему на данный момент вы уже можете выделить
из группы слов прилагательные?
-Что вы уже знаете об имени прилагательном?
- Что-то еще необходимо узнать?
- Изучая эту часть речи в 3 классе ты узнаешь:
( чтение в учебнике)
Какие признаки предметов называет имя прилагательное
Что такое качественные, относительные и
притяжательные прилагательные,
Почему можно сказать красив, хорош, умен, но
нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен,
Как образуются имена прилагательные и
какими членами предложения они обычно бывают. -Так как мы немного
познакомились с этой частью
речи во 2 классе.
- Это часть речи, которая
обозначает признаки предметов
и отвечает на вопросы: Какой?
Какая? Какое? Какие? Чей? Чья?
Чьё?
-Чтение детьми рубрики.
4. Ф
О
Р
М
У
Л
И
Р
О
В
А
Н
И
Е
П
Р
О
Б
Л
Е
М
Ы,
П
Л
А
Н
И
Р
О
В
А
Н
И
Е
Личностные УУД:
- устанавливать связь между
целью учебной деятельности и
ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать
цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя
планировать свою
деятельность на уроке;
- определять
последовательность
действий на уроке. - Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит
выяснить?
- Давайте определим задачи нашего урока:
 определить особенности имени прилагательного как части речи;
 установить, как оно изменяется.
- Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Весна» и «увидеть» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.
- Если вам это задание кажется трудным, то
возьмите текст «Весеннее чудо» (упр.4 и попробуйте в нём найти
прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами.
(работа в парах)
Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками листиками деревьев.
Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях.
(Проверка)
физминутка - То, что еще мы не знаем о
имени прилагательном.
-Высказывание детей.
-Выполнение задания детьми
устно и письменно. Выделение
прилагательных из текста с опорой на известные ученикам
вопросы.
5. О
Т
К
Р
Ы
Т
И
Е
Н
О
В
О
Г
О
З
Н
А
Н
И
Я Предметные:
- уметь определять, значение
имён прилагательных;
- учиться выяснять значение
новых слов;
- учиться находить связь
между существительным и
прилагательным.
Личностные УУД:
- определять общие для всех
правила поведения;
- определять правила работы в
парах;
- оценивать усваиваемое
содержание (исходя из
личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по
предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на
основе учебного материала;
- отличать верно выполненное
задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей
системе знаний (определять
границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять
необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя
критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь
других;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли ;
- владеть диалогической
формой речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка. - Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?
Прилагательное по частоте употребления занимают
третье место после глагола и после
существительных.
Среди 9000 слов, являющихся наиболее
употребительными, прилагательных около 2300.
Наблюдение над значением прилагательных.
(работа в парах или в мини-группах).
- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них:
Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют
Долины сохнут и пестреют.
А.С.Пушкин

Прилагательные, помогающие услышать звуки.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая…
В.А.Жуковский.
Прилагательные, которые указывают на размер.
Тихо падает с куста
Тонкая иголка.
Кружевная красота
Держится не долго.
А. Пшеничный
И другие группы прилагательных.
В учебнике у. 2 (запишите слова по группам).
Наблюдение над важнейшим грамматическим
признаком имен прилагательных – зависимостью от
имен существительных.
- Ребята, а вы не задумывались, почему Имя
прилагательное так называется?
- В переводе с лат. nomenadiectivum – имя
прилегающее, примыкающее. (к чему?)
- Посмотрите на словосочетания.
нежный подснежник
ранняя весна
солнечный день
- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными
словами являются прилагательные. Права ли Даша?
- Подумаем вместе.
- Сравните два предложения.
Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.
- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?
- Какой вывод можно сделать?
- Согласимся мы теперь с Дашей?
4. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.90.
- От чего зависит имя прилагательное?
- Как изменяется форма имени прилагательного?
физминутка - Она украшает нашу речь,
делает выразительной, богатой.
- Прилагательное передает
красоту, помогает услышать
звуки, увидеть цвет, указывает
на описание…
Предположения, высказанные
обучающимися.
Выводы детей:
• Прилагательное– живая
часть речи
• Прилагательное помогают
увидеть цвет;
• Прилагательное помогают
услышать звуки;
• Прилагательные делают нашу
речь живописной. Без них речь
бедна и не выразительна.
- От слова прилагается…
- (Выслушиваются
предположения учащихся.)
- Главное слово -
существительное.
Имя прилагательное
прилагается, присоединяется к
имени существительному.
- Имя прилагательное зависит от
существительного.
- В словосочетании и
предложении имя прилагательное
ставится в том же роде, числе и
падеже, что и существительное
6. Р
Е
Ф
Л
Е
К
С
И
Я
У
Ч
Е
Б
Н
О
Й
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
И Личностные УУД:
- устанавливать связь между
целью деятельности и ее
результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности
на уроке совместно с учителем
и одноклассниками;
- выделять и осознавать то,
что уже усвоено и что нужно
еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли. - А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться
самостоятельно каждому из вас.
Давайте вспомним нашу экскурсию к особо охраняемому объекту Саратовской области «Железистому колодцу».
-Как мы назвали эту экскурсию?
-Под каким девизом она проходила?
Карточка для учащихся высокого уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Укажи род и
падеж прилагательных, выдели окончания.
Удивительное рядом.
Как часто мы, проезжая по трассе, даже и не догадываемся, что совсем рядом, стоит только съехать с дороги, находятся ____________ объекты, сотворенные самой матушкой – природой. Возможно для ___________ местности такие образования не редкость, но для _____________ зоны это единственные, ______________ случаи.
Проверка: учитель.
Карточка для учащихся среднего уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу
прилагательные (используй слова для справок) Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.
Проверь по ключу.
Это место является охраняемым _______________________ объектом. Основная достопримечательность - "железистые колодцы", которые колодцами вовсе не являются, а наоборот, представляют из себя ________________ каменные образования, выступающие из толщи ___________ кварцевого песка. Считается, что эти образования сформировались среди островных массивов и отмелей морей, покрывавших _____________ Поволжье в меловой период мезозойской эры.
Слова для справок: охраняемым геологическим, причудливые, белого, современное.
Проверка: самоконтроль.
Карточка для учащихся низкого уровня:
1. Прочитай текст. Подчеркни
прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания.
Впервые они были обнаружены именно в саратовских землях. Содержат много бурого железа, что хорошо заметно по их ржавому виду.Место «Карьер Озерки» абсолютно фантастическое и вызывает сильное желание возвращаться сюда вновь.
- А у вас, ребята, возникло такое желание?
- Какие учебные задачи вы
поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ?
- Оцените свою работу.
Напишите слово Я на той шкале,
которая соответствует уровню
приобретенных вами знаний.
-Отметки за работу в журнал. -Удивительное рядом!
- Любите родную природу Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля.
Я :
-не понял
-понял, но ?
-понял
-понял и могу
научитЬ
7. Д
О
М
А
Ш
Н
Е
Е
З
А
Д
А
Н
И
Е Творческая работа
- На доске (на листах) записаны предложения.
Прочитайте их.
- Запишите текст, дополняя его именами
прилагательными.
Давайте окинем взором нашу ____________планету. Сегодня она ________, ________ и __________, но в то же время беззащитная и _________. Сегодня здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в __________, ________помощи.Или
Учебник упр.5 с.91