Урок СБО на тему Лекарственные растения в нашей аптечке


Открытый урок СБО на тему:
«Лекарственные растения в домашней аптечке».
Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.Цели: 1. Повторить тему прошлого урока; познакомить учащихся с разными видами лекарственных растений, какую пользу приносят лекарственные растения.
2.Коррекция восприятия и воображения на основе упражнений в узнавании и различении.
3. Воспитывать мотивацию путём подбора занимательного материала.
Оборудование: рисунки лекарственных растений, карточки с заданиями, слова на карточках.
Ход урока.
I. Орг. момент.-рапорт дежурного.
II. Проверка домашнего задания.
-Какую тему изучали на прошлом уроке?
-Как надо правильно ухаживать за полом?
-Какие средства ухода за полом вы знаете?
III. Изучение нового материала.
-Ребята, такое задание. Вы должны из первых букв названий предметов, изображённых на рисунках, составить слова. И ещё разгадать ребусы.
(Слайд 1).
-Последнее задание. Возьмите по одному слогу из каждого слова, составьте слово.
ПОЛЕ, ДОРОГА, РОЖКИ, РОДНИК. (Подорожник).
-Правильно, это слово подорожник.
-К какой группе растений их можно отнести?
(ответы детей)
-Правильно, к лекарственным растениям.
IV. Сообщение темы и целей урока.
-Тема сегодняшнего урока «Лекарственные растения». (запись на доске).
На уроке мы узнаем какую пользу приносят лекарственные растения, будем учиться распознавать их, как правильно готовить настои и отвары из них.
а).Информация о лекарственных растениях.
-Почему эти растения называются лекарственными?
(ответы детей)
В поле, в лесу и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать, и уметь ими пользоваться. Ещё в давнее времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.
Лечение целебными травами всегда привлекало человека. Древнегреческий врач Гиппократ использовал 200 видов лекарственных растений. Древнеримский врач Гален был авторитетом в медицине вплоть до XX века, он использовал более 304 препаратов животного и минерального происхождения. Из лекарственных растений он рекомендовал извлекать полезные вещества в виде настоев, отваров, настоек.
В русской лекарственной медицине издавна применялись для лечения и профилактики заболеваний фруктовые соки, соки многих лекарственных растений и трав (например, берёзы, крапивы, одуванчика, подорожника, пустырника, мать-и-мачехи). Издавна использовались ягоды еалины, земляники, рябины, клюквы.
Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растений и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
б). Земляника.
-Ребята, слушайте загадку. О каком растений эта загадка?
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
-Правильно, это земляника. Какое полезное средство вы можете назвать?
(ответы детей)
-Земляника не только очень вкусная, но и полезная ягода.
В русской медицине используют листья и плоды земляники. Настой из плодов и листьев земляники применяется при заболеваниях почек, если есть в почках и печени камни. Так как земляника содержит витамин С, её можно применять как общеукрепляющее средство.
в). Крапива.
-Ребята, послушайте следующую загадку:
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься- укусит.
(ответы детей)
- Правильно. Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапиве посвящена целая поэма: «Сон посылает больнам, прекращает противную рвоту». Это растение известно как общеукрепляющее средство. Используются листья крапивы, собранные во время цветения. Из листьев готовят настой и экстракт. Крапива поможет остановить кровотечение при травмах и порезах.
г). Календула.
-Ребята, перед вами растение. Скажите название этого растения.
(ответы детей)
-Правильно, это календула. А как вы думаете, какое полезное свойство имеет это растение?
(ответы детей)
-Правильно, ребята. Это растение растёт в нашей местности. В медицине используется соцветие корзинки и трава без нижних чвстей стебля. Календулу употребляют как противовоспалительное средство при гастритах, язве желудка, а также поможет вам при заболеваниях ротовой полости и глотки.
д). Лопух.
-А теперь следующее растение. Оно вам всем знакомо. Скажите, что за это растение?
(ответы детей)
-Правильно, это лопух. Это растение растёт везде. Оно нам известно как сорняк. В медицине используются корни лопуха, которые собираются осенью. Настоем и отваром этого растения мамы вас напоят тогда, когда ты простудишься. Также когда у вас заболели почки.
е). Подорожник.
-А сейчас вам, ребята, прочитаю стихотворение. Вы должны сказать о каком лекарственном растений идёт речь.
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,Невзрачный цветок
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок
Да как же растёшь ты в пыли?
-О каком цветке говорится в стихотворений?
-Правильно. Это подорожник .А правильное название «подорожник большой». Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вмести скрылись с глаз.
- О каком целебном свойстве говорится в легенде?
(ответы детей)
-Правильно, ребята. Подорожник обладает кровоостанавливающим действием. В медицине используются листья, собранные во время цветения. Свежие листья и приготовленные из них сок, настой обладают ранозаживляющим, отхаркивающим действием.
ж). Ромашка.
-Ребята, послушайте загадку.
На лужайке, у дорожки,
Рос цветок на длинной ножке.
По краю белый лепесток,
В центре жёлтенький глазок.
(ответы детей).
-Правильно. Этот цветок ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина ромашки Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и семена ромашки рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Вот так ромашка попала в Россию.
-Ребята, а чем же полезна ромашка узнаете из стихотворения.
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
-Так чем же полезна ромашка?
(ответы детей)
-Правильно. Если у тебя заболит горло, когда ты простужен, когда у тебя кашель, если температура, надо принимать настой ромашки.
з). Чистотел.
-Ребята, отгадайте загадку.
Чудо-трава в огороде растёт,
Цветами жёлтыми цветёт,
О коже заботиться нам помогает,
Как она зовётся, кто отгадает?
(ответы детей)
-Правильно. Это чудо-трава чистотел.
-Ребята, для чего нужен чистотел, чем он полезен?
(ответы детей)
-Правильно. В медицине используется надземная часть чистотела. В отечественной народной медицине чистотел употребляется при лечении кожного туберкулёза. Наружно чистотел также применяется при туберкулёзе кожи, как средство от бородавок, мозолей. В отваре чистотела следует купать ребёнка купать ребёнка, чтобы кожа была чистой, гладкой, нежной и здоровой.
-Вот, ребята, познакомились с некоторыми видами лекарственных растений. А сейчас мы с вами запомним таблицу.
Название растений Применение
Земляника Общеукрепляющее средство. Применяется при заболеваниях почек, печени.
Крапива Общеукрепляющее средство. Используется при травмах и порезах, чтобы остановить кровотечение, при рвоте.
Календула Противовоспалительное средство. Используется при гастритах, язве желудка, при заболеваниях ротовой полости и глотки.
Лопух Используется при заболеваниях почки, при кашле, при простуде.
Подорожник Обладает кровоостанавливающим действием, ранозаживляющим, отхаркивающим действием.
Ромашка Используется при кашле, при температуре, при заболеваниях горла.
Чистотел Применяется при лечений заболеваний кожи, при лечений бородавок, мозолей.
-А теперь, ребята, поиграем в игру «Узнай и ответь». Перед вами все лекарственные растения. Я вам буду читать описание каждого растения, а вы должны их отгадать.
Растение растёт на пригорке. С маленькими ягодками, плоды очень вкусные, название дано от родной земли.
(Земляника)
Это растение растёт везде. Кустик зелёный, он жжётся.
(Крапива)
Это растение растёт везде, знают как сорняк. Применяется от простуды и кашля.
(Лопух)
Это растение растёт у дороги. Оно помогает от кашля, останавливает кровь.
(Подорожник)
Эта трава растёт в огороде. У неё жёлтые цветочки. Она используется при заболеваниях кожи.
(Чистотел)
Растёт на лужайке, у дороги. Этот цветок на длинной ножке, в центре жёлтенький глазок. Используется при кашле, когда поднимается жар, если простудился.
(Ромашка)
Это растение используется при заболеваниях ротовой полости и глотки.
(Календула)
V. Обобщение.
-Ребята, о каких растениях мы с вами говорили на уроке?
-Почему эти растения называются лекарственными?
-Чем полезна крапива?
-Для чего используется земляника?
-Расскажите о целебных свойствах лопуха.
-Что за цветок календула?
-Что можете рассказать о подорожнике?
-Чем полезна ромашка?
-Расскажите о чистотеле.
VI. Итог урока. Оценки за урок. Д./З. записи в тетради.