Проект по окружающему миру Лекарственные растения


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ:
I. Паспорт проектной работы:
1.1 Титульный лист проекта.........................................................................................
1.2 Аннотация к проекту...............................................................................................
1.3 Цель проекта.............................................................................................................
1.4 Задачи проекта..................................................................................
1.5 Этапы и методы работы над проектом...............................................................
1.6 Необходимое оборудование и смета..................................................................
1.7 Продукт……............................................................................................................
1.8 Отзыв руководителя.............................................................................................
II. Описание процесса исполнения..................................................................
III. Выводы и самоанализ работы над проектом................................................
IV. Список источников информации по проекту...............................................
V. Приложения.....................................................................................................Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №61"
г. Брянска.
Конкурс проектов
учащихся образовательных учреждений города (начальная школа).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Лекарственные растения Брянской области».
Окружающий мир.
Выполнили:
Лощенок Олег
Трунова Юлия

Руководитель:
Е.М.Прозорова

Брянск 2017г.
1.2 АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ.
Испокон веков люди лечились с помощью растений от различных заболеваний. За тысячи лет накоплен огромный опыт использования трав в качестве лекарств. Известные врачеватели древности применяли в своей практике растения, которые и по сей день используются в современной медицине.
Люди обычно не обращают внимание на растения. Растениям грустно , им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Но в трудную минуту мы часто обращаемся к растениям. Люди разных поколений лечат свои недуги и снимают усталость с помощью растений. О таких растениях, которые называются лекарственными, дети узнают при работе над проектом.
1.3 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Свою работу мы начали в декабре и поставили перед собой цель: познакомиться с многообразием лекарственных растений родного края и своей местности.
1.4 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
1.Узнать, какие лекарственные растения растут в нашей местности.
2.Выяснить значение лекарственных растений для человека.
3.Узнать, как производится сбор и хранение лекарственных растений
1.5 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Формирование групп для проведения исследований– 1 урок, 20 минут.
Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 2 урок, 15 минут.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 3 урок, 15 минут.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 4 урок, 10 минут.
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 5, 6, 7 урок.
Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 8,9 урок.
Защита полученных результатов и выводов – 10 урок.
1.6 НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СМЕТА.
№п/пНаименование Количество Стоимость ( р.)
1.7 ПРОДУКТ.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1.8 ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ.
Отзыв на исследовательский проект
учеников 3в класса МБОУ СОШ № 61г. Брянска.
Тема проекта выбрана не случайно. После завершения проекта учащиеся смогут: иметь представление о значении лекарственных растений для жизни человека, знать правила их сбора и хранения, использовать растения для сохранения и укрепления здоровья.
Реализация проекта дала возможность учащимся расширить свой кругозор, поделиться с ребятами успехами и достижениями при выполнении поставленной цели. Проект, сплотил и объединил и детей и семьи. Данный проект может быть использован на внеклассных мероприятиях, на уроках окружающего мира и литературного чтения. Проект способствует развитию познавательных интересов у учащихся
Руководитель проекта учитель начальных классов Прозорова Е.М.
II. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ.
Я не степью хожу - я хожу по аптеке, Разбираясь в её травяной картотеке. Беспредельная степь, бесконечная степь Ты природой написанный странный рецепт.
Семен Кирсанов
I. Из истории траволечения. На заре человечества жизненный опыт был единственной формой изучения окружающего мира. Опыт и наблюдения позволили народам всех стран выявить лечебные свойства многих растений. Помогли и наблюдения за поведением животных. Из истории нам известно, что животные на пастбищах поедают растения выборочно, не трогая ядовитые. Даже собаки и кошки, не являясь травоядными, иногда разыскивают и поедают какие-то свои травки.Это и помогло людям убедиться в том, что после употребления одних у животных появляются возбуждение, рвота, понос и другие необычные реакции. Так были выявлены рвотные и слабительные средства, которые в дальнейшем и стали применять с лечебной целью.В начале лекарствоведением занимались женщины — хранительницы домашнего очага.

Большое влияние на медицинское и лекарственное дело в России оказали реформы Петра I. Его указом были организованы медицинские школы, учреждены восемь аптек и наложении запретили на торговлю лекарствами вне их.
Заготовку растительного сырья вели по всей России. Однако лекарственная флора в те годы изучалась недостаточно. В XVIII веке Академией наук были организованы многочисленные научные экспедиции, в том числе и по изучению лекарственной флоры.
А в 1931 году основан Всесоюзный научно - исследовательский институт лекарственных растений
II. Лекарственная растительность Брянской области.
Крапива Крапива считается многолетним травянистым лекарственным растением. Крапива защищена маленькими жгучими волосками, которые при воздействии с кожей человека раздражают её. Это лекарственное растение цветёт всё лето.Крапива считается многолетним травянистым лекарственным растением. Крапива защищена маленькими жгучими волосками, которые при воздействии с кожей человека раздражают её. Это лекарственное растение цветёт всё лето.Встречается крапива везде. Сбор листьев осуществляется во время цветения. Сушку производят в хорошо проветренном помещении, без прямых солнечных лучей. Готовое сырьё хранится в матерчатых мешках или в коробках.В народной медицине крапива используется при нарушении обмена веществ, дизентерии, хорошее противораковое средство. Крапива обладает хорошим бактерицидным действием, её используют как укрепляющее средство для волос.Одуванчик лекарственныйОдуванчик лекарственный – общеизвестное многолетнее травянистое растение. Цветёт с мая по август.Используются корни, выкапываемые осенью в период увядания листьев и весной до цветения, и наземная часть, которую собирают в начальный период цветения.В народной медицине одуванчику придаётся большое значение, издавна его считали «жизненным эликсиром». Используется это растение как улучшающее пищеварение, желчеотделение, успокаивающее средство, полезное при желтухе, бессоннице и других заболеваниях.Подорожник большойПодорожник большой – многолетнее травянистое растение, с цветоносным стеблем до 20 – 30 см высоты. Цветёт с июня до осени.Используются листья, собранные во время цветения. Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар – при дизентерии. Настой из листьев – одно из лучших отхаркивающих средств. Листья подорожника применяют также как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.Полынь-21336096520Полынь – травянистое многолетнее растение, высотой до 130 см. Всё растение имеет серо-серебристый оттенок. Цветёт в июле – августе. В качестве лекарственного сырья во время цветения собирают цветущие верхушки вместе с цветками. Настой используют как желчегонное и усиливающее аппетит средство. Обладает лёгким снотворным средством. В больших количествах полынь ядовита.ПустырникПleft0устырник, или сердечная трава известен в народной медицине со времён средневековья. Настой и настойка травы действует на сердечно-сосудистую систему, замедляет ритм сердца, увеличивает силу сердечных сокращений, снижает кровяное давление. Препараты пустырника действуют успокаивающе на центральную нервную систему, обладают лёгким снотворным действием, улучшают сон.

Ромашка
Ромашка– однолетнее травянистое растение, высотой до 20 – 40 см. Цветёт ромашка в мае – августе. Используются цветочные корзинки, собранные в начале цветения, когда краевые язычковые цветки в корзинках расположены горизонтально.Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, потогонное, желчегонное действие.В косметике ромашка находит применение в виде настоя для придания волосам золотистого оттенка и для поддержания свежести кожи в качестве умываний.. Хвощ полевойХleft0вощ полевой – многолетнее травянистое лекарственное растение, высотой 6 – 20 см. Распространён почти во всех районах страны. Растёт на полях и лугах, на пустырях и в поймах рек, на пастбищах и у водоёмах.В пищу идут колоски-пестики и молодые сочные стебли. Из них готовят супы, жаркое с сухими грибами, мясом, запеканки, жарят в сметане. Дети охотно едят пестики хвоща в сыром виде прямо в поле.Настои, соки, отвары хвоща полевого обладают мочегонным, кровоостанавливающим, противовоспалительным действием. 
Тимьян ползучий ( чабрец, богородская трава) С незапамятных времен чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. Растение в народе очень популярно, особенно у славян. Еще во время язычества наши предки на кострища клали чабрец, воскуривая фимиам богам. И сейчас употребляют траву чабреца для окуривания помещений, например, коровников, после отела коров, для окуривания молочных горшков, подкуривают им также напуганных детей. 
Полезные свойства чабреца в первую очередь обладают антисептическим действием. Также ему присуще противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, бронхорасширяющее, спазмолитическое, слабое снотворное, противоглистное и многие другие свойства. Чабрец эффективно победит и такие заболевания как суставный и мышечный ревматизм, ушибы, и сыпи, которые носят неинфекционный характер. В борьбе с данными недугами следует принимать ванны из чабреца. 

Чертополох поникающийЧертополох поникающий – многолетнее растение. Цветёт летом и осенью малиновыми или пурпуровыми цветами. Растёт в полях. С лечебной целью используются верхушки растений, корни, соцветия, плоды, листья.В народной медицине отвар, настой верхушек растения применяется при бронхиальной астме, бронхитах, заболеваниях почек и мочевыводящих путей, как жаропонижающее. Отвар соцветий употребляют при диарее. Настой используется для промывания ран, язв, при диатезе. Сок корней более эффективен при раке кожи. III.Анкетирование по применению лекарственных трав.
В ходе работы над данной темой был проведён опрос взрослых и одноклассников по применению ими лекарственных растений.
Результаты опроса взрослых следующие:
Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?
Да- 30% Нет- 50% Иногда- 20
Применение каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективным?
Ромашка - 7 чел
Шиповник – 6 чел
Мать- и – мачеха – 6 чел
Результаты опроса одноклассников следующие:
Знаете ли вы, что такое лекарственные растения?
Да- 30 человек
Нет- 0 человек
Затрудняюсь ответить- 0 человек
Какие лекарственные растения знаете?1-2 растений назвали –8 человек2-3 растений назвали - 10 человек
4-5 растений назвали -12 человек
Применяют ли родители лекарственные растения при лечении ваших болезней?
Да-20% Нет- 60% Иногда-20%
Анкетирование показало, что одноклассники плохо знают названия лекарственных растений, а взрослые не всегда их используют при лечении.
III. ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Выбранная нами тема исследовательской работы очень актуальна и имеет большую значимость. Работая над задачами, поставленными в ходе работы мы подрастающее поколение должны понимать, что человек использовал травы в качестве лекарства задолго до появления медицины как науки. Этот опыт передавался веками.  Поставив перед собой цель – изучить наиболее распространённые лекарственные травы нашего села, нам пришлось выполнить огромную работу. Своё знакомство начали с изучения домашних энциклопедий, справочников, газет. Конечно же, не всегда мы могли найти все нужные книги дома, поэтому посещали школьную и сельскую библиотеки. Беседовали с родителями, бабушками, дедушками. Искали информацию в сети интернет. И были удивлены, что в состав почти каждого растения входят такие микроэлементы, которые содержатся и в медицинских препаратах и не исключение – дорогостоящие.  Наша первая гипотеза подтвердилась. Травами можно вылечить практически любое заболевание, нужно только знать лекарственные растения и правильно приготовить народное средство. Чтобы проверить вторую гипотезу, провели опрос на знание лекарственных трав. Оказалось, что недостаточно хорошо мы знаем лекарственные растения. Таким образом, вторая гипотеза не подтвердилась.
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ:
Л.И. Грехова «В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры с детьми» сервисшкола – М. 2002
В.В. Смирнова «Тропинка в природу» Издат. «Союз» - 2003
Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание младших школьников» -М.2000
А.Т. Зверев «Экологические игры» –Москва ОНИКС 21 век – 2001
htt: \\ festival. 1 september. ru
Атлас лекарственных растений. Москва, 2000 г.
Граубин Г.Р. наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе в 2-х частях.-Чита: Экспресс-издательство, 2008г.
Кортиков В.Н.,Кортиков А.В. «Полная энциклопедия лекарственных растений».издательский Дом «Проф-Пресс».Ростов-на –Дону, 2001
http://zaosiz.ru/interesno/sovets/article/147-lekarstvenniirasteniya.html#
http://www.smela-info.biz/uploads/news/165/oduvanchik2.jpg
 http://mkb-net.ru/hvoshh-polevoy.html#ixzz2uiVLlC00
http://pimpik.org/wp-content/uploads/2013/07/2552.jpg
http://www.medn.ru/statyi/lekarstvennyie-rasteniya/krapiva-konoplevaya-konoplevidnaya.html
 http://ns.sitecity.ru/users/w/worldofspice/storage/lalbum_2601131804.p_2601151537_9636.jpg
V. ПРИЛОЖЕНИЯ.