Урок по уровневым программам на тему: горючие полезные ископаемые


Разработка открытого урока
по познанию мира.
составила и провела: Свистунова Е.В.
учитель начальных классов
гимназии № 6 им. Ю.Гурова высшей категории
время проведения: февраль, 2016
место проведения: гимназия № 6
класс: 3 «Б»
Тема: «Горючие полезные ископаемые»
Цель: Сформировать понятие «горючие полезные ископаемые» и определить их роль в жизни человека.
Задачи: 1. Образовательные:
Формировать понятие «горючие полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране горючих полезных ископаемых;
Обучать умению распознавать горючие полезные ископаемые, работать с картой, определять их по свойствам;
Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;
Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;
2. Развивающие:
2.1. Развитие умения анализировать объекты;
2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;
2.4. Расширение кругозора;
2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;
3. Воспитательная:
Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
Оборудование: Учебник познание мира 3 класс , карта полезных ископаемых, рабочая тетрадь, исследовательская карта по системе Галиева, дополнительный материал о горючих полезных ископаемых, их фото.
Методы и приемы:- наблюдения; исследовательская работа; эвристическая беседа; диалогическая речь: работа с учебником; сравнительно-сопоставительный анализ.
 Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективнаяХод урока:
Этапы урока Содержание урока Действия учителя Действия ученика ресурсы1. Организационный момент Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелали успеха глазами
И вперед – за новыми знаниями! Декламирует стихи, организует положительный настрой на урок Выполняют движения , по ходу стихотворения Повторение изученного:
Устный опрос по плану:
- Что такое полезные ископаемые?
- что такое месторождения полезных ископаемых?
- назовите группы полезных ископаемых по свойствам
- на какие группы делят полезные ископаемые по использованию?
- назовите руды чёрных металлов
- назовите руды цветных металлов
- какие полезные ископаемые называют не рудным?
Расскажите о нерудных полезных ископаемых (3 уч-ся отвечают дом. Задание) Проводит опрос пройденного материала Отвечают на вопросы
3 уч-ся отвечают у доски – материал предыдущего урока Мозговой штурм (КМ)
Сообщение новой темы.
Работа над новым материалом
Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секретыТаят обычные предметы: Блестят в солонке минералы!Снежинки – это же кристаллы!Фольга, скрывавшая конфету -Металл такой же, как в ракетах.Таит его простая глина,Сестра сапфира и рубина!А коль споткнешься ты о камень,Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природаТебе подсунула породу!
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
Д: О полезных ископаемых
У: Какие полезные ископаемые вы уже знаете?
Загадки
1. Чёрный, блестящий, Помощник настоящий,Он несет в дома тепло,От него кругом светло,Помогает плавить сталь,Делать краски и эмаль. (Уголь)
2. Без нее не побежит,Ни такси, ни мотоцикл,Не поднимется ракета,Отгадайте, что же это? (Нефть)
3. На кухне у мамы помощник отличный,Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
- К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).
- Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
- Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
- Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ –не возобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).
На какие группы делятся горючие полезные ископаемые?
Д: Жидкие, твердые, газообразные
Прочитайте самостоятельно материал учебника – чтение с пометками.
- О каких горючих полезных ископаемых узнали?
- Что узнали нового?
- Что было не понятно?
- О каком полезном ископаемом не говорится в учебнике? (уголь).
- Человек какой профессии занимается поиском полезных ископаемых? (геолог)
Подводит учащихся к определению темы урока,
знакомит с новыми понятиями: возобновляемые и не возобновляемые природные ресурсы.
Организует диалоговую беседу
Подводит к классификации горючих полезных ископаемых
Отвечая на вопросы учителя, определяют тему урока.
Узнают новые понятия.
Классифицируют полезные ископаемые – твёрдые, жидкие, газообразные
Самостоятельная работа по учебнику – чтение с пометками.
Беседа после чтения помогает уточнить полученные знания. Диалоговая беседа
Интерактивная доска
Презентация способов добычи полезных ископаемых
Фото полезных ископаемых
«Чтение с пометками» (КМ)
Закрепление новой темы Сегодня мы отправимся в заочную геологическую экспедицию. Мы сформирует 4 группы. Каждая группа будет исследовать своё полезное ископаемое.
1 группа: рассказать про уголь
2 группа: рассказать про торф
3 группа: рассказать нефть
4 группа: рассказать про природный газ Учитель организует работу в группе
Резерв времени: 10 мин. Дети работают в группах. Заполняют маршрутный лист по системе Галиева и рисуют кластер Расчет 1-4.
физминуткаМузыкальная физминутка «Две половинки» Обобщение Выступление групп.
Формативное оценивание – «Две звезды и пожелание» Организует работу\
Выступление 1 группы – 3 мин. Каждая группа рассказывает об изученном материале, демонстрирует кластер «Две звезды и пожелание» - формативнное оценивание, интерактивная доска
рефлексияУ: Ребята, поднимите руку те, кто узнал сегодня на уроке много нового.
А кто ничего нового не узнал?
О чем вам захотелось рассказать родителям дома?
Д:
У: Оценки за урок…Спасибо за работу, урок окончен! Организует рефлексию Рефлексируют по материалу урока и построению урока Домашнее задание Пересказ по учебнику. Эссе: что можно сделать, чтобы сберечь природные богатства? Объясняет домашнее задание Задают вопросы. Маршрутный лист ( исследровательский лист по М.Галиеву)
Анализ:
+ применения и добычи
- применения и добычи
Проблемы:
Решение проблем
Каменный уголь – это ________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
Свойства_____________________________________________
______________________________________________________
Месторождения _____________________________________
___________________________________________________
Применения________________________________________
___________________________________________________
Профессии_________________________________________
__________________________________________________

План работы:
1. Что такое каменный уголь?
2. Свойства каменного угля
3.Виды каменного угля
4. Применение каменного угля
5. Где добывают каменный уголь?
6. Профессии людей, связанные с добычей и применением каменного угля
Новые понятия.
Антроцид, бурый уголь, каменный уголь
Практическая работа:
Экология добычи полезных ископаемых
Маршрутный лист ( исследровательский лист по М.Галиеву)
Анализ:
+ применения и добычи
- применения и добычи
Проблемы:
Решение проблем
Торф – это ________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
Свойства_____________________________________________
______________________________________________________
Месторождения _____________________________________
___________________________________________________
Применения________________________________________
___________________________________________________
Профессии_________________________________________
__________________________________________________

План работы:
1. Что такое торф?
2. Свойства торфа
3. Применение торфа
5. Где добывают тор?
6. Профессии людей, связанные с добычей и применением торфа
Новые понятия.
Торфянник, невозобляемое полезное ископаемое
Практическая работа:
Экология добычи полезных ископаемых
Маршрутный лист ( исследровательский лист по М.Галиеву)
Анализ:
+ применения и добычи
- применения и добычи
Проблемы:
Решение проблем
Природный газ – это ________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
Свойства_____________________________________________
______________________________________________________
Месторождения _____________________________________
___________________________________________________
Применения________________________________________
___________________________________________________
Профессии_________________________________________
__________________________________________________

План работы:
1. Что такое природный газ?
2. Свойства газа
3. Применение газа
5. Где добывают природный газ?
6. Профессии людей, связанные с добычей и применением природного газа
Новые понятия.
Невозобновляемые природные ресурсы, газопровод
Практическая работа:
Экология добычи полезных ископаемых
Маршрутный лист ( исследровательский лист по М.Галиеву)
Анализ:
+ применения и добычи
- применения и добычи
Проблемы:
Решение проблем
Нефть – это ________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
Свойства_____________________________________________
______________________________________________________
Месторождения _____________________________________
___________________________________________________
Применения________________________________________
___________________________________________________
Профессии_________________________________________
__________________________________________________

План работы:
1. Что такое нефть?
2. Свойства нефти
3. Применение нефти
5. Где добывают нефть?
6. Профессии людей, связанные с добычей и применением нефти
Новые понятия.
Невозобновляемые природные ресурсы, нефтяной шельф, нефтяная вышка
Практическая работа:
Экология добычи полезных ископаемых
Фото презентация работы 1 группы: фото: слушаем и обсуждаем работу 1 группы: фото: выступление 3 группы фото: защита работы 4 группы


Дополнительный материал Уголь.


Уголь образовался из остатков растений. Уголь — полезное ископаемое, вид топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. В угле различают четыре его типа:бурые угли , каменные угли, антрациты. При сжигании угля образуется зола. Дает хорошее тепло Каменный уголь – твердое горючее, полезное ископаемое растительного происхождения. Он представляетсобой плотную породу черного, иногда темно-серого цвета с блестящей матовой поверхностью
Бурый уголь — твердый ископаемый уголь, образовавшийся из торфа , Имеет бурый цвет, наиболее молодой из ископаемых углей. Используется как местное топливо, а также как химическое сырье. Содержат много воды и поэтому имеют низкую теплоту сгорания.
Антрацит — самый глубоко прогревавшийся при своем возникновении из ископаемых углей. Характеризуется большой плотностью и блеском. Применяется как твердое высококалорийное топливо Имеют наибольшую теплоту сгорания, но плохо воспламеняются
Добыча угля Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при всё большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты.
Экибастузский угольный бассейн — расположен в Экибастузком районе, Павлодарской области Республики Казахстан. Крупнейшее угольное месторождение Казахстана Близ бассейна проходят железнодорожная магистраль Павлодар — Астана, канал Иртыш-Караганда и автострада Павлодар — Караганда. Приурочен к замкнутой котловине площадью 155 км² при длине 24 км и максимальной ширине 8,5 км. Общие геологические запасы углей около 10 млрд т. Центр добычи — город Экибастуз . Открытие месторождения В 1886 году геолог-самоучка и рудознатец Косум Пшембаев открыл месторождение угля. В заявке, поданной хозяину, Пшембаев написал, что пометил он место двумя глыбами соли, которые притащил с соседнего озера. Отсюда и пошло название: «Еки бас туз» — «Две головы соли» . «Угольное богатство Экибастузского бассейна громадное, мы даже не думаем, чтобы в Европе существовало другое подобное накопление минерального топлива».
Караганди́нский у́гольный бассе́йн — один из крупнейших в мире угольных бассейнов.Расположен на территории Казахстана, в пределах Казахского мелкосопочника.Основные центры добычи — города Караганда, Сарань, Абай,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA" \o "Шахтинск" Шахтинск.История освоения Первооткрывателем Карагандинского угольного месторождения считается пастух Аппак Байжанов, который в 1833году нашёл куски каменного угля в урочище Караганды, в 25 километрах южнее реки Нуры. Земля эта издревле принадлежала двум казахским родам — Сармантай и Мурат.
Торф  — горючее полезное ископаемое. Образовано скоплением остатков мхов, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф.
Торфяная земля
Из верхового, реже из низинного разложившегося торфа заготавливаются торфяная земля и торфяной перегной используемые в садоводстве и декоративном цветоводстве
Торф улучшает плодородие земли. В смеси с песком торфяная земля применяется для посевов мелких семян и в качестве основного компонента при приготовлении земляных смесей для многих растений защищенного грунта.
Торфяная промышленность — отрасль топливной промышленности, предприятия которой осваивают торфяные месторождения, добывают и перерабатывают торф. На нынешний момент основная часть торфа, используется для потребностей сельского хозяйства (в качестве удобрения), как сырьё для некоторых химических предприятий и как топливо на некоторых электростанциях.
Разрабатывают торф открытым способом, потому что все торфяные месторождения расположены на земной поверхности.
Природный газ — это полезное ископаемое, которое залегает в недрах Земли в газообразном состоянии. Он может представлять либо отдельные скопления (газовые залежи), либо газовую шапку нефтегазовых месторождений. Природный газ и его компоненты широко используются в народном хозяйстве. Добыча газа ведется на трех крупнейших месторождениях: газоконденсатном Карачаганаке, нефтяных Кашагане и Тенгизе. 
Природный газ — это полезное ископаемое, которое залегает в недрах Земли в газообразном состоянии. Он может представлять либо отдельные скопления (газовые залежи), либо газовую шапку нефтегазовых месторождений. Природный газ и его компоненты широко используются в народном хозяйстве.Природный газ – это важный источник энергии, позволяющий уменьшить загрязнения и способствующий поддержанию нормальной экологической обстановки. По сравнению с остальными источниками энергии, обладает рядом преимуществ:
сгорая, выделяет только углекислый газ и водный пар, это смесь, которой мы обычно дышим на улице;
при сгорании не выделяет копоти и дыма;
быстро разжигается и процесс его горения легко контролировать;
почти не содержит твёрдых примесей и других вредных компонентов;
относительная дешевизна, благодаря более лёгкому способу добычи и транспортировки.
По своим энергетическим свойствам природный газ уступает лишь нефти, которая выделяет при сгорании больше энергии. Но в отличии от нефти, которую сначала нужно переработать, природный газ практически не требует предварительной обработки.
Природный газ – это полезное ископаемое в газообразном состоянии. Оно используется в очень широких пределах в качестве топлива. Но сам природный газ как таковой не используется как топливо, из него выделяют его составляющие для отдельного использования.Состав природного газаДо 98частей из ста природного газа составляет метан, также в его состав входят гомологи метана - этан, пропан и бутан. Иногда могут присутствовать углекислый газ, сероводород и гелий. Таков состав природного газа.Физические свойстваПриродный газ бесцветен и не имеет запаха (в том случае, если не имеет в своём составе сероводорода), он легче воздуха. Горюч и взрывоопасен.Ниже приведены более подробные свойства компонентов природного газа. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. Скважины стараются разместить равномерно по всейтерритории месторождения. Это делается для равномерного падения пластового давления в залежи. Иначевозможны перетоки газа между областями месторождения, а также преждевременное обводнение залежи.
Газ выходит из недр вследствие того, что в пласте находится под давлением, многократно превышающематмосферное. Таким образом, движущей силой является разность давлений в пласте и системе сбора.
Добыча газа ведется на трех крупнейших месторождениях: газоконденсатном Карачаганаке, нефтяных Кашагане и Тенгизе.
Большая нефть Казахстана
 Нефть  — природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов  и некоторых других химических соединений. По химическому составу и происхождению нефть близка к природным горючим газам 
Нефть — жидкость от светло-коричневого (почти бесцветная) до тёмно-бурого (почти чёрного) цвета (хотя бывают образцы даже изумрудно-зелёной нефти). На территории Республики Казахстан расположено 202 нефтяных и газовых месторождения.
Сырая нефть является ценнейшим для народного хозяйства жидким энергетическим сырьем. Как топливо она используется в народном хозяйстве лишь в исключительных случаях и в незначительных количествах. Основной объем добытой нефти очищается, перерабатывается и в качестве продуктов переработки используется в отраслях промышленности и народного хозяйства
На данный момент нефтегазовая и энергетическая отрасли являются важнейшей основой экономики Республики Казахстан, определяющей стабильное экономическое развитие государства. Казахстанский нефтегазовый комплекс фактически стал базисом для активной реализации стратегии диверсификации отечественной экономики, объявленной руководством страны важнейшей экономический задачей нации на долгосрочную перспективу.
Казахстан располагает крупнейшими в Каспийском регионе доказанными запасами сырой нефти.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Дата 30.01.2016 года
Класс: 3 «Б»
Предмет: познание мира
Тема: Горючие полезные ископаемые
Тип урока: урок изучения новых знаний

Преподавание познание мира ведется по учебнику «Познание мира» издательства Алматыкитап. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Полезные ископаемые», «Рудные полезные ископаемые», «Нерудные полезные ископаемые». Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Полезные ископаемые» и является завершающим в данном блоке.
Цель: Сформировать понятие «горючие полезные ископаемые» и определить их роль в жизни человека.
Задачи: 1. Образовательные:
Формировать понятие «горючие полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране горючих полезных ископаемых;
Обучать умению распознавать горючие полезные ископаемые, работать с картой, определять их по свойствам;
Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;
Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;
2. Развивающие:
2.1. Развитие умения анализировать объекты;
2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;
2.4. Расширение кругозора;
2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;
3. Воспитательная:
Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
воспитательный: Воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Это урок освоения новых знаний.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с дополнительным материалом, исследование, построение кластеров).
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента – чтение активизирующих стихов.
Следующий этап – проверка домашнего задания и повторение раннее изученных тем. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением (формативное и суммативное оценивание).
Затем определение темы и учебных задач урока через разгадывание загадок. Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Дети через беседу узнают понятия возобновляемости и невозобновляемости природных ресурсов. Через мозговой штурм вспоминают, что известно о горючих полезных ископаемых, далее - просмотр слайдов о способах их добычи. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап урока – знакомство с новым материалом. Дети знакомятся с материалом учебника . Данная работа проводится самостоятельно – метод «чтения с пометками». Затем анализируется прочитанное, уточняются непонятные моменты. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.
На основном этапе - этапе усвоения нового материала – использовалась работа в группах. Каждая группа подготовила кластер по одному из полезных ископаемых. Две группы работали в основном по материалам учебника. Две другие группы работали с дополнительным материалом. Их работа является углублением в тему и носит ознакомительный характер.
После физминутки каждая группа выступила с сообщением. Обязательное условие – каждый участник группы должен сообщить свою часть доклада. Формативное оценивание работы группы «Две звезды и пожелание». Эта форма заставляет учащихся всего класса внимательно слушать выступающую группу, задавать уточняющие вопросы, анализировать услышанное.
На этапе рефлексии дети подвели итог урока. Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о горючих полезных ископаемых и способах их добычи. Поставлена проблемная ситуация – невозобновляемость полезных ископаемых и необходимости бережного к ним отношения.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 30 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся вели лидирующие роли в группе, обучали остальных.
Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение доброжелательное, доверительное.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенно интересной для учащихся была работа в группе и дальнейшая её презентация.
Перспективы педагогической деятельности: продолжить работу с использованием 7 модулей Кембриджского университета. как наиболее эффективное средство активизации познавательной деятельности младших школьников.