Горючие полезные ископаемые.(4 класс)


Тема урока: Горючие полезные ископаемые. Программа «ОЭФГ» «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и экономии.
Цели урока:
- изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
- развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь, развивать умение работать в группах;
- способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Тест.
Выбери верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.
Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) Гранит;
Б) Рубин;
В) Руда.
Металлы – это:
А) Соль, агат, базальт;
Б) Медь, алюминий, железо, олово;
В) Известняк, глина, песок.
Из железной руды получают:
А) Чугун, сталь;
Б) Алюминий, гранит;
В) Бриллиант, малахит.
Крупнейшие месторождения железной руды:

Условное обозначение месторождения железной руды:
3. Постановка проблемы.
– Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.
– А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?
4. Сообщение темы урока.
– О чем сегодня на уроке будем говорить?
– Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Слайд 1.
5. Работа по изучению новой темы:
1) Беседа.
– Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ)
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)
– Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)
2) Работа с учебником.
– Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф)
– Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений)
– Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо-консервы».
3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.
Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:
Полезное ископаемое Свойства полезного ископаемого Место рождения
Каменный уголь Торф Нефть Газ А) Исследование свойств каменного угля. Слайды 2-4.
–Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.
2) Исследование нефти.
– Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)
– Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.
4) Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. Что это?
Выступление ученика-эксперта о природном газе.
Заполнение таблицы.
6. Физминутка.
7. Работа с физической картой
- Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения.
8. Закрепление. Проверочная работа в группах.
– Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
1 ряд – свойства нефти
2 ряд – свойства каменного угля
3 ряд – свойства природного газа
горючее
твердое
жидкость
имеет запах
маслянистый
сыпучее
хрупкое
коричневого цвета
черного цвета
легкий
бесцветный
легче воды
газообразное
тяжелее воды
не имеет запаха
Проверка.
9. Рефлексия.
я


10. Итог
11. Д/З
Описать одно горючее полезное ископаемое (дополнительные сведения);
Составить кроссворд по полезным ископаемым.