Конспект открытого урока по познанию мира на тему Полезные ископаемые


Тема урока: Полезные ископаемые
Цель урока: Дать учащимся понятие о полезных ископаемых,о видах полезных ископаемых,о значении полезных ископаемых для человека;воспитывать любовь к природе,к бережному отношению к природеХод урока
Оргмомент.
“Мозговой штурм” (выбор карточек)
Учебный предмет, изучаемый в школе и связанный с природой. (познание мира)
Деятельность человека, нацеленная на защиту природы. (охрана природы)
Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (вода)
Верхний слой земли, где живут растения. (почва)
Живое существо, активно и осознанно воздействующее на живую и неживую природу. (человек)
Повторение. Из чего состоит земная кора?(горных пород и минералов)
Где находятся горные породы? (в горах, на равнинах, на дне рек, озер, морей)
Работа над темой урока.
“Полезные ископаемые и их значение в жизни людей” – сообщение темы урока.
Подготовка к восприятию:
- Оглянитесь вокруг: вот молоток и утюг, клещи и чайник. Они сделаны… Откуда берется металл? Его выплавляют из железной руды.
- По дороге едут автомобили, по небу летят самолеты. Они не могут двигаться без… А горючие масла делают из нефти.
- Строители потрудились над домом: Побелили, зацементировали, застеклили. Дом обогревается газом или углем.
Каменный уголь, нефть, удобрение, для полей, мел, золото, серебро, алмазы, известняк, и мрамор – все это полезные ископаемые.Что такое полезные ископаемые?
Работа с учебником (с.62-64)
Чтение текста “цепочкой” Оформление тетради. Запись темы, месторождение, руда.
Беседа по восприятию:
- Что такое полезные ископаемые?
- Как наз. места залегания полезных ископаемых? На сегодняшний день в Казахстане известны 493 месторождения.
- Что называется рудой?
- Как добывают полезные ископаемые? Открытый способ- карьера, закрытый способ – вышки, шахты, буровые установки.
Практическая работа ( Коллекция)
Рассматривания образцов полезных ископаемых.
Определение их вида, твердости, блеска, применения.
Сообщения детей: соль, нефть, алюминий, фосфориты.
Знакомство с видами полезных ископаемых.
По способу применения полезные ископаемые делятся на три группы:
Горючие
Рудные (горные породы, в составе которых встречается металл и в процессе их обработки получают железо, алюминий и др.)
Нерудные. (Используют для получения кислот, удобрения, а также для нужд строительства)
(Распределения полезных ископаемых по группам)
Карточки
Учитель: Казахстан справедливо называют “ кладовой подземных сокровищ” Здесь добываются почти все известные на земле полезные ископаемые. Образцы их можно увидеть в Геологическом музее в Алматы.
Работа с картой
Знакомство с условными знаками.
Нахождения месторождений, обозначение их на карте
- Соль
- Железная руда
- Нефть, газ.
- Каменный уголь
- Фосфориты
Обобщение
- Как наз. природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые добывают и используют люди?
- Какие полезные ископаемые знаете?
- Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?
(Основное разрабатываемое газовое месторождение находится в Карачаганаке. Оно относится к крупнейшим в мире.)Итог.