Воспитание патриотизма и идентичности на уроках истории и обществознания


Воспитание патриотизма и гражданской идентичности обучающихся на уроках истории и обществознания.Теперь, когда мы умеем летать по небу,
                                              как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам
осталось одно – научиться жить на земле,
как люди.
Бернард Шоу
 
 
    Формирование многоуровневой идентичности личности школьника является одним из важнейших путей развития ценностей. В современной науке гражданская компетенция рассматривается как:
формирование чувства принадлежности к обществу и порождаемая этим ответственность за его настоящее и будущее;
понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству.
Безусловно, все составляющие гражданской компетенции должны формироваться в деятельностном режиме, с помощью интерактивных методов обучения, с опорой на современное информационное пространство. Руководствуясь этой идеей, я во многом пересмотрела подходы к выбору средств обучения. Настоящей находкой стала для меня идея использования на уроке проблемных и ситуационных (компетентностных) задач. Мной освоена технология составления ситуационных задач обществоведческой направленности:
с учетом теоретического материала необходимо придумать проблемную (конфликтную) жизненную ситуацию, близкую интересам обучающихся;
сформулировать вопрос по разрешению данной проблемы, для ответа на который обучающиеся должны будут применить предметные знания (знание законов, фактов, документов);
предложить обучающимся определенную роль в разрешении указанной ситуации.
Как видно, специфика таких задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему. При решении ситуационных задач формируются универсальные учебные навыки школьников, прежде всего – умение работать с информацией и отстаивать собственную позицию.
    Когда мы говорим о гражданской идентичности, мы понимаем осознание принадлежности к гражданской общности, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Такие качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие основу свободного жизненного выбора личности являются основными показателями сформированности гражданской идентичности.
  Нельзя забывать о такой важной характеристике патриотизма и гражданской идентичности как «гордость за свою страну». Гордость за свою страну представляет собой важнейшее качество гражданской принадлежности как к ценности.
      В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, что глубоко связано с формированием российской гражданской идентичности. Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чтобы почувствовать духовное богатство древней культуры и православия, необходимо взглянуть на них глазами современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий.
  За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие  ценности. Стали, как бы стесняться  слов и понятий дорогих для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирования многоуровневой идентичности личности, необходимости помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть учебно-урочную. Ясно, так же что содержательным ядром этой системы должно быть гражданское   воспитание, соединённое с правовым воспитанием.
       Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том какую гражданскую  основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов гражданского воспитания  является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера. 
      Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну. Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников  в системе общего образования  обеспечит достижение следующих  результатов:  
– осознание учащимися себя в  качестве граждан России;
– укрепление Российской государственности,
– повышению эффективности российского общества и его институтов;
– уменьшение  рисков распада России на отдельные территории.    
     В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.вставить             Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу учащихся на своих уроках , я пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
     И ещё, наверное, очень важное. Воспитание патриотизма и духовности, любви к Родине, гуманного отношения ко всему окружающему – это сложно. В реальной жизни наших детей окружает непривлекательная действительность:
фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур;
газеты, пестрящие материалами похожего содержания;
правосудие, способное наказать только слабых мира сего;
безработица, пьянство, наркомания;
бездомные и нищие;
компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив;
никому ненужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
 
«Гордиться славой своих предков, - писал А.С.Пушкин,- не только можно, но и должно». Надо суметь заинтересовать учащихся возможностью сохранить прошлое для других поколений. Надо сделать так, чтобы уроки и внеклассные мероприятия несли в себе заряд личной причастности к прошлому, рождали интерес, пробуждали в детях  патриотизм и любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что очень дорого стоит. Учащиеся нашей школы занимаются исследовательской работой, пока это только начало.
Такие исследовательские  работы как «История названия нашего посёлка», «Стекольный завод Гордея Добровольского», «Храмы нашей местности», « Святые источники нашего края»,  которые пробуждают у учащихся интерес к народу, с которым живешь, к его культурным и трудовым традициям.
Формирование гражданской компетенции – это прежде всего сфера личностного развития ребенка, воспитание в нем активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, умения соотносить свои интересы с интересами окружающих. На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую метод проектов. Дети учатся критически мыслить, самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути их достижения, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, распределять роли и обязанности в микроколлективе. На мой взгляд, особенно действенна данная технология в старших классах, когда учащийся признает только ту деятельность, которая является значимой, полезной, результативной.
Мозговой штурм, в ходе него учащиеся самостоятельно обозначают проблемы, над которыми будут работать на уроке. Например, проблемы современной молодежи, глобальные проблемы современности, политические роли личности – названные проблемы становятся темами учебных проектов.
Учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает над частью общего проекта. На уроке «Молодежь, как социальная группа» было образовано 2 группы. Каждая из групп рассматривала одну из актуальных проблем молодежи: проблему трудоустройства, алкоголизма и наркомании, преступности, досуга молодежи. На уроке «Глобальные проблемы современности» задания для мини- проектов под общей темой «Проблемы преодоления экологического кризиса» были: 1 гр. «Использование НТР в решении экологического кризиса»; 2 гр. «Экологическое право и его роль в преодолении экологического кризиса.
. Нравственные ценности не могут быть принесены кем-то извне, они результат активной деятельности самого ребенка.   Традиции народа должны войти в человека как естество, стать душой, плотью, проявиться в привычках во всей системе общественного и семейного поведения.
В своей работе по этому направлению я ставлю следующие задачи:
воспитание ребенка в русле национальной духовной культурно-исторической традиции;
формирование исторической памяти и национального самосознании;
помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков;
содействие ребенку в обретении нравственного стержня личности;
формирование у детей целостной картины мира на основе традиционной системы нравственных ценностей;
выработка умения взаимодействовать с окружающим миром (людьми, природой) в соответствии с нормами христианской морали, жить в мире с самим собой.
 Успешность работы в области гражданского воспитания зависит не только от специальных знаний, но и личностных качеств  учителя. Педагог, который готовится к передаче идей гражданского образования, должен, прежде всего, сам стать гражданином.
Исходя из этого, сформировались мои педагогические принципы:
-люби то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь;
-помни, что, воспитывая историей, ты решаешь не судьбу одного человека, а державы в целом;
-будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции;
-научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, историю которых ты изучаешь;
-покажи ученику, что складывание истории нашего народа шло одновременно с защитой его идеалов, святынь и самой истории;
-занимай активную жизненную позицию,
-осознавай свой долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу и национальным ценностям.
Большими  возможностями в плане гражданского воспитания  обладает учебный предмет - история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.
    Формирование гражданской идентичности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, уделяю внимание тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, тем самым способствовало их гибели.            
Формирование национальной гражданской идентичности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о идентичности, сформированных при изучении истории древнего мира и дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи.
            Интересный материал для формирования гражданской идентичности дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, подчеркиваю, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.           При изучении темы «Образование государства Киевская Русь»  я, говоря о призвании варягов, указываю на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство.             Для формирования толерантного сознания использую и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса. Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений  с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.  
 Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит учащихся к формированию гражданской идентичности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.
          Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн. Для этого акцентирую внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. показываю, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Знакомлю учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.        Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает  возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса.      
     Историческое наследие последнего столетия России, которое рассматривается подробно в 11 классе, богато самыми разнообразными событиями - трагическими катастрофами, и в то же время великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников, а также их родителей. Именно поэтому, на мой взгляд, перед изучением любого раздела истории XX века целесообразно ставить перед учащимися личностно значимую проблему.
     При изучении трагической гибели царской семьи я предложила написание эссе «Мое отношение к трагедии царской семьи в 1918 году». Творческие работы учащихся показали, что дети по-разному относятся к данной проблеме, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей, таких как: патриотизм, служение Отечеству, гуманизм уважение к правам других, а также желание иметь свою жизненную позицию. Такой вид работы не только направлен на гражданское воспитание подрастающего поколения, но и вызывает живой интерес учащихся, содействует развитию познавательной активности, поскольку затрагивает личностно значимые для старшеклассников вопросы.
Можно также предложить школьникам попытаться самим сформулировать значимые для них проблемы и обсудить их на уроке. При формировании у детей  патриотизма используются специфические формы работы: работа по сбору материала о подвигах советских людей в боях с фашистскими захватчиками, проведение военно-спортивных игр и соревнований, помощь ветеранам Великой Отечественной  войны, уход за памятниками героям и т.д.
А среди приемов, способствующих воспитанию патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества. Кроме того для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература и музыка. А также использование заданий исторического содержания на математических олимпиадах школьников.
Воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории края и страны, жизни и деятельности выдающихся людей способствует сохранению традиций и преемственности поколений
    Таким образом, учебный предмет «История России» имеет широкие возможности для формирования гражданской идентичности и патриотизма. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на  аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники
На практике это выглядит так (обществознание, 5 класс, тема: «Семья», .). Урок начинаю с опережающего творческого задания «Я в истории моей семьи». Составляя генеалогическое древо семьи, ребята глубже начинают ощущать себя частью своей семьи. Урок начинается с выставки работ. Следующий этап – погружение. Здесь использую групповые формы работы обучение в сотрудничестве). Изучая теоретический материал, ребята формируют образ идеальной семьи, нравственные образцы семейной жизни. Следующий этап урока – дискуссия, как основа формирования ценностного компонента, на тему «Крепка семья - крепка держава». Ребята говорят о ценности семьи для человека и её значимости для государства. Рассуждают о том, что важнее: карьера или создание семьи.  Необходимо, чтобы семья как ценность была принята ребенком., позволил ребятам осмыслить свое новое отношение к понятию «семья» и скрепить семейную идентичностость.
В творческий проект «Моя семья» включены следующие мероприятия: конкурс на лучшую творческую работу «Древо семьи»; выпуск интерактивной газеты «Герои России»; исследовательская поисковая работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; защита творческих проектов (обществознание) по проблемам современной семьи.
Системным элементом в моей работе является обучение ребят применению аналитического инструментария будущего обществоведа или историка – опросов, интервьюирования, анкетирования, социально-исторического моделирования и др. Так, в специальная группа аналитиков пришла к выводу, что 44% ребят нашего 5 класса не ощущают себя гражданами класса, и сформулировала дискуссионный вопрос: «Что значит быть гражданином класса»? Обсуждение «вывело» на необходимость создания  устава класса и выявило потребность в проведении коллективного творческого дела.
В рамках внеурочной деятельности по истории и обществознанию активизация гражданской позиции ребят «вылилась» в создание школьного музея «Фронтовая землянка».
«Вы хотели бы поменять место жительства и уехать из России?» - задаю я вопрос своим одиннадцатиклассникам . «А как же она без нас?» - говорят ученики. Смотрю внимательно. Никакой бравады. Сознательный выбор сознательного человека.
     Воспитать граждан Отечества - дело очень сложное еще и потому, что понятие «Отечество» для каждого своё, по разному видят люди будущее своего Отечества. В трагические переломные периоды истории нашей Родины понять это было легче людям с различными, подчас противоположными взглядами: все, как один, вставали на защиту Отечества. Горя, бед, трагедий было предостаточно в нашей истории. И все-таки, несмотря на это, хочется верить и надеяться на то, что прийти к единству в этом вопросе нам поможет любовь и горячее желание служить на пользу России.
    Ожидаемый результат
Активно действующий, ответственный, принявший общечеловеческие ценности, социально-адаптированный, интеллектуально развитый, способный к конструктивному действию, осознающий себя как личность и член общества.
Ориентиром при выборе форм и методов работы по реализации программы, её корректировке, диагностики развития личности учащихся служит модель выпускника:
Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.
 
.