Конспект урока на тему Обобщение. Кочевые племена на территории Казахстана.


Класс: 6 В Дата: _______
Тема: Обобщение. Кочевые племена на территории Казахстана.
Цели урока:
1. Образовательная: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Кочевые племена на территории Казахстана». Закрепить исторические понятия, определения, события, факты и их хронологию. 2. Развивающая: развивать навыки в работе с картой, память, мышление. Уметь формулировать и конкретизировать ответы на вопросы. Совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе.
3. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, трудолюбие, уважение к истории своей страны.
Наглядные пособия: презентация, медиапроектор, раздаточный материал, ЦОРы.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Термины темы: гуньмо, шаньюй, полихромный стиль, звериный стиль, военная демократия, туменбасы, бек, визирь.
Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Формы работы: групповой, индивидуальный.
Ожидаемый результат: должны знать историческую хронологию железного века; расселение, государственное устройство, культуру и хозяйство кочевых племен, проживающих на территории Казахстана в период железного века.
Оценивание: самооценка, суммативная.
Урок составлен на основе: учебник «История древнего Казахстана», авторы: Толеубаев А. Т., Иргебаев Г .Д.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Этап повторения и обобщения полученных знаний.
План урока:
1. Время существования – игра «Цифры говорят…»
2. Территория – работа с картой.
3. Общественное устройство – работа с опорными схемами.
4. Хозяйство, занятия – составление кластеров, диаграмма Венна.
5. Культура – игра «Звездный час» (вопрос-ответ).
Вспоминаем пройденный раздел с помощью ЦОРа «Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана».
В истории древнего Казахстана в 1 тысячелетии начинается новый рубеж. В VIII-VII вв. до н.э. – эпоха открытия и широкого использования железа племенами Казахстана. Складываются сакская, уйсунская, кангюйская, сарматская и гуннская культуры. Начинается переход к кочевому способу производства. Зарождаются государственный строй кочевых племен Казахстана.
С помощью деления по жребию (по цветам стикеров), на уроке образовалось 5 микрогрупп – собрались представители: саков, гуннов, сарматов, уйсунов и кангюев.
1 задание: Время существования. Игра «Цифры говорят…». Учащимся нужно назвать период существования племен.
1.сарматов VIII-III вв. до н.э.
2.уйсуны III в. до н.э.-IV в. н.э.
3.кангюи III в. до н.э.– V в.н.э.
4.гунны VIII в. до н.э.- V в. н.э.
5. саки III в. до н.э.– V в.н.э2 задание по плану – территория расселения племен. Работа с картой (учащиеся на карте отмечают территорию расселения племен саков, гуннов, кангюев, уйсйней, сарматов).
3 задание по плану – общественное устройство племен. Каждый представитель племени должен рассказать об общественном устройстве с помощью опорных схем.
4 задание по плану – хозяйство и занятия племен. Представители племен составляют ассоциации к слову «Хозяйство», создают кластер и защищают его.
5 задание по плану – культура племен. Игра «Звездный час». Представители племен будут отвечать на вопросы.
Саки:
1. В каком кургане был найден Золотой человек?
2. Что было найдено в этом кургане помимо Золотого человека, доказывающее наличие письменности у саков?
3. Какой стиль в искусстве был распространен среди саков?
4. Какая археологическая культура распространена на территории Центрального Казахстана?
5. В каков кургане были найдены останки 13 лошадей, сохраненных в слое вечной мерзлоты?
Гунны:
1. Стиль искусства, характерный для гуннов?
2. Какой итальянский композитор написал оперу «Аттила»?
3. Зернь – это…
4. Скань – это…
5. Под каким именем известен Аттила в казахских легендах?
Сарматы:
1. Назовите особенности археологических памятников сарматской культуры?
2. В каком сарматском могильнике ученые-археологи обнаружили захоронение жриц?
3. Назовите самый хорошо исследованный памятник сарматской культуры?
4. В чем особенности археологического памятника Аралтобе?
5. Какая находка говорит о торговых связях сарматов с древними греками?
Кангюи:
1. Перечислите, к каким археологическим культурам относятся памятники эпохи кангюев?
2. Назовите город, который был центром городской культуры кангюев.
3. Опишите строение этого города.
4. Какие находки доказывают, что через города кангюев проходил Великий Шелковый путь?
5. Назовите столицу кангюев.
Уйсуны:
1. Какая находка является самым важным образцом ювелирного искусства уйсунов?
2. Где была найдена диадема?
3. Опишите ее.
4. Расскажите о мировоззрении уйсунов.
5. Раскопки, какого поселения доказывают о существования земледелия у уйсунов?
3. Рефлексия. Учащиеся рассказывают свои мнения с помощью таблицы – знал, узнал, хочу знать.
4. Лист самооценки учащегося на уроке. Заполняют, оценивают свою работу на уроке, за каждый вопрос: 5, 4, 3.
ФИО Да Нет Частично
Умения и знания Могу ли я назвать время проживания кочевых племен на территории Казахстана? Могу ли я показать на карте территорию их расселения? Могу ли я рассказать об общественном устройстве кочевых племен? Знаю ли я каким хозяйством занимались племена железного века? Могу ли я рассказать о культуре и быте кочевых племен? 5. Домашнее задание: повторить 6 раздел и написать эссе «Вклад кочевников в мировую культуру».