Конспект урока по истории на тему Кочевые племена на территории Луганского края


Ровеньковская общеобразовательная школа № 8 І-ІІІ ступеней
Кочевые племена на территории Луганского края
Урок по истории Отечества
в 7 классе
Подготовила:
Учитель РОШ № 8
Лавренюк Н.В.
Ровеньки, 2015
ТЕМА. Кочевые племена на территории Луганского края
ЦЕЛЬ. Сформировать представление у учащихся о расселении кочевых племен на территории нашего края, их основных занятиях, повседневной жизни и духовном мире; развивать умения анализировать исторический материал, делать выводы, работать с иллюстративным материалом, картами; воспитывать интерес к изучению истории родного края
ОБОРУДОВАНИЕ. Учебник «Мой родной край – Луганщина» 7 класс, видеофрагменты «Печенеги», «Половецкие истуканы», карты, иллюстрации.Ход урока
I. Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний учащихся
- Какие народы проживали в VII-X веках на территории нашего края?
- Какую роль сыграла Хазария для дальнейшего развития нашего края?
ІІІ. Мотивация познавательной деятельности учащихся (слайд 2)
Великая на юге степь,
Кругом некошеные травы,
Способна племена пригреть,
Надежно спрятать след кровавый.

Здесь кочевали племена,
Бесчисленным стадам – раздолье,
Для русских тяжки времена,
Теряли часто жизнь и волю.
Им досаждали печенеги,
Принявшие потом Ислам,
На Русь бесчисленны набеги,
Откуда ждать? То здесь, то там…
IV. Сообщение темы, целей, задач урока
V. Восприятие и осознание нового материала
План (слайд 3)
Печенеги, торки, половцы.
Тюркское камнерезное искусство.
Печенеги, торки, половцы.
Племена печенегов
Об этих племенах современники писали: «их набеги – удар молнии, их отступления тяжелы и легки одновременно, тяжелы от множества добычи, легки от быстроты бегства… Они опустошают чужие страны, а своей не имеют. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел… Число их бесчисленно».
Речь идет о печенегах, которые с конца ІХ в. занимают Северное Причерноморье, междуречье Днепра и Дона. (слайд 4-5).
Содержание жизни печенегов отражено в их могильниках под невысокими курганами.
Работа с иллюстрациями.
Представьте, что вы археолог, который проводит раскопки кургана печенегов. Попытайтесь определить по «раскопанным вещам», какой была жизнь печенегов. (слайд 6)
-490220-2184403768090-3206751558290-15240
3672840150495
Работа с учебником.
Прочитайте § 5 (20стр. 2-3 абзацы)
Где находили места пребывания печенегов в нашем крае?
Каким было печенежское общество?
Чем еще помимо набегов занимались печенеги?
Назовите особенности погребения печенегов.
(Подведение итогов ответов учащихся Просмотр видеофрагмента «Печенеги» (слайд 7-10)).
Учитель.
Господство печенегов длилось недолго. В конце Х в. В 970 году из Прикаспийской низменности в степи современной Луганщины откочевывают торки – злейшие враги печенегов. Хозяйственная деятельность и социальный уклад торков практически не отличались от печенежских. Они были менее агрессивными и воинственными племенами, но оружие в их могилах встречается довольно часто. Погребения торков найдены вблизи современных сел пелагеевка Новопсковского района, с.Ботово Старобельского района, с.Гречишкино Новойдарского района. (слайд 11-12)
В середине ХІ в. Печенегов и торков подчиняют половцы, которые надолго осваивают Северное Причерноморье и Приазовье. (слайд 13-14)
- Найдите на карте территорию расселения половцев
Работа с учебником § 5 (21-22 стр.)
- Сформулируйте по содержанию текста вопросы, которые бы начинались словами Что?, Кто?, Где?, Когда?, Как?, Почему?
(Обобщение ответов учащихся слайд 15-19)
Половцы оставили очень много следов своего пребывания в нашем и крае. Среди них половецкие статуи. Поэт ХІІ в. Низами описал картину поклонения половцев своим идолам, высеченным из камня: «Все племена кипчаков, когда попадут туда, сгибаются вдвое перед этой, единственной в своем роде статуей. Всадник, который подгонит к ней коня, кладет стрелу из колчана в ее честь. Пастух, который заведет туда свое стадо, опускает перед ней овцу».
2.Тюркское камнерезное искусство.
Просмотр видеофрагмента «Половецкие истуканы». (слайд 20)
Работа с учебников § 5 стр. 23-24
Проведите воображаемую экскурсию в музее половецких статуй.
Учитель. В ХІІІ в. Половецкие кочевья были разгромлены монголами. Итак, история нашего края в ІХ-ХІ вв. связана с историей тюркоязычных народов. Их нашествия прервали развитие земледельческой культуры и цивилизации в степях Луганщины. Однако в ХІІ- ХІІІ вв. У кочевников намечается перспектива зарождения государственности в виде объединений в большие племенные союзы, во главе которых стояли правители – ханы. Одним из ведущих племенных союзов было Донецкое объединение, расположенное на территории края. Развитие языческих племенных культов способствовало формированию самобытного половецкого камнерезного искусства, которое является историко-культурным достоянием мирового масштаба.
VI. Систематизация и обобщение
- Почему степи нашего региона стали излюбленным местом пребывания печенегов, торков, половцев?
- Кратко охарактеризуйте основные занятие печенегов и половцев.
- Каким изменениям в хозяйственной жизни нашего региона и соседних государств способствовали нашествия кочевников ХІ-ХІІІ вв.?
VII.Подведение итогов
РефлексияНа уроке я…
узнал …
понял…
научился…
наибольшие трудности у меня вызвало…
я не умел, а тепер умею…
на следующем уроке я хочу…
VIII. Домашнее задание
Проработать § 5 учебника «Мой родной край – Луганщина» 7 класс.