Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского)


Конспект урока изобразительного искусства
Плотниковой С.Н.
Класс: 5-а класс
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.
Тема урока: Искусство Гжели.
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского
промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и
промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении, об образном языке декоративного
искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и
воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный: учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, презентация «Какого цвета жар-птица?»
Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».
Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. (Приложение 3).
Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»
ИКТ-оборудование:
Индивидуальное: нет, стараюсь по возможности не использовать, чтобы не перегружать рабочее место.
Общеклассное: компьютер и электронная доска Smart Board.
Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А3, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результаты каждого этапа (выводы по этапам)
1.Орга-низа-цион-ный этап
1-2 мин Приветствие учащихся
Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих
Приветствие учителя
Проверка организации рабочего места
Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствует 2 учащихся по болезни
2. Ак-туализация и мотива-ция
5-6 мин Актуализация знаний, введение в тему урока.
1.Вводная беседа
Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете?
В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей?
Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать?
Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения.
Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета?
Где мы сталкиваемся с синей птицей?
Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться.
Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы.
Что же тогда главное в декоративном искусстве?
Сегодня мы будем изображать волшебную Жар-птицу по мотивам Гжели.
2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
-Чему мы должны сегодня научиться?
- Вам понятна тема и цели?
-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?) Отвечают на вопросы:
Желтая, золотая, яркая…
Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица…
В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния
-Да, нет…
-В сказке Метерлинка «Синяя птица»
-Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта.
-Познакомиться с искусством Гжели.
-Да
-Узнать о Гжели,
Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи…. Удалось заинтересовать, даже немного поспорили,
На следующий год сделаю такой урок как обобщение четверти, чтобы ребята смогли выбрать сами, по мотивам какого промысла изобразить Жар-птицу. Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели.
Удивилась, что ребята довольно хорошо знают русские сказки, многое узнала от них сама.
Начинаю понимать, что взаимодействие «Учитель-ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я у них.
3. Изу-чение и закреп-ление первич-ных знаний
5-7 мин 1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации:
Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад.
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
-Правда, очень красиво!?
Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение)
Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.
-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?
Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц
-А какие цвета используют художники?
Особенностью Гжельской росписи является использова-ние 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет – кобальт).
-Какие бывают изделия?
- А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает?
Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой:
«Играет нежная свирель,
И замирает в восхищенье
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец...»
Итак – в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству.
Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?
-Да…
-На керамике, фарфоре, фаянсе
-Синий кобальт
-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную.
Подготовка к упражнению Большинство дома подбирали материал. Учащиеся активно, достаточно быстро и четко отвечали на вопросы.
Стихотворения не читали (врем. рамки), включила во время практической работы песню Надежды Филатовой «Незабудковая гжель»
Не стала вдаваться в процесс производства гжельский изделий, чтобы не прегружать детей.
4. Отра-ботка навыков
6-10 мин 1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы хохломской росписи»
Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.
2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;
-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки
-Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями».
3.Какие элементы используют народные мастера? Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимсяВыполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.
Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом.
-Линии, сеточки, усики, мазок с тенями… Дала возможность отдохнуть и перек-лючить внимание – мы посмотрели за окно, солнечный день, сказала о том, что природа будет каждый день менять-ся, а у них есть воз-можность быть к ней ближе, больше гулять и наблюдать за цветением деревь-ев, изменениями каждый день. Затем перешла к тому, что народные умельцы всему учи-лись у природы. С упражне-ниями справились не все, пришлось объяснить несколько вариантов работы, 5 учащихся не сумели освоить технику двойного кистевого мазка сразу, четверым удалось помочь, Ботнарь Влад стал рисовать в 2 приема – голубым, затем синим цветом.
5. При-менение новых знаний
20 мин 1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света:
Душу, гжельскою белой глиною,Вдруг поманит судьба-кудесница…И взмахнёт кистью с краской синею,И распишет всё тонкой линией…И всё сбудется… и всё слепится……В нужном времени… в нужном месте ли –Пусть Душа вдруг не закачается…Пусть на белом, небес известием,Синей птицы счастливой песнею –Роспись гжельская проявляется!
Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества.
Верьте в себя! И у Вас все получится.
2.Практическая работа.
Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества.
Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети…
Во время практической работы - целевые обходы:
1)контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы. Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа).
-Работают самостоятельно.
Вся наглядность убирается.
Времени урока нам катастрофически не хватает, творчество нельзя втиснуть во временные рамки.
Ребята нарисовали интересные образы птиц, но им захотелось большего – вписать их в композиции цветов, а на это недостаточно. времени урока.
Т.к. сразу делала выставку к Пасхе – представила то, что получилось. Работали с удоволь-ствием. Вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут хотят больше, но пока не могут так – развитие рефлексии. Я вижу урок в этом году совсем иначе, чем раньше, и это мне тоже нравится. Я сама нарисовала смайлик и поселила волшебную птицу в свое сердце.
Торможу себя, т.к. многие ребята еще не готовы перестроить свою деятельность на более творческую, испытывают затруднения. 6. Реф-лексия5 мин Итог урока.
1. Общая оценка работы класса
Чему Вы научились?
Кто почувствовали вдохновение?
Понравился урок? (смайлики)
Что понравилось?
В чем затруднялись?
Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)
2. Выставка работ учащихся.
Какая работа понравилась и почему?
3. Уборка рабочих мест.
Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.
Домашнее задание:
Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта:
«Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет»
4.С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте:
«Природа нежным
трепетом полна,И птицы вьются
в синеве небес,Нарушена сегодня тишина:Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Спасибо за урок. -Основным мотивам и приемам гжельской росписи.
-Поднимают руку..Получилось красиво, мало времени.
Хочется доделать композицию….
Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе…
Понравилась эта работа, т.к…..
Наводят порядок.
Записывают в дневники. Урок достиг цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились не всем – смайлики радостные кроме 3 учащихся, 2 чел. – Акиньшина Настя и Ясная Лиза – с трудом отрываются от работы, только вошли во вкус, у Ботнаря Влада не получаются такие мазки, хотя испробовали все варианты – придет после уроков. Ему всегда сложно даются работы красками, связанные с украшением.
Поздравила ребят с наступающей Пасхой, очень рада, что тоже получила после выходных несколько открыток, написанных
по мотивам гжели.
Приложение 1.
Стихотворения о Гжели
Гжель.
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки,
Голубые  кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо - глины.
На Руси  живёт века
Промысел старинный.
Поколенья мастеров
Бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!
(Имя автора неизвестно, clubnps.ru/stih/1983-gzhel.html)Незабудковая Гжель.
Играет нежная свирель,
и замирает в восхищеньиЖемчужина России - Гжель,
где поселилось вдохновение...
...В красивом синем обрамлении часы тихонечко идут.Проходят годы и мгновенья.
А гжель жива, цветы цветут!Узор на долгие года
останется призванием гжельцев.И не иссякнет никогда
плеяда мастеров-умельцев!
Есть в России такое местечко,Где белая рощица, синяя речка.В этой негромкой российской природеСлышится эхо волшебных мелодий.И светлеет вода родниковая,И дыхание ветра слышней:Расцветает Гжель васильковая,Незабудковая Гжель.
П. Синявский
Гжель
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая
Её трава шелковая,
Её цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Из этих чашек с розами,
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
И.КадухинГЖЕЛЬ
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась,теперь
Известно всем в народе ее названье —Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние И мастерство волшебное, достойно восхищения.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова. Вы не слышали о Гжели.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
http://festival.1september.ru/articles/502287/
Тёмно-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
http://www.1- kvazar.ru/u_gzhel.htm
Верь ты мне или не верь,
Но всех краше – роспись Гжель.
Чашки, чайники и блюда –
Вся посуда – просто чудо!
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретите, на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Приложение 2
Работы учащихся по теме «Искусство Гжели» 5 класс

-827405489712021736054818380-19685-2527302185670511810
Приложение 3
Самоанализ открытого урока,
проводимого в 5 «А» классе
Учитель – Плотникова Светлана Николаевна
1. Характеристика класса
Урок проведен в 5 «А» классе. В классе 23 учащихся 11-12 лет.
Это самый благодатный возраст, дети уже многое умеют, но еще не теряют интерес к искусству в силу изменений ведущей деятельности с познавательной на коммуникативную. Занимаются изобразительным искусством пятый год, класс достаточно сильный, мотивированный, есть сильный лидеры, в классе много творческих детей, проявляющих интерес к предмету. Психологическая обстановка комфортная, я бы сказала даже доверительная, дружеская. Даже если я уйду, знаю – будут работать. Единственный, с кем очень сложно – Ботнарь Влад, с первого класса мы бьемся над развитием моторики, но получается это неважно. Он имеет единственную оценку «3», часто приходит после уроков, иногда делает великолепные работы, если стоять около него и постоянно направлять, говорит, что теперь все понял, чаще всего я даже не объясняю, а беру его руку в свою и рисую кистью с ним вместе. Старается, но очень слабые руки, умом все понимает, а сделать не может.
Тема урока: «Искусство Гжели».
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто, логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основе элементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо владеет кистью, до сих пор не научился правильно брать краску или тем, кто ленится.
3. Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Замысел урока:
Содержанием учебного материала я взяла гораздо шире, чем просто знакомство с народным промыслом –Гжелью. Идеей урока было не только привлечь внимание учащихся к красоте народных промыслов, показать как трудолюбие и талант мастеров одухотворяет мир неживой природы, мир вещей в нашем доме, делая его радостным и красивым, освоить простейшие элементы росписи гжели, но попытаться показать механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям народных мастеров и к собственной деятельности, приоткрыть перед учащимися дверь в мир творчества и волшебной сказки, где локус контроля оказывается в твоем сердце, и доверие к себе и собственной целостности значит больше любого знания. Обобщая их высказывания о жар-птице, подвожу к выводу, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения. А только потом говоря о человеке, который получил дар от Жар-птицы, подвожу к пониманию, что сам человек начинал нести на себе отблеск волшебного света и дарить радость людям. А чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птиц и цветов, одушевлять природу через художественные образы. Стараюсь очень условно обозначить тему и цели урока, чтобы они сами дошли до понимания, что нам нужно изучить и зачем. Большинство детей слушает, но не слышит, или нет готовности к этому знанию, поэтому подвожу к нему постепенно (у каждого из нас есть выбор, следствие которого – тот мир, в котором мы живем: красивый и радостный или жестокий и безобразный, а слушая свое сердце, мы обязательно пойдем по правильному пути).
В ходе урока использовались следующие методы обучения и формы познавательной деятельности учителя: опережающее домашнее задание, беседа-полилог, демонстрация презентаций и обсуждение их содержания, показ мотивов и приемов гжельской росписи, тренинг по представлению образа волшебной птицы Творчества в своем сердце, обретение ее как помощника в волшебной сказке, который всегда сможет подсказать правильное решение, выполнение практической работы учащимися - украшение пасхального яйца, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение; рефлексия и выставка работ.
Тип урока - Урок комплексного использования знаний
Развитие художественного вкуса осуществлялось путем демонстрации различных изображений Жар-птицы – работ художников и рисунков, разнообразной посуды мастеров Гжели. Развитие воображения и фантазии путем создания учащимися своего образа волшебной птицы для украшения пасхального яйца.
5. Главный этап урока - выполнения практического задания. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то, чтобы образ сформировался, но несколько учащихся испытывали затруднения в выполнении упражнений, была оказана индивидуальная поддержка, ребята захотели большего, стали решать композиционные задачи, окружая птицу растительными элементами, но времени урока оказалось недостаточно.
6. Наиболее успешным этапом урока я считаю этап актуализации, ребята приятно удивили, хорошо подготовились, показали знание русских сказок, а также практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка и выявила желание детей выполнить работу на более высоком уровне. Замечательным фоном был музыкальный ряд - песня Надежды Филатовой «Незабудковая гжель» .
7. Успешность достижения цели урока была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия учителя и учащихся, увлеченностью учащихся содержанием учебного материала. Ребята были активны, с интересом смотрели презентацию, работали собранно.
8. Поставленные задачи мною были выполнены, но не в полном объеме. С упражнениями справились не все, пришлось объяснить несколько вариантов работы, 5 учащихся не сумели освоить технику двойного кистевого мазка, четверым удалось помочь, Ботнарь Влад стал рисовать в 2 приема – голубым, затем синим цветом . Ребята нарисовали интересные образы птиц, но им захотелось большего – вписать их в композиции цветов, а на это недостаточно времени урока. Т.к. сразу делала выставку к Пасхе – представила то, что получилось. Работали с удовольствием, вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут больше.
Итог подвели, результаты увидели, они понравились не всем – смайлики радостные кроме 3 учащихся, 2 чел. – Акиньшина Настя и Ясная Лиза – с трудом отрываются от работы, только вошли во вкус, у Ботнаря Влада не получаются такие мазки, хотя испробовали все варианты – придет после уроков. Ему всегда сложно даются работы красками, связанные с украшением.
9. На уроке сложилась атмосфера сотрудничества между учениками и учителем. На итоговом этапе учащиеся развивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников, выполнивших наиболее интересные работы. Урок закончили со звонком.
Результативность: организована выставка работ в рекреации школы.
Отзыв
О посещении урока изобразительного искусства,
проведенного учителем Плотниковой С.Н.
Мы, группа учителей ГБОУ СОШ 854: Усачева И.Н., Акиньшина Е.И. Колмыкова В.Н., посетив урок изобразительного искусства в 5 «А» классе по теме «Искусство Гжели»», отмечаем, что ypок проведен интересно, с опорой на большой зрительный ряд, с использованием мультимедийного оборудования Smart Board и демонстрацией наглядных материалов о разнообразии гжельской керамики, ее форме и материалах, были показаны очень красивые гжельские изделия – кумганы, кувшины, солонки, фигурки людей, птиц, животных…Очень неожиданным было начало урока. Плотникова С.Н. не сообщила темы урока и целей, а так подвела к ней, что ребята поняли истинную роль народных промыслов, необходимость их сохранения и украшения своего дома. Ребята удивительным образом сами вышли на понимание темы и целей урока, даже сказали, чему их нужно научить, чтобы получились красивые работы.
В уроке заключен большой воспитательный потенциал – Светлане Николаевне удается вселять в ребят веру в свои силы (даже когда у нескольких учащихся не получалось делать упражнения), особенно было интересным, как ребята поместили волшебную птицу в свое сердце как волшебного помощника на пути к успеху.
Очень подкупает свободное общение учителя и учащихся: кто-то меняет воду, кто-то встал и взял лист для упражнений, причем это не мешает работе класса. Содержание урока вызвало интерес у учащихся, Плотникова С.Н. формировала умение детей видеть красоту вокруг себя, ценить труд гжельских мастеров, эстетическое отношение к народным промыслам и природе. Большую роль в уроке играет показ учителем приемов работы гуашью, отработка элементов гжельской росписи. Учащиеся хорошо умеют фантазировать, во время практической работы были убраны все наглядные материалы, нарисовав птицу, многие захотели доработать композицию, 2 девочки остались недовольны, что урок закончился – не успели доработать композицию.
В урок ненавязчиво был включен литературный и музыкальный ряд. Светлана Николаевна достаточно плотно распределила время урока, итоги подведены до звонка. Ребята ушли с урока с радостным настроением, довольные своими работами.
В рекреации была представлена выставка лучших работ учащихся «Здравствуй, Пасха».
Подписи: