Методологический анализ НИР с позиции системного подхода


Методологический анализ НИР с позиции системного подхода Система -совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство (В. Н. Садовский).           Образование как система (А.И. Субетто)ОбразованиеКачество обучения (формирование определенной готовности к деятельности и решению задач)Образование в узком смысле (трансляция знаний)Качество воспитания Системный подходСистемный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин);совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи). Основные принципы системного подходаЦелостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенныхна основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретнойорганизационной структуры. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических иматематических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы. Важнейшие задачи системного подхода1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. Уровни методологического анализа (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин)Конкретно-научная методология (имеет дело с техническими приемами, предписаниями, нормативами, формулирует принципы, методы конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их.)Общенаучная методология (учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках, соответствующих их предмету и объекту исследования.)Философская методология (в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания выступают философские идеи, положения, способы умозрения и рефлексии, которые при определенных условиях могут быть применены к изучению научно-познавательной деятельности.)Единство общенаучного и философского уровней познания лежит в основе дисциплины, получившей название методологии научного познания − философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания. Методы педагогического исследования Организация НИР требует грамотного научно-обоснованного подхода, а значит решения комплекса задач:организационно-управленческих;учебно-методических;кадрового обеспечения;организационно-методических;информационных;дидактических;психолого-педагогических. Системный подход в исследовательской деятельностиCистемный подход в исследовательской деятельности заключается в обеспечении ее комплексности и целенаправленности. Все участники исследовательского процесса объединяются единой целью и взаимодействуют между собой для ее достижения. Реальным методическим приемом обеспечения системности исследовательского процесса является разработка методической схемы исследования, предусматривающей единую цель исследования, его этапы, состав участников, их ответственность и взаимодействие, итоговый результат.