Статья Портфолио ученика начальных классов как метод оценивания личностного роста


Портфолио ученика начальных классов как метод оценивания личностного роста
Проблема оценивания успеваемости школьников уже долгое время в системе образования продолжает оставаться одной из самых актуальных как в научно-методическом, так и в практическом плане. Она волнует управление образования, директоров школ и педагогов, родителей и самих школьников.
Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования, и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника. Сегодня основной целью образования провозглашается подготовка компетентного человека, свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, к социальной и профессиональной мобильности. Таким образом, компетентностный подход в образовании коренным образом меняет идеологию образования, содержание и методику. Соответственно меняется и идеология оценивания результатов образования: она исходит не из программ предоставленного школьникам обучения, а, напротив, сами программы и учебно-методические материалы могут быть оценены по результатам получаемого на их основе образования.
В любом случае сегодня уже невозможно использовать методы контроля и оценки знаний декларативным способом, которые можно просто выучить и воспроизвести. Для оценки нужны принципиально новые подходы и способы, которые позволили бы продемонстрировать учащимся креативные способы учебно-познавательной деятельности и получить достаточно убедительные данные о качестве полученного образования. Одним из таких способов является портфолио учащихся.
Слово «портфолио», как и сама идея собрания работ, не есть изобретение XXI века. Еще в XIX веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-х годах XX столетия. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен».
Педагогическая философия портфолио предполагает:
смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио является объективной и наглядной оценкой достижений учащихся, позволяющее проследить уровень, динамику развития каждого ученика, особенности его мышления, творческие способности. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
В портфолио находят место достижения учащихся, связанные со школой и их внешкольной деятельностью. Помимо работ детей, грамот и дипломов, в папке могут быть отзывы и комментарии самих учащихся и учителя. Определенный этап работы над портфолио (учебная четверть или год) может завершаться его презентацией.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;
определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся;
определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,
определение общей структуры портфолио;
определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);
определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Выделяют три основные цели такой формы работы:
1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути;
2) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большую часть практических задач;
3) создание места для построения «пути» достижения класса и отельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
В нашем классе портфолио является неотъемлемой частью обучения, развития и воспитания учащихся. Это не только папка с грамотами и дипломами, а это возможность рассказать о себе интересно и грамотно, раскрыть свой творческий потенциал.
Цель – фиксировать успехи в любой области, повышать самооценку, и создавать позитивный настрой на будущее. К тому же, составление портфолио позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны.
Определенных требований к структуре портфолио нет, поэтому у учеников и учителя есть возможность проявить творчество и индивидуальность в создании портфолио.
Титульный лист портфолио включает в себя личные данные ребенка: Фамилия Имя Отчество, год рождения, город проживания, возраст. Титульный лист можно украсить на свой вкус и поместить на него фотографию.
Первый раздел портфолио «Мой мир» представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями появились такие рубрики: «Мое имя», «Мое семейное древо», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Мои любимые школьные предметы», «Мой город».
В разделе «Мои достижения» помещены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, заработанные как в учебных олимпиадах и конкурсах, так и в сфере дополнительного образования.
Раздел «Моя общественная работа» желательно оформлять с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику.
В разделе «Мои впечатления» предлагается рассказать о том, что тебя удивило, и запомнилось больше всего в жизни. Впечатления о поездках, экскурсиях, просмотренных фильмах. Неотъемлемой частью этого раздела является написание отзывов о прочитанных книгах, интересные факты из биографии писателей. Прилагаются фотографии, рисунки, вырезки.
В разделе «Мое творчество» или «Работы, которыми я горжусь» помещаются тексты, рисунки, фотографии. Здесь находятся лучшие творческие работы, рефераты, работы с научной конференции, фотографии объёмных работ по труду, рисунки по темам.
Работа над формированием портфолио дает положительные результаты. Ребята стремятся быть активными участниками всех классных и школьных дел, конкурсов и мероприятий. За последние два года ученики моего класса стали победителями и призерами городских и областных конкурсов: «Созвездие талантов», «Социальной рекламы», «Новогодней игрушки», «Таганрог – город воинской славы», «Они сражались за Родину». Они участвовали в международных конкурсах «Подводный мир глазами детей» и «Путешествие на зеленый свет». Мои ученики были победителями различных конкурсов школьного уровня. Большое количество детей принимали участие в конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», некоторые стали дипломантами в школе. Дети выполняют интересные творческие работы, с энтузиазмом участвуют в общественной жизни класса и школы, выполняют поручения. Более насыщенной стала жизнь детей, многие с успехом занимаются в учреждениях дополнительного образования, завоёвывая призовые места в городе и области в различных видах спорта, музыке и танцах.