КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ ИЗДЕЛИЕ ДОМОВОЙ


УРОК 17. Тема урока: В доме. РАБОТА С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
ПОМПОН
(Изделие «Домовой»)
Целевые установки: познакомить учащихся с поверьями о домовом; расширить представления о способах изготовления игрушек; рассказать об использовании помпона; учить изготовлять изделие из ниток; совершенствовать навыки работы с нитками; формировать умение работать с циркулем; развивать мышление, внимание, глазомер; совершенствовать умение работать по плану; помочь учащимся освоить основные термины и понятия (циркуль, помпон, готовальня).Планируемые результаты:
• предметные: использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия; соблюдать правила безопасной работы циркулем; вырезать круги при помощи ножниц; применять при изготовлении помпона умение работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать); создавать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоративный элемент; оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций); выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия;• метапредметные:
— регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана; проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев, «Вопросов юного технолога» и корректировать их;
— познавательные: знакомиться с традициями и поверьями разных народов; находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; рассуждать, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
— коммуникативные: формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения; составлять рассказ о традициях и поверьях разных народов на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений;
• личностные: понимать традиции оформления русской избы, правила приёма гостей; проявлять интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны и родного края; формировать эстетические чувства (прекрасного и безобразного); формировать потребность в творческой деятельности; учитывать собственные интересы и способности при выполнении изделия.
Ресурсы и оборудование
Учебник, рабочая тетрадь.
У учителя: готовальня, изображения домового, материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, помпоны как элемент украшения, декора, примеры изделий.
У учащихся: нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей.Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний и умений учащихся / Мотивация к учебной деятельности.
В начале урока учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными дома.
Путешествуем во времени. Учитель: «Мы с вами совершили удивительное путешествие по деревне. И вот наконец мы заходим в дом, в избу. Знаете ли вы, как встретила бы нас хозяйка дома в Древней Руси? Давайте прочитаем вместе диалоги Ани и Вани на с. 49». После чтения текста в учебнике учитель проводит беседу: «Кто такие столяры?
(Столяр — рабочий, занимающийся тонкой обработкой дерева.)
Рассмотрите иллюстрации на с. 49 учебника. Из чего сделаны эти предметы быта? (Дерево.)
Дерево на Руси издавна считалось основным материалом. Большого мастерства достигли русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели. Шкаф-поставец, изящный стол, ажурная скамья, лёгкая нарядная колыбель — эти предметы быта покрыты искусной резьбой. А кто оберегал покой в доме? (Домовой.) Где он живёт, по русскому поверью?
(Домовой живёт за печкой, оберегает от бед своих хозяев.)
Но ведь в современных квартирах нет печей. Как вы думаете, где может жить домовой в наших квартирах?»
(С тех пор как в домах перестали ставить печь, место его жительства переместили за батарею отопления.)
Дополнительный материал.
«По общему поверью, домовой живёт зимой около печки или на печи, а если у хозяина есть конюшня, то устраивается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт корм, от чего лошадь добреет, и, напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти. Поэтому многие хозяева покупают лошадей той масти, которая любима домовым.
Домовой не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае бьёт посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, домовой завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, может ночью щипать до синяков.
Простой народ всегда питал к домовому уважение. Мужики боятся его чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без причины. В разговорах его называют не домовым, а дедушкой, хозяином, набольшим или самим.
При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Считается, что хозяйство тоже находится под влиянием домового.
Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник. Родственные домовому духи — кикимора, банник, гуменник (он же — овинник), полевой».
III.Учимся новому.Учитель: «Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем делать собственного домового, который сможет поселиться у вас дома. Но перед этим нам нужно научиться работать с новым инструментом — циркулем. Рассмотрим инструмент (учитель демонстрирует циркуль). Из каких частей он состоит? Чаще всего циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет (например, грифель). Прочитайте определение понятия «циркуль» в учебнике (с. 50). Также циркуль может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах.
Циркуль является незаменимым предметом в геометрии, черчении, для навигации и ряда других целей.
Специальный набор, содержащий, помимо циркуля, дополнительные принадлежности (такие, как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер), а также футляр с соответствующими углублениями для них, называется готовальней (учитель может показать детям готовальню). Прочитаем правила работы циркулем на с. 50 учебника». Учитель показывает детям, как правильно работать циркулем.
Учитель: «Поворачивая циркуль, проводя грифелем разметку, получаем красивую замкнутую линию — это окружность. Вся поверхность внутри окружности — круг».
Для закрепления материала учащиеся выполняют задание «Композиция из кружочков» в рабочей тетради на с. 20.
IV.Делаем сами. Сначала необходимо провести анализ готового изделия, которое учитель показывает учащимся: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, нитки, циркуль, ножницы, игла), правила работы с инструментами (циркулем, ножницами, иглой), метод разметки (с помощью циркуля), техника выполнения (создание и оформление помпона), способ оформления, практическое применение (подарок, украшение).Учитель: «Здесь помпон использован как основа для игрушки, но можно использовать помпон и для других целей. Кто может сказать, для каких целей можно использовать помпон? Помпон может стать очень интересным декоративным элементом. Его можно использовать для декора практически любых вещей. Он будет уместно смотреться и на детском берете, и на жакете, и на мужском халате, и на обуви, и на дамских сумочках — в общем, везде, где позволит его расположить ваша фантазия».
Дополнительный материал.
«В наше время помпон является очень популярным элементом декора не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток и множества других предметов. Интересно то, что помпон приобрёл большую популярность не в наше время, а гораздо раньше. Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии XVIII века помпоны считались одним из знаков отличия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров — двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. На кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор».
После анализа готового изделия проводится планирование работы. Учитель может заранее подготовить на доске план работы, в котором переставлены местами пункты. Задача учащихся — правильно расставить номера пунктов в зависимости от порядка их выполнения. Мы приводим таблицу с расположением действий по порядку и с правильной нумерацией.
Номер действия Название и описание действия
1 Подготовка материалов и инструментов. Подготовить к работе все необходимые материалы и инструменты, повторить правила работы с ними
2 Разметка окружностей. Сделать циркулем разметку двух кругов радиусом 5 см на картоне (помнить об экономии материала). В середине каждого круга сделать разметку ещё одного круга радиусом 2 см
3 Раскрой. Вырезать размеченные детали и детали из рабочей тетради, помня о правилах работы ножницами
4 Сворка. Основы для помпона (вырезанные круги) сложить вместе и намотать на них несколько слоев ниток. Для этого вдеть нитку в иголку и пропустить иголку с ниткой через центр круга. Разрезать ножницами нитки между кольцами, взять ещё одну нитку и туго перевязать середину помпона (нитку не обрезать). Аккуратно снять кольца, помпон распушить
5 Отделка. Приклеить к помпону детали, вырезанные из рабочей тетради, так, чтобы получился домовой, как на рисунке в учебнике (с. 48)
V.Подводим итоги. В конце урока учитель проводит- выставку работ учащихся, анализирует и оценивает их. В ходе выставки учащиеся проводят презентацию своего изделия и придумывают имя своему домовому.
Домашнее задание. «Нарисуйте своего домового таким, каким он должен быть по вашему мнению».