Роль семьи и педагога в нравственном становлении подростка


«Павлодар теміржол колледжі»
Коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны
Коммунальное государственное казенное предприятие
«Павлодарский железнодорожный колледж»

«Отбасы мен педагоктық жасоспірімді адамтершілік тұрғысындағы тәрбиесінде алатың орны»
тақырыбындағы
БАЯНДАМА
ДОКЛАД
на тему:
«Роль семьи и педагога в нравственном становлении подростка»
Подготовила:
преподаватель спецдисциплин
Курочкина Н.В.
Павлодар қ
Обучение, воспитание и развитие определяют структуру профессиональной деятельности педагога, определяют проявление в отношениях таких личностных особенностей, как доброта, честность, вежливость, внимание. Учитель-центр образовательного процесса, он как магнит направляет и притягивает к себе подростков. Вне урока дети раскрываются иначе, ты многое черпаешь от них, открываешь себе заново. Все мы любознательны от природы и у каждого из нас есть способности и свой талант. Исследовательская деятельность требует у подростков много физических и моральных затрат. Взаимодействие с предметным содержанием приводит к развитию интеллекта.
У подростков обострённое чувство справедливости, всегда готовы к бескомпромиссной борьбе за правое дело, нетерпимы к обману. Этот период взросления характеризуется повышенным фоном эмоциональности. Они часто уходят в социальные сети, где придумывают или создают себе свою семью, приобретают братьев и сестёр. 
Семья – это мир развития друг друга как личностей, основа становления социальности человека. Эти функции выполняют и друзья, группы по интересам, имеющие разные жизненные ориентиры. Взрослая жизнь, или как принято сейчас говорить вхождение в процесс социализации, требует взаимопонимания, и, к сожалению, оно не всегда бывает достойным. Проектирование будущего, адекватной позиции подростка возможно только при наличии союза между школой и семьёй. Нам необходимо положительное взаимодействие между всеми участниками процесса воспитания и образования. 
Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: Лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
 Как избежать конфликтов в семье. Как не вырастить эгоиста, хама? Как правильно построить воспитание? Предлагаю вам доклад, подготовленный на основе рекомендаций психологов.
В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».
Что включает в себя понятие «нравственный человек»?
Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.
Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.
В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство. Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу. Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло. В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами. Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении. . Воспитание совести, стыда, ответственности, долга - одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть - это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему. Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился - по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания. Очень важно внушить детям, что главное - не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!» - говорят мать или отец. Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку.
Итак:
1.   Мораль, или нравственность, - это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.
2.   Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении.
И в-третъих - способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.
Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся украинским педагогом В.А.Сухомлинским в его книге «Рождение гражданина»:
1)    Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания - это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.
2)    Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.
3)    Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.
4)    Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками.
5)    Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.
6)    Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?». Возьмите за правило слова Н. А. Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет!
Законы семьи:
1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.
4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Использованная литература1. В. А. Сухомлинский «Рождение гражданина» Издательство «Молодая гвардия», Москва, 1979 г.
2. Интернет- ресурсы