Конспект урока Раннее творчество Маяковского

Тема урока:            Владимир Маяковский: поэт и человек.                         11 класс
Цели урока: 1) дать представление о неординарной, трагической  личности поэта, его  
                           раннем творчестве, которое носило новаторский характер;
                        2) активизировать мышление учащихся;
                        3) развивать творческие способности и навыки исследовательской      
                           деятельности;
                       4) Формировать  духовно – нравственные ценности, культурную личность.
Технологии:  проблемного обучения, групповые, компьютерные,  дифференцированного  
                        обучения
Методические приемы:  презентация, лекция учителя с элементами беседы (дискуссии), работа в малых группах со стихотворениями  поэта ,  комментированное чтение и анализ  стихотворений.
Ход   урока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

УЧИТЕЛЬ:
Учащиеся:

I. Вводное слово. Мини -лекция
Организационный момент: нам потребуется сегодня на уроке тетрадь, линейка, карандаш.  Также на столах: распечатки автобиографии «Я-сам», репродукция картины И. Репина «Иван Грозный», репродукции картин Маяковского. На экране выведен немой фильм с участием Маяковского и Лили Брик и подготовлен файл с аудио записью Маяковского. В процессе работы мы с вами  будем  заполнять таблицу.
Прежде чем вы начнете работать, я хотела бы немного рассказать об этом замечательном человеке, если же этот эпитет покажется вам штампом, то заменим его навпрочем, начнем, а с эпитетами позже

Мини-лекция
Сопровождается иллюстративным материалом и кадрами хроники начала хх века и революционных событий
(15 мин.)
План:
детство-увлечение живописью и поэзией -знакомство с Бурлюком - Академия художеств – передвижники -Репин-Скандал вокруг репинской картины-турне Маяковского-любовь(Лиля Бриг)-мечта о простом обывательском счастье-революция-судьба Бурлюка -жизнь и работа в Советской России - заграничные турне-гибель поэта)


II. Беседа (дискуссия)  с постановкой проблемного вопроса.
Учитель читает стихотворение В.Маяковского «Нате» Запись темы урока в тетради. Чертим таблицу из двух столбиков.
Самостоятельная работа  в малых группах с  избранными  текстами  стихотворений  поэта.
Слайд
 
III. Презентация
Основные мысли учащиеся записывают в тетрадь
Слайд
Слайд

- Послушайте и ответьте, можно ли автора следующего стихотворения  назвать неординарным,  экстравагантным?
Почему?
Владимир Маяковский - стихи



Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.

-  Как думаете, кто мог написать так в начале 20 века?
- Да, конечно, это  поэт Серебряного века Владимир Владимирович Маяковский!  Поэт-горлан, как его иногда называют. Человек с непростой  судьбой. Человек, который никакому делу не отдавал себя наполовину. Он отдавал всего себя. Или не отдавал ничего.

- Перед вами  текст прочитанного мною стихотворения. Вы знаете, что по законам литературы  любой писатель или поэт выражает себя в слове. Вот вы сейчас попробуете найти в предложенном стихотворении  строки, которые, на ваш взгляд, характеризуют Маяковского как поэта и как человека  и выпишите эти цитаты в разные колонки.
Перед вами сборник стихов Маяковского, пополните таблицу цитатами(на работу отводится 7 минут)
Итак, смотрим на цитатыс первого же появления Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана, а каким он был на самом деле?



Добавлю: футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения: вызывающе оформлялись публичные выступления (как театральные представления);
К.  Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в женской по тогдашним критериям желтой кофте с морковкой в петлице,
А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п.

Однако многие принимали футуризм не как чудачество.
М.Горький
·: « Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой, новой жизни»-
-Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию, т.к. искусство, по их мнению, должно будить и будоражить. И хотя Маяковский и примкнул к футуристам, он находил свой, собственный путь. Это путь
поэта-борца, поэта-революционера. Его занимают не внешние приемы футуристов, ему дорог сам протест против застоя в искусстве и в жизни, его увлекает борьба с воинствующим старым. Он ищет язык, который был бы понятен народу, он выбирает слова, которые достаточно сильны, чтобы прозвучать на площади.
Таковы и первые, ранние стихи поэта

















- Какой бы вывод вы сделали, говоря о тематике этих произведений? И не логичен ли был для Маяковского шаг навстречу революции?
 
Я! Я! Я! Это в стихах, это в автобиографии

Экстравагантен, причудлив, эксцентричен, странный, неординарный, дерзкий, хамовитый
Маяковский хочет выделиться, не затеряться
 





















































































Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы.(подтверждают цитатами)

- Футуризм-
Открываем словарь


– от латинского futurum – будущее. В качестве художественной программы  футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир;
 - Они говорили,
что надо «сбросить Пушкина  с корабля современности»;
- Футуристы придумали свой, новый язык.
- Появилась у футуристов и скандальная декларация «Пощечина общественному вкусу». «Рог времени трубит нашими голосами» - заявляли они.
«Ночь», «Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам», «Театры», «Кое-что про Петербург» и т.п.
Внешний мир, город, городские пейзажи.
- а еще: «Себе любимому посвящает эти строки автор»,  «Вот так я сделался собакой»,  «А вы могли бы?», «Нате!» «Послушайте!»,
«Я и Наполеон» - это, как будто, о самом Маяковском


Ученики, анализируя тексты и произведения Маяковского-художника, дают свой ответ.




























































Работа с таблицей и рефлексия
IV.
Дифференцированное домашнее задание
Для 1 группы
Для 2 группы
 
 
Итак, резюме:
Две основные темы можно выделить в раннем творчестве поэта – внешний (городской) мир и  образ «я» (внутренний мир), которые противопоставлены друг другу.  
- А   если бы я попросила вас  продолжить начатую таблицу и записать заглавия стихотворений в знакомые вам две колонки, как бы вы распределили их?








































Обратите внимание на воодушевление поэта , возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики; иногда – идея, замысел произведения воплощены при помощи пафоса.
И ещё, антиэстетизм Маяковского – принцип всех футуристов, человеческая природа, считал Маяковский, это единство двух начал: биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, по мнению поэта, эти начала разъединены, нормой является – материальное, и отчуждается духовное.
О чем вы не услышали?
(х-ка эпохи, этапы творчества, тематика, биография, внутренний мир поэта)
- Верно.  
Искать эту информацию к следующему уроку  будет группа из 5-х человек.
Работу оформить в виде доклада или  презентации.

Все остальные пишут эссе на тему: «Легко ли быть неординарной личностью?
- Спасибо за работу на уроке!
 





В первую, где поэт, записали бы названия, связанные с городом(его литературу можно назвать урбанистической), а во вторую – с внутренним миром поэта.
Щи, белила, вещи, калоши и т.п., т.е. материальным.
Отвратительный образ: толпа звереет, будет тереться, «ощетинит ножки стоглавая вошь»
Скорее обличительный, социальный
О биографии Маяковского: где родился, где учился, где жил
Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова(вспомним «Нате» его предметный мир) , а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы.