Между белыми и красными

История России 9 КЛАСС
Тема урока: МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ
Цель урока: сформировать у учащихся представление о «третьей силе», противостоявшей белому и красному движениям; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; проследить позицию крестьянства в Гражданской войне; уяснить причины «малой» гражданской войны и ее характер.
Основные знания: позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; позиция крестьянства в Гражданской войне; причины и требования крестьянских восстаний в 19201921 гг.; сущность и характер Кронштадтского восстания.
Основные понятия: «демократическая контрреволюция»; махновщина; «малая» гражданская война; Кронштадтское восстание.
Опрос домашнего задания: 
Тест
1.Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии в соответствии с декретом от 15 января 1918 г. (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Добровольность; б) классовый подход;
в) всеобщая воинская повинность; г) всеобщее вооружение народа.
2.Кто возглавлял Революционный военный совет республики в годы Гражданской войны?
а) В. И. Ленин; б) С. С. Каменев; в) Л. Д. Троцкий.
Когда в Красной Армии был введен институт военных комиссаров:
а) апрель 1918 г.; б) ноябрь 1918 г.; в) май 1919 г.
3.С какой целью в Красной Армии был введен институт военных комиссаров (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Для оперативного руководства войсками;
б) для координации действий между регулярными частями Красной Армии и народными повстанческими частями;
в) для надзора за военспецами; г) для политического воспитания бойцов.
4.Какие события стали причиной начала массового «красного террора»?
а) Провозглашение в январе 1918 г. патриархом Тихоном анафемы советской власти;
б) деятельность в марте  июле 1918 г. в Москве, Казани, Ярославле боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы»;
в) убийство в августе руководителя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина.
5.Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест-Литовский договор с Германией?
а) 6 июля 1918 г., после убийства немецкого посла Мирбаха;
б) 17 июля 1918 г., после расстрела царской семьи;
в) 13 ноября 1918 г., после поражения Германии в войне.
6.Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) М. В. Алексеев; б) В. К. Блюхер; в) С. М. Буденный;
г) Г. И. Котовский; д) А. Я. Пархоменко; е) М. В. Фрунзе; ж) В. И. Чапаев.
7.Какие мероприятия характеризуют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «военного коммунизма»?
а) Введение продналога;
б) поголовная национализация промышленных предприятий;
в) натурализация заработной платы; г) развитие товарно-денежных отношений;
д) введение продразверстки; е) принудительный труд.
 
Изучение нового материала
План изучения нового материала
1. «Демократическая контрреволюция». Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне.
2. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров.
3. Позиция крестьянства в Гражданской войне.
4. Махновское движение.
5. «Малая» гражданская война.
6. Кронштадтское восстание.
Звристической беседы.
Ребята, вспомнить, каковы особенности формирования Восточного фронта;
- какие политические силы первыми начали здесь вооруженную борьбу с большевиками;
-какие события способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооруженной борьбы с большевиками и почему.
Учащиеся делают сообщения о формировании «демократических» правительств в поволжско-сибирском и северном регионах.
2.  Беседа: вспомните,
-какова была позиция левых эсеров в период подготовки вооруженного выступления большевиков в октябре 1917 г.;
-какую позицию они занимали на II съезде Советов; когда и почему левые эсеры вошли в состав СНК;
-каково было их отношение к разгону Учредительного собрания.
По итогам беседы учащиеся начинают заполнять таблицу «История коалиции большевиков и левых эсеров»
 
Основные политические события
Позиция левых эсеров

Образование военно-революционных комитетов в октябре 1917 г.
 

II съезд Советов
 

Создание первого Советского правительства
 

Образование коалиционного Советского правительства (ноябрь  декабрь 1917 г.)
 

Создание ВЧК (декабрь 1917 г.)
 

Роспуск Учредительного собрания (январь 1918 г.)
 

Брестский мир (март 1918 г.)
 

Чрезвычайные меры в деревне (май июнь 1918 г.)
 

Исключение из ВЦИК и местных Советов правых эсеров и меньшевиков (14 июня 1918 г.)
 

Убийство немецкого посла Мирбаха (6 июля 1918 г.)
 

 
3. Сообщение учащихся « Крестьянства в Гражданской войне»
4. Рассказ учителя о движении Махно
5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника.
После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам:
какие события были названы современниками «малой» гражданской войной?
Каковы причины крестьянских восстаний?
Какие районы были охвачены крестьянскими волнениями в 19201921 гг.?
Чем «малая» гражданская война отличалась от «фронтовой» войны между красными и белыми?
6. Кронштадское восстание, рассказ учителя сочетаем с работой над документом, помещенным в конце § 19, и ответить на вопросы: какие экономические требования выдвигали участники митинга? В чем суть выдвинутых политических требований? Можно ли охарактеризовать их как антисоветские?
В заключение учащиеся обсуждают проблему, можно ли считать выступление моряков Кронштадта свидетельством серьезного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] власти большевиков? Как вы думаете, могли ли победить восставшие моряки Кронштадта?
 
Задание на дом. § 19 и вопросы к нему.

ъђ Заголовок 215