Программа по внеурочной деятельности для 5 класса Занимательная математика


Пояснительная записка
Курс «Математика для любознательных» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.
Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 30-40 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
В процессе проведения данного курса ставятся следующие цели:
- развить интерес учащихся к математике;
- расширить и углубить знания учащихся по математике;
- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.
Задачами курса являются:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
Оценка знаний
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Планируемый результат
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
личностные:
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
-критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
-умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностй);
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для рещения учебных математических проблем;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
умения пользоваться изученными математическими формулами,"знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пдата Тема занятия Форма проведения
1 Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? 2 Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. 3 Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. 4 Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. 5 Римские цифры. Как читать римские цифры? 6 Решение задач из стенгазеты № 1. 7 Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. 8 Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. 9 Архимед. Упражнения, игры, задачи. 10 Умножение. Упражнения, игры, задачи. 11 Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. 12 Деление. Упражнения, игры, задачи. 13 Делится или не делится. 14 Решение задач из стенгазеты № 2. 15 Новогодние забавы. 16 Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. 17 Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. 18 Игра «Веришь или нет». 19 Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. 20 Экскурсия в компьютерный класс. 21 Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. 22 Математические фокусы. 23 Конкурс знатоков. 24 Открытие нуля. Загадки-смекалки. 25 Решение задач из стенгазеты № 3. 26 Денежные знаки. Загадки-смекалки. 27 Решение задач повышенной трудности. 28 Игра «Цифры в буквах». 29 КВМ «Царица наук». 30 Задачи с многовариантными решениями. 31 Игра «Смекай, решай, отгадывай». 32 Игра «Поле чудес». 33 Решение занимательных задач в стихах.
Отгадывание ребусов. 34 Интеллектуальный марафон.