Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Петровская школа №1»

«Рассмотрено»
Методическое объединение
учителей математики
____ /__________/
ФИО
Протокол №___
от «___» ________2016г «Согласовано»
Заместитель директора по УР МБОУ «Петровская школа №1»
_________/__________/
ФИО
«___» ___________2016г «Утверждаю»
Директор МБОУ «Петровская школа №1»
_________/_________/
ФИО
Приказ №_____
от «___» __________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 6 класса
Учитель:
Квалификационная категория:
Направление программы: обще-интеллектуальное
2016 – 2017 учебный год
с.Петровка
Содержание
Пояснительная записка……………………………………...…………..3
Планируемые результаты освоения предмета…………………….…...6
Учебно-тематический план……………………………………………...7
Содержание обучения…………………………………………….....…...9
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса…….....11
Литература……………………………………………………………….12
Пояснительная записка
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
2. Место в учебном плане
Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика»  рассчитана на один год  обучения (35 занятий в течения учебного года). Один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана школы.
3.Цель и задачи программы
Цель – повышение уровня математической культуры учащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
Обучающие:
Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
Развитие мотивации к изучению математики;
Развитие творчества;
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
Способствовать развитию математических способностей;
Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
Воспитывающие:
Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
Способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;
Развитие кругозора учащихся;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Занимательная математика» предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Планируемые результаты и способы их проверки
В результате занятий учащиеся должны
Знать:
-          старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
-          приёмы быстрого счёта;
-          методы решения логических задач;
-          свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
-          понятие графа;
-          понятие софизма.
Уметь:
-          читать и записывать римские числа;
-          пользоваться приёмами быстрого счёта;
- быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления;
- научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий;
- использовать рациональный способ решения задач;
- работать с чертежными инструментами;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
-          решать текстовые  задачи на движение и совместную работу;
-          использовать различные приёмы при решении логических задач;
-          решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
-          решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.

Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении математики; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.
Учебно– тематический план
(35часов)
№ п/п Тема занятий Количество часов Дата проведения
по плану фактически
1.Занимательная арифметика 3 1 Введение. Из истории интересных чисел. Запись цифр и чисел у других народов 1 2 Интересные свойства чисел 1 3 Приёмы быстрого счёта 1 2.Занимательные задачи 11 4 Магические квадраты 1 5-6 Математические фокусы, задачи со спичками 2 7-8 Математические ребусы 2 9 Софизмы 1 10 Пифагорейский союз 1 11-12 Числовые ребусы (криптограммы), судоку 2 13 Задачи шутки 1 14 Старинные задачи 1 3.Логические задачи 5 15 Задачи, решаемые с конца 1 16 Круги Эйлера 1 17 Простейшие графы 1 18-19 Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события 2 4.Наглядная геометрия.
Математика в реальной жизни. 7 20-22 Лист Мёбиуса. Геометрические задачи. Игра «Пентамино». Головоломка «Танграм». 3 23-24 Решение задач на совместную работу 2 25-26 Задачи на движение 2 5.Решение нестандартных задач 9 27-28 Как научиться решать задачи. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений 2 29-30 Прямая и обратная пропорциональности 2 31 Решение задач «обратным ходом» 1 32 Денежные расчеты 1 33 Игра «Математический бой» 1 34 Математические аттракционы и истории. Конкурс художников. 1 35 Подведение итогов 1 6. Содержание программы
Занимательная математика - 35 часов
1. Занимательная арифметика (3ч)
1. Введение. Из истории интересных чисел. Запись цифр и чисел у других народов.Знакомство с историей возникновения чисел. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация.
2. Интересные свойства чисел
3.  Приёмы быстрого счёта
Некоторые приёмы быстрого счёта. Знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.
Умножение на число, оканчивающееся на 5.
Умножение и деление на 25,75,50,125.
Умножение и деление на 111,1111 и т.д.
Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.
Умножение чисел, близких к 100.
Умножение на число, близкое к 1000.
Умножение на 101,1001 и т.д.
2. Занимательные задачи (11ч)
4. Магические квадраты.
Отгадывание и составление магических квадратов.
5-6. Математические фокусы.
Математические фокусы с «угадыванием чисел».  Примеры математических фокусов.
7-8. Математические ребусы.
Решение заданий на восстановление записей вычислений.
9. Софизмы.
Понятие софизма. Примеры софизмов.
Основные моменты: учатся строгости рассуждений и более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.
Формы организации: теоретические и практические
10. Пифагорейский союз
Основные моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяющий многое в жизни человека.
11-12. Числовые ребусы (криптограммы ). Судоку.Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логическое мышление и терпение.
13. Задачи – шутки
 Решение  шуточных задач в форме загадок.
14. Старинные задачи
 Решение старинных задач.
3. Логические задачи (5ч.)
15. Задачи, решаемые с конца.
Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».
16. Круги Эйлера.
Решение задач с использованием кругов Эйлера.
17. Простейшие графы
Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.
18-19. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность событияУмение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. Умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
4. Наглядная геометрия.
Математика в реальной жизни (7ч.)
20-22. Лист Мёбиуса. Геометрические задачи.Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения .Изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино». Головоломка «Танграм».
23-24. Решение задач на совместную работу. Основные моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.25-26. Решение задач на движение.
Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,  движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.
5.Решение нестандартных задач (9ч)
27-28. Как научиться решать задачи. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений
Основные моменты: познакомить с основными приемами работы над текстом задачи
Формы организации: теоретические и практические
29-30. Прямая и обратная пропорциональности.
Основные моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.
Формы организации: теоретические и практические
31. Решение задач «обратным ходом».
Основные моменты: рассмотреть графический способ решения задач.
Формы организации: теоретические и практические
32. Денежные расчёты
Основные моменты: вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. ГРИВНА = 10 КОПЕЕК; АЛТЫН = 3 КОПЕЙКИ; ПОЛУШКА = 1/4 КОПЕЙКИ.
33. Игра «Математический бой»
Занятие в игровой форме.
34. Математические аттракционы и истории. Конкурс художников.
Занятие в игровой форме. Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.
35. Подведение итогов.В игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.
Методическое обеспечение программы
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;
Формы занятий – беседа, практикум, игра
Материально-техническое обеспечение программы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
2.Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Меташкола: 1.тесты по математике http://metaschool.ru/test.php 2.игры http://metaschool.ru/games.phpКонкурс «Кенгуру»: http://mathkang.ru/Метод.копилка http://www.metod-kopilka.ru/matematika.htmlМатематика для школы: http://math4school.ru/Интеллектуальный досуг: http://potehechas.ru/golovolomki/golovolomki_8.shtml Сайт Prometheanplanet: http://www.prometheanplanet.ru/Видеоуроки: 1. http://www.videouroki.net/index.php?subj_id=2&klass=6http://www.uchportal.ru/videoСписок литературы
Литература для учителя
Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2014.; и Приложение к учебнику на электронном носителе
Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014; и Приложение к учебнику на электронном носителе
Задачи на смекалку. 5–6 классы / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2005–2012;
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математики. - М., 1990.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.
Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М., 1996.
Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.
Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. - М., 1992.
Петраков КС. Математические кружки. - М., 1987.
Предметные недели в школе. Математика. - Волгоград, 1997.
Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.
Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М., 2002.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М., 1996.
Анфимова Татьяна Борисовна. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5-6 классы. ООО «Илекса» г. Москва,2012 г.