Эссе О нравственном образе педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского и собственном опыте вдлхновения от чтения его произведений


Гришинева И.И.
Государственное учреждение
«Михайловская средняя школа
отдела образования акимата
Карабалыкского района»


«О нравственном образе педагога-гуманиста В.А.Сухомлинского и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений»
«Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
В.А.Сухомлинский
Педагог с ярко выраженной гуманистической направленностью, В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство. И для меня это также самое главное в моих отношениях с детьми, чтобы «душа с душой говорила», ведь в школе много детей из неполных семей, есть сироты, стараюсь для каждого ребенка найти ласковое слово, поддержать, подбодрить, считаю, что только с любящим сердцем можно работать в школе.
«Сердце отдаю детям» – так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет работы в сельской школе. В предисловии он рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты – пишет Сухомлинский, - явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце». Я думаю, подвиг Януша Корчака заставляет каждого из нас заглянуть в свою душу, до самого ее «дна», и задать себе один единственный вопрос «А ты бы смог?». Действительно, можно много говорить о любви к детям, но не бросить, умереть вместе с ними в роковую минуту, успокаивая их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти - на это способен не каждый. Я думаю, Василий Александрович повторил подвиг Януша Корчака, отдав детям свое сердце, посвятив им жизнь.
Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса. В нашем образовании именно на предмете Самопознание происходит духовное формирование личности, а, следовательно, и от нас, учителей Самопознания зависит, каким он будет завтра – социально-экономический прогресс? И поэтому на уроках стараюсь показать внутреннюю красоту человека, чей духовный мир наполнен любовью и добротой, и, как контраст - человека недоброго, который в первую очередь страдает сам, потому что злоба разрушительна, созидают только любовь и доброта.
Я думаю, Василию Александровичу понравился бы предмет Самопознания, ведь в этом предмете есть все, что он считал необходимым для гармоничного развития ребенка: музыка, пение, рисование, чтение стихов, инсценировки, творческая работа, беседа. И все это наполнено Духовностью. Такое изобилие возможностей вдохновляет меня постоянно находить что-то такое, что затронуло бы каждое детское сердце. Сегодня попросила 6 класс принести фотографии бабушек или дедушек на следующий урок и рассказать интересную историю из их жизни. Каким воодушевлением и восторгом засияли глаза детей! Забросали вопросами, тут же стали наперебой рассказывать о жизни бабушек и дедушек. Недавно был «День работников сельского хозяйства», я узнала, что фотографии наших знаменитых хлеборобов помещены в интернете, показала детям, оказалось, что хлеборобы почти всем в какой-то мере родственники, у некоторых одна фамилия. Все прониклись гордостью за своих земляков, а особенно родственники за свою фамилию . Тем более, что о труде сельского работника дети хорошо осведомлены, посыпались рассказы, которые начинались в основном: «А вот мы с папкой..», «А я с дедом…»
И поэтому нельзя не согласиться с мнением В.А. Сухомлинского: «…судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам»
Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для педагога. В школе В.А. Сухомлинского существует правило: «Научился сам - научи товарища». Вот это ценное правило считаю очень важным: не дать просто списать, не сделать что-то за товарища, а именно научить. Объясняю, делать что-то за другого или давать списывать, значит оказывать «медвежью услугу», куда важнее научить товарища. Конечно, ты потратишь время, но зато принесешь пользу товарищу, сделаешь доброе дело. И дети хорошо это понимают и охотно помогают друг другу.
Ценность методики Сухомлинского заключается в пробуждении положительного отношения учеников к занятиям, он утверждал: «Пустое времяпрепровождение развращает воспитанников, прививает порочные наклонности именно в том возрасте, когда он восприимчив…». Именно это высказывание побуждает меня развивать интерес у детей к чтению, соответственно возрасту советую прочесть ту или иную книгу, иногда могу заинтриговать, рассказав эпизод. И обязательно потом поинтересуюсь, прочитал ребенок книгу или нет, какой герой понравился больше всех и почему. Сама люблю поэзию, читаю стихи детям и объясняю, что поэзия – это музыка слова, ее надо почувствовать, и тогда поэзия станет твоей самой верной подругой. Заметила, что любовь к чтению заложена в семье, читают родители – читают, как правило, и дети. Советую родителям совместное чтение, оно объединяет, сближает, обогащает ум и душу ребенка.
В. А. Сухомлинский огромное внимание уделял семьям своих учеников, он писал:«Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными». И я стараюсь донести эту истину до родителей, которые жалуются на своих детей, и в то же время родители очень ранимы, когда учитель говорит что-то об их ребенке. Здесь опять нельзя не вспомнить высказывание Василия Александровича, который очень осторожно подходил к вопросам семьи: «Если и придется прикоснуться к самым сокровенным уголкам сердец родителей, то делать это надо только в личной беседе, тысячу раз обдумав и взвесив каждое слово».
И в наше время высказывания великого педагога актуальны, я считаю, что эти высказывания - Истина на все времена. И наша задача - донести эту Истину до родителей и педагогов, помочь им осознать высказывание В. А. Сухомлинского:
«В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка…»