Программа кружка Занимательная грамматика для 5-6 классов


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам.директора по ВР директор МОУ «СОШ
с. Балаши»
_____________ Г.Л.Кожарина _____________Л.А.Волокитина

«___»___________2015 г «____»___________2015 г.





Программа кружка по русскому языку
"Занимательная грамматика"
для учащихся 5-6 классов



Руководитель кружка:
Лунева Е.А.






2015-2016 учебный год



Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы.
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю.
Курс “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 5-х классов.
Этапы реализации программы курса:
подготовительный;
непосредственно реализация (план прилагается);
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы курса:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.


Тематическое планирование

№ п/п
Тема
Дата

1
Введение. Язык мой – друг мой.


2
Словарь – мой добрый друг и верный помощник.


3
Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).



4
Участие в Интернет-олимпиаде



5
Устный журнал «Что в имени тебе моем?»
Собственные имена.


6
Презентация. История моего имени.


7
Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»?


8
Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово».



9
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.



10
Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия.



11
Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.



12
Словарик Словознайкина


13
Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.


14
Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.


15
Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.


16
Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина


17
Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.


18
Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».


19
Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».


20
°Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался»


21
Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.


22
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.



23
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”


24
“Грамматическое домино”.


25
Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.


26
Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?”


27
Легкие головоломки. Технология составление головоломок


28
Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.


29
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.


30
Играем в загадки. Технология составления загадок.


31-32
Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”


33-35
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.


36
Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)


37
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник


38
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.


39
Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.


40
Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”


41
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”


42
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.


43
Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное””


44
Дружба имени существительного с прилагательным.


45
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!


46
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву»


47
Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.


48
Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.


49
Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов


50
Крылатые слова и выражения.


51
Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?


52
О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?”


53
Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем


54
Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово”


55
Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю”


56
Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые)


57
Слово одно, а значений несколько.


58
Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.


59
Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?”


60
Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”


61-62
Антонимы. Зачем они?


63-64
Составление кроссвордов.


65
Слова – родственники.


66-67
Друзья корней – приставки и суффиксы.


68-69
Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”


70-71
Научись правильно писать трудные слова.


72-73
Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”


74-75
Составление сказка “Как у существительных род появился”


76-78
Интересное о падежах имён существительных.


79-80
Роль имён прилагательных в связной речи.


81-82
Роль глаголов в связной речи.


83-84
Времена глаголов заменяют друг друга.


85-86
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.


87-88
Знакомство с наречиями.


89-90
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.


91-92
Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?


93-94
О роли орфографии. Рассказ – беседа о роли орфографии.


95
Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Анкетирование.


96
Способы словообразования.


97
Словообразовательный анализ слова.


98
Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях


99
Фразеологизмы. По страницам русской истории.


120
Почему их так называют? Происхождение слов.


121
Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.


122
Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.


123
Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.


124
Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов


125
Интеллектуальный марафон.


126
Фразеологизмы-антонимы.


127
Однозначные и многозначные слова.


128
Омонимы. Омоформы. Омографы.


129
Синонимы. Образование синонимических рядов.


130
Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.


131
Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных


132
Универсальные заменители – местоимения.


133
Правописание приставок.


134
Учимся делать логические выводы.


135
Конкурс «Путешествие в страну Орфографию».


136
Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай»


137
Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы


138
Устный тематический журнал «Необыкновенные родственники»


139
Из истории понятий российской государственной эмблематики: орел, скипетр, держава.


140
Игра-соревнование «Грамматическая регата».


141
Устный журнал «Как делаются слова».


142
Практическое занятие по теме «Корень – сердце слова»


143
Практическое занятие по теме «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».


144
Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!”



.








Список литературы

Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.






















13PAGE 15


13PAGE 14415




Рисунок 615