Тематическое планирование курса Занимательная грамматика во 2 классе


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. С 2014-2015 учебного года я 1 раз в неделю веду факультативный курс «Занимательная грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по "Занимательной грамматике".
В отборе материала к занятиям я ориентировалась на связи с программным материалом по русскому языку, учитывала необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях "Занимательной грамматики" я обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства «языка». Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс "Занимательная грамматика" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения "Занимательной грамматики" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культурымышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы «Занимательная грамматика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятии :лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.
Планируемые результаты.
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; вьшолнять различные роли (лидера, исполнителя).
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Тематическое планирование.
На основе вышеизложенного я составила план работы с учащимися. Привожу пример разработанного мною тематического планирования на III и IV четверти.
№ Тема занятия Количество часов Дата
1 Увлекательные истории о самых простых вещах. 1 2 Внимание, корень. 1 3 Такие разные суффиксы. 1 4 Где же хранятся слова?
1 5 Словари – сокровищница языка.
1 6 Поговорим о всех приставках сразу.
1 7 Когда нужно «приставить», «отставить», «переставить». 1 8 - 9 Слова – «родственники».
Слова «готовые» и «сделанные».
Есть ли родители у слов? 2 10 - 12 Выбираем точное слово.
Когда значения спорят?
Одно или много.
3 13 - 15 «Не лезьте за словом в карман».
Как рождаются фразеологизмы.
Выбор фразеологизма в речи.
3 16 - 17 Слова одинаковые, но разные.
«Местные жители» и «иностранцы». 2
18 Итоговое занятие. 1 При проведении занятий я использую различные технологии. Наиболее приемлемые : технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология, обучение в сотрудничестве и, конечно, игровая технология. Детям очень нравятся:
ребусы:


криптограммы
чтобы расшифровать текст, надо разгадать ключевые слова по рисунку или определению.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Расставь буквы ключевых слов по цифрам в клеточки рисунка. Прочитай пословицу.
13, 2, 4, 5. Река.
10, 7, 6, 7, 9, 5. Голова.
8, 2, 11, 9, 2, 3, 10. [Четверг.|1, 5, 9, 7, 13. Завод. I, 12, 13, 5. Куда?
Прилагаю серию фотографий моих занятий с применением различных технологий.
кроссворды



чайнворды
Петя нашёл под ёлкой много подарков. Впиши их названия в цепочку на нашей ёлке.


анаграммы
Это игра, в которой дети переставляют буквы в словах для образования новых слов. Например: крабы – рыбак, рыбка.
сокол – колос.
марка – рамка.
нитка – ткани, танки. и т.д.
буквограммыГОСУДАРСТВО И ЕГО СТОЛИЦА

На этом рисунке 15 букв. Выбрать из них сначала 8 букв и сложить их так, чтобы получилось название государства, а затем сложить оставшиеся буквы и узнать его столицу.
метаграммыЭто загадки, в которых загаданное слово, если заменить в них одну букву, превращаются в новые слова.
С «Л» я слёзы вызываю,
С «Ж» по воздуху летаю.
( лук, жук)
С таким же успехом можно превратить волка в козу: волк – полк – пола – поза – коза.
А теперь, меняя в каждом слове букву или отбрасывая её, можно превратить : суп в борщ, муху в слона и Лену в Каму.
Суп – сук – сок – бок – бор – борщ. Муха – мука – рука – рок – сок – сон – слон. Лена – Сена – Суна – Сура – Кура – Кума – Кама.
На



Прилагаю серию фотографий моих занятий с применением различных технологий.





В своей работе я стараюсь оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Помогаю детям овладевать знаниями, которые обеспечивают определенный уровень их интеллектуального развития. Для этого я организовала кружок по математике «Умники и умницы», основными задачами которого являются:
повышение эрудиции и расширение кругозора;
формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умение обдумывать и планировать свои действия;
развитие у детей мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей. Создаю условия для свободного выбора ребенком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношения ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Создаю необходимые условия для атмосферы доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. На занятиях создаю условия для развития у детей познавательных интересов, формирую стремление ребенка к размышлению и поиску, вызываю у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии.
Так как ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая деятельность, поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях я обращаю на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.
Для организации детской деятельности я использую следующие формы:
индивидуально-творческая деятельность;
творческая деятельность в малой подгруппе;
коллективная творческая деятельность;
работа над проектами;
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятии);
игровой тренинг;
конкурсы, турниры.
На занятиях детям нравятся графические диктанты, игры-головоломки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, сканворды и т.д. Хочу привести примеры некоторых заданий, которые я использую на занятиях во внеурочной деятельности.





Задачи – смекалки.
Расставить 8 стульев у четырех стен комнаты так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула. Расставьте 9, потом 10, затем 11 стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула. (Решения на рисунке)
О о о о о оо о о ооо о оо о о оо о о оо о о оо о о о о оо о оо о оРис.
Петя дал младшему брату половину запаса яблок и еще одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети? (Ответ: два яблока.)
Задачи – шутки.
Если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно ли через 48 часов солнечная погода?
Рыболов за 3 минуты поймал 6 рыбок. Сколько таких же рыбок он поймает за 5 минут?
Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?
Задачи в стихах.
Мы только с парохода,
Мы только из похода –
11 недель гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка поверней.
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще 12 братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И 15 тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов?
Игры.
«Веселый счет».
Числа разбросаны по всей таблице. По команде учителя ребенок поворачивается лицом к таблице, показывает указкой на число и одновременно называет его. Важно время, за которое ребенок назовет все числа. Играть можно парами или двумя командами.




«Танграм». Аппликации из геометрических фигур на фото ниже.
«Телефон»
«Волшебный циферблат» и др.
Кроссворды.

















Занятия в кружке по математике