Дополнительная образовательная программа по математике. Кружок Занимательная математика.

Дополнительная образовательная программа по математике. Кружок "Занимательная математика". 7-й классы

Занимательная математика принадлежит к числу любимых жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.
Занимательная математика– это прежде всего математика, причем в лучших своих образцах– математика прекрасная. Недаром английский математик Дж. Литлвуд заметил, что хорошая математическая шутка лучше дюжины посредственных работ.
Занимательная математика в учащихся пробуждает наблюдательность, умение логически мыслить, веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного.
Элемент игры, который делает занимательную математику занимательной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуждения или обычной математической задачи с “ секретом”– каким – либо неожиданным или забавным поворотом мысли.
Общая цель кружка в том, чтобы способствовать развитию логического мышления школьников, развитию математических навыков и умений.
Общеобразовательные цели:
Научить оперировать информацией при решении математических задач.
Знать основные приемы оптимального поиска решения математических задач.
Иметь представление об основных понятиях и методах решения нестандартных задач.
Воспитательные цели:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности.
Воспитание ответственности.
Развивающие цели:
Развитие аналитических качеств личности
Формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств решения математических задач.
Развитие и становление коммуникативных свойств личности.
Задачи:
Учащиеся должны приобрести навыки решения занимательных задач и задач по типу отличных от обязательного уровня.
ознакомить учащихся с методами и приемами решения нестандартных задач.
Обеспечить сознательное овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков.
Выявить умения и способности у учащихся к данному виду деятельности, что позволит сориентироваться в выборе математических задач.

Содержание программы.
1.Введение. История занимательной математики. Зачем решают задачи в школе. Методы и формы развития творческой деятельности учащихся на уроке математике.
2.Ваш помощник – микрокалькулятор. Об использовании микрокалькулятора в учебном процессе. Формирование умений применять микрокалькулятор в вычислениях. Приемы применения микрокалькулятора.
3.Числа – слова и микрокалькулятор. Микрокалькулятор знакомить с числами.
4.Магический клавишный квадрат. Может ли микрокалькулятор дать ответ? На много ли ошибается микрокалькулятор.
5.Гексафлексагоны.Флксагоны. Тригексафлексагон. Схема “ Пути Таккермана” на гексагексафлексагоне.
6.Гексафлексагоны.Флксагоны. Тригексафлексагон. Схема “ Пути Таккермана” на гексагексафлексагоне.
7.Фокусы с матрицами.
8.Девять задач. Путешествие по замкнутому кругу. Покер. Изуродованная шахматная доска. На распутье. Перепутанные таблички. В Бронкс или Бруклин? Распиливании куба. Ранний пассажир. Фальшивые монеты.
9.Занимательные топологические модели.
10. Математические сказки.
11.Математические сказки. Сказка пр нуль. Две подружки 5 и 3.  Функции.
12.Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов. О построении графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7,8 – 9 класса.
13.Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов. О построении графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7,8 – 9 класса.
14.Заседание кружка “ Любители кроссвордов”. Кросснамберы.
15.Занимательные топологические модели.
16.Девять новых задач. Соприкасающиеся карандаши. Два парома. Как найти длину гипотенузы. Хитрый электрик. Как пересечь сеть прямых. Двенадцать спичек. Отверстие в шаре. Влюбленные жуки. Сколько детей?.
17.Проценты. Понятие процента. Простейшие вычисления с процентами. Простые и сложные проценты. Процентное содержание.
18.Понятие процента. Простейшие вычисления с процентами. Простые и сложные проценты. Процентное содержание.
19.Заочные математические олимпиады.
20. Задачи с параметрами.   Методы поиска необходимых условий.
21.Задачи с параметрами.  Методы поиска необходимых условий.
22.Тетрафлексагоны. Как сделать тритетрафлексагон. Тетратетрафлексагон. Гексатетрафлексагон. Как сложить и вывернуть флексотрубку.
23.Заочные математические олимпиады.
24.Золотое сечение. Тайны золотого сечения. Пропорции.
25.Пять Платоновых тел. Тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, гексаэдр и додекаэдр.
26.Оригами.
27.Вычисления значений многочлена. Схема Горнера. Теоретические обоснования схемы Горнера.  Применение схемы Горнера.
28.Решение уравнений. Аналитическое решение уравнений. Графическое решение уравнений.  Численное решение уравнений.
29.Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами. Повторение изученного, введение понятия “ инверсия”.Свойства инверсий, построение графиков.
30.Математика и музыка. Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. “ Космическая музыка”: от Платона до Кеплера. Математический строй музыки.
31.Тематические тесты. Решение тестов.
32.Игра “ Математический поезд”.
33.Тематические тесты. Решение тестов.
34.Итоговое занятие.

Учебно-тематический план.

Тема занятия
Количество часов



Теория
Практика

1
Введение. История занимательной математики.
1


2
Ваш помощник – микрокалькулятор.
0,5
0,5

3
Числа– слова и микрокалькулятор.

1

4
Магический клавишный квадрат.
0,5
0,5

5
Гексафлексагоны.
1


6
Гексафлексагоны.

1

7
Фокусы с матрицами.

1

8
Девять задач

1

9
Занимательные топологические модели.

1

10
11
Математические сказки.
1
1

12
Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов.
1


13
Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов.

1

14
Заседание кружка “ Любители кроссвордов”.

1

15
Занимательные топологические модели.

1

16
Девять новых задач.

1

17
Проценты.
0,5
0,5

18
Проценты.

1

19
Заочные математические олимпиады.

1

20
Задачи с параметрами.
1


21
Задачи с параметрами.

1

22
Тетрафлексагоны.

1

23
Заочные математические олимпиады.

1

24
Золотое сечение.
1


25
Пять Платоновых тел.

1

26
Оригами.

1

27
Вычисления значений многочлена.

1

28
Решение уравнений.

1

29
Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами.

1

30
Математика и музыка.
1


31
Тематические тесты.

1

32
Игра “ Математический поезд”.

1

33
Тематические тесты. Решение тестов.
1


34
Итоговое занятие.

1

 
В результате посещения данного кружка учащиеся должны знать:
Историю математики.
Вычисление задач на проценты и задачи с параметрами.
Методы построения графиков функций.
Учащееся должны уметь:
Ориентироваться в математическом пространстве.
Уметь пользоваться методами и способами решения, построения математических задач.
Вычислять проценты и решать задачи с параметрами.
Список литературы
Деревянкин А.В “ Проценты”: методическая разработка для учащихся Заочной школы “ Юный математик”.– М.: МЦНМО, 2009. – 16 .
Беляев С,А. “ Задачи с параметрами”: методическая разработка для учащихся Заочной школы “ Юный математик”. – М.: МЦНМО, 2009. – 28 ..
Барышникова Н.В. “ Контрольные разноуровневые тесты”.– Волгоград: Учитель, 2008. – 115 с.
Ткачева М.В. “ Тематические тесты”. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
Власова Т,Г. “ Предметная неделя математики в школе”.– Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 168 с.
Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
Карп А.П. “ Даю уроки математики.: – М.: Просвещение, 1992.
Волошинов А.В. “ Математика и искусство”. – М.: Просвещение 1992.
Гарднер Г. “ Математические головоломки и развлечения”. – М.: “ Мир”, 1971.
Минаеват С.С. “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Абдуллаев И. Математические задачи с микрокалькулятором. – М.: Поросвещение, 1990.
Васильев Н.Б. Заочные математические олимпиады. – М.: Наука. Гл.ред. физ-мат.лит., 1987.
Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
Анализ контрольной работы 5а класса за 1-ю четверть 2014-2015 уч.года.

По списку – 28уч.
Писало –
Написали на «5» –
на «4» –
на «3» –
на «2» –
Типичные ошибки .

При сложении(вычитании) натуральных чисел –
При решении уравнений–
При упрощении выражений–
При решении задач с помощью уравнений–
При решении задачи с отрезками–



В а р и а н т 1.
Решите уравнение(
а) 21 + х = 56( б) у – 89 = 90.
Найдите значение выражения(
а) а + т, если а = 20, т = 70(
б) 260 + b – 160, если b = 93.
Вычислите, выбирая удобный порядок действий(
а) 6 485 + 1 977 + 1 515(
б) 863 – (163 + 387).
Решите с помощью уравнения задачу(
В автобусе было 78 пассажиров. После того как на остановке из него несколько человек вышли, в автобусе осталось 59 пассажиров. Сколько человек вышли из автобуса на остановке(
На отрезке МК = 19 см отметили точку Р так, что МР = 15 см, и точку В так, что ВК = 13 см. Найдите длину отрезка РВ.
6.* Упрости выражение:
а)(138+а) – 95 б )35-(18+у)
7.* Запиши в виде равенства предложение, и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным: сумма числа х и 408 больше числа 321 на 510.

В а р и а н т 2.
Решите уравнение(
а) х + 32 = 68( б) 76 – у = 24.
Найдите значение выражения(
а) с – п , если с = 80, п = 30(
б) 340 + k – 240 , если k = 87.
Вычислите, выбирая удобный порядок действий(
а) 7 231 + 1 437 + 563(
б) (964 + 479) – 264.
Решите с помощью уравнения задачу(
В санатории было 97 отдыхающих. После того, как несколько человек уехали на экскурсию, в санатории осталось 78 отдыхающих. Сколько отдыхающих уехали на экскурсию(
На отрезке АВ = 25 см отметили точку Lтак, что АL = 19 см, и точку Р так, что РВ = 17 см. Найдите длину отрезка LР.
6.* Упрости выражение:
а)(154+с) – 24 б )168 - (х+47)
7.* Запиши в виде равенства предложение, и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным: число 710 больше суммы 54 и числа у на 398.









Учитель : (Федорищенко Л.И.)
Заголовок 115