Дополнительная образовательная программа Занимательная экология

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Станция юных натуралистов»














Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности

«Занимательная экология»

Возраст учащихся: 7 - 11 лет
Срок реализации: один год



Разработала:
Т.П. Лапина – методист,
педагог
дополнительного образования
















Новокузнецк, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экология как наука имеет огромное значение для человека. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь и жизнь своих детей. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как стали слишком заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. И это, в конечном итоге, оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Поэтому изучение и правильное использование законов экологии, по которым живет природа, помогает людям сохранять природную среду, правильно и рационально использовать природные богатства. Знание основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.
Данный курс позволит учащимся получить новые знания о жизни отдельных организмов и о законах организации жизни на планете. Ребята ознакомятся с новыми понятиями, объясняющими условия жизни и ресурсы организмов; получат представления о том, как достигается соответствие между организмами и средой их обитания. Учащиеся узнают о том, как устроены и как функционируют экологические системы, каким законам подчиняется их развитие.

Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на один учебный год.
Возраст обучающихся –7-11 лет (1-4 классы средней общеобразовательной школы). Количество учащихся в группе: 10-12 человек.
В процессе преподавания курса могут использоваться различные формы и методы ведения занятий: индивидуальные и групповые беседы, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, экскурсии и другие. Изучение курса предполагает активное участие детей в подготовке и проведении занятии.

Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения в данном учреждении дополнительного образования. В связи с этим, кроме обычных занятий, особое место в программе занимают следующие формы обучения: экскурсия; практическая работа; творческое задание; тестовое задание; дискуссия.


Цель курса: создание необходимых условий для формирования эколого-биологической грамотности учащихся на основе знакомства с экологическими закономерностями развития жизни на Земли.

Задачи курса:
Повышение уровня компетенции учащихся по вопросам экологии как науки об отношениях всех живых организмов между собой и окружающей средой.
Развитие у детей умений обобщать собственные наблюдения и понимать процессы, происходящие в окружающем мире.
Формирование и развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения человека в природе и в быту.

Предполагаемый результат обучения

Учащиеся в конце учебного года должны знать:
основные предпосылки экологических проблем человечества;
экологические системы естественные и искусственные;
цепи и сети питания;
что такое атмосфера;
что такое литосфера;
что такое гидросфера;
что такое биосфера;
что такое Красная книга;
экологические особенности родного города.

·
Учащиеся должны уметь:
объяснять основные понятия курса;
объяснять экологические особенности Кемеровской области, ее природных ресурсов;
объяснять отличия естественных экосистем от искусственных;
использовать знания при поиске способов решения экологических проблем;
предлагать свои решения экологических проблем семьи, класса, школы.














Учебный план
№ п/п

Наименование тем программы
(основные обобщающие учебные элементы)
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Введение
1
1
2

2.
Живая и неживая природа – части биосферы
10
10
20

3.
Биотопы планеты.
5
5
10

4.
Экологические проблемы человечества.
4
4
8

5.
Удивительный мир растений.
4
4
8

6.
В мире животных.
4
4
8

7.
Защита природы.
5
5
10

8.
Заключительное занятие.
-
2
2

Всего
33
35
68



Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем
Количество часов



Теория
Практика
Всего
часов

I. Введение в курс «Основы экологии»

1.
Вводное занятие.
1
1
2

II. Живая и неживая природа – части биосферы

2.
Живая и неживая природа.
1
1
2

3.
Человек – часть природы.
1
1
2

4.
Звезды и планеты.
1
1
2

5.
Планета Земля и Солнечная система.
1
1
2

6.
Материки и океаны Земли.
1
1
2

7.
Происхождение и развитие жизни на Земле.
1
1
2

8.
Гидросфера – мир воды.
1
1
2

9.
Атмосфера и обитатели наземно-воздушной среды.
1
1
2

10.
Литосфера. Почва и ее обитатели.
1
1
2

11.
Биосфера, что это такое?
1
1
2

III. Биотопы планеты

12.
Лес – богатство Земли.
1
1
2

13.
Тропические леса и их обитатели.
1
1
2

14.
Леса умеренных широт.
1
1
2

15.
Жизнь в пустынях.
1
1
2

16.
Луга и саванны.
1
1
2

IV. Экологические проблемы человечества

17.
Что такое природные ресурсы?
1
1
2

18.
Природные ресурсы Кемеровской области.
1
1
2

19.
Природные и искусственные экосистемы.
1
1
2

20.
Человечество в опасности.
1
1
2

V. Удивительный мир растений

21.
Путешествие в мир растений.
1
1
2

22.
Комнатные растения.
1
1
2

23.
Лекарственные растения.
1
1
2

24.
Ядовитые растения.
1
1
2

VI. В мире животных

25.
Путешествие в мир животных.
1
1
2

26.
Вымершие животные.
1
1
2

27.
В мире беспозвоночных животных.
1
1
2

28.
В мире позвоночных животных.




VII. Защита природы

29.
Исчезающие животные и растения.
1
1
2

30.
Что такое Красная книга?
1
1
2

31.
Экологический проект: от замысла к воплощению.
1
1
2

32.
Юннатское движение в России.
1
1
2

33.
Международный день эколога – день защиты окружающей среды.
1
1
2

VIII. Заключительное занятие

34.
Заключительное занятие.
-
2
2


Всего часов:
33
35
68


Список литературы
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 864с.
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса,2002.-112 с.
Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998. –56 с.
Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. / О.В. Петунин; худож. В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.
Прохорова С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ростов н/Д. Феникс, 2008. - 157 с.








13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915