Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Занимательная грамматика»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов ____________________ /Р.Р.Мингазова/ Протокол № _______ от 26. 08.2015г.

Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 .08.2-15г.
«Согласовано» Заместитель директора по ВР _________________ /Л.Н. Сафина/ 27.08.2015г.
«Утверждаю» Директор школы ___________________ /А.А.Сиразиев/ Приказ №______ от 01 .09.2015г.



Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Занимательная грамматика» 



Педагог: учитель начальных
классов Липатникова Л.Л.
Возрастная группа: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Направление:
интеллектуально- познавательное



Параньга
2015 год
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по 1 часу в неделю. Продолжительность 40 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10-11 лет, 4 класс).
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.         
        Включены занятия речевого творчества с целью развития активного самостоятельного мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Цель и задачи программы 
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.


Формы проведения занятий

теоретические:
- лекция с элементами беседы;
- составление кроссвордов и ребусов;
- путешествие;
- грамматические сказки;
- викторина;
- выступление, рассказ;
практические:
- игра, турнир;
- выполнение тестов;
- работа над словом, работа с книгой, словарем;
- составление диалогов, лингвистических сказок;
- редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
- подготовка сообщений;
- практикумы с элементами поиска, исследования
- проекты
Отличительные особенности программы
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Основные технологии
( развивающее обучение;
( обучение в сотрудничестве;
( коммуникативная
( здоровьесберегающая
( исследовательская

Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития УУД и личностных качеств школьника.
В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;
теоретическая;
практическая


  Планируемые результаты
Личностные:
осознавать роль языка и речи в жизни людей; 
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 
учиться работать по предложенному учителем плану 
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 
слушать и понимать речь других; 
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 
Ожидаемые результаты
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
участие в региональных, муниципальных, школьных олимпиадах, конкурсах, викторинах
Методическое и материальное обеспечение программы:
лингвистические словари;
карточки с играми и заданиями;
видеофрагменты, презентации
Интернет;
компьютер, принтер, проектор;


Учебно-тематический план



Дата
факт
Тема занятия
Содержание
Форма проведения

1
03.09.15

Организационное занятие. Можно ли писать без букв?
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Древние письмена. Как возникла письменность.
Презентация

2
10.09.15

Исследовательская работа «Что в имени твоем и моем?»

История моей фамилии. Почему меня так назвали. Что значит мое имя. Составление родословного древа.
Исследование

3
17.09.15

Всероссийский конкурс сочинений.
Участие в конкурсе сочинений, посвященных Великой Победе
Конкурс

4
24.09.15

Можно ли сломать язык?
Знакомство с орфографическими и толковыми словарями. Как ими пользоваться. Словарь С.И. Ожегова.
Лингвистичес кий журнал

5
01.10.15

Зри в корень. Всё растёт из корня.
Состав слова. Составление родословной однокоренных слов
Исследование

6
08.10.15

Чудесные превращения слов
Составление шарад, ребусов
Рисование

7
15.10..15

Подготовка к участию в VI Всероссийской предметной олимпиаде
Выполнение олимпиадных заданий
Практическая работа

8
22.10.15

VI Всероссийская предметная олимпиада (школьный этап)
Участие в VI Всероссийской предметной олимпиаде (школьный этап)
Олимпиада

9
29.10.15

Давайте, поиграем! (Лингвистические игры)
Лингвистическая сказка «Как исчезли предлоги?»
Игра-сказка

10
12.11.15

Подготовка к игре- конкурсу «Русский медвежонок»
Выполнение конкурсных логических заданий
Практическая работа

11
19.11.15

Проведение игры- конкурса «Русский медвежонок»
Участие в игре- конкурсе «Русский медвежонок»
Конкурс

12
26.11.15

Загадки - это интересно
Работа над загадками. Сочинение загадок
Практикум

13
03.12..15

Народная мудрость
Работа над пословицами и поговорками. Составление книжки- малышки.
КВН

14
10.12.15

Открытый урок на РМО начальных классов
Открытый урок по теме: «Именительный и винительный падежи»
Открытый урок

15
17.12.15

Сказочное царство.
Сочини сказку (Сказки на лингвистические темы).
Практическая работа

16
24.12.15

Новогодние чудеса
Праздник «Здравствуй, Новый год!» (инсценирование сказок собственного сочинения)
Инсцениро-вание

17
14.01.16

Пестрое семейство синонимов.
Работа над синонимами. Таблица синонимов.
Лабораторная работа

18
21.01.16

Слова- двойники Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы
Работа над омонимами. Таблица омонимов.
Лабораторная работа

19
28.01.16

Тезки наоборот
Работа над антонимами Таблица антонимов.
Лабораторная работа

20
04.02..16

Прочь с дороги!
Поговорим о сквернословии. Жаргоны и разговорная речь.
Презентация

21
11.02..16

В мире вежливых слов
Речевой этикет. Составление словаря вежливых слов
Классный час

22
18.02.16

Исследовательская работа
«Энциклопедия одного слова»
Исследование

23
25.02.16

Фразеологические обороты.
Знакомство с фразеологическими оборотами. Фразеологизмы в рисунках.
Интеллекту альный марафон

24
03.03.16

Крылатые выражения и афоризмы

Знакомство с крылатыми выражениями и афоризмами.
Турнир знатоков

25
10.03.16

Биографию имеют не только люди, но и слова.
Откуда появляются новые слова в русском языке. Заимствованные слова.
Лингвистичес кий бой

26
17.03.16

Архаизмы
Знакомство с архаизмами .
Экспедиция в прошлое

27
31.03..16

Диалектизмы рядом с нами.

Диалектизмы – что это такое. Изучение диалектизмов нашей местности.
Экскурсия

28
07.04.16

Давайте поиграем! (Лингвистические игры).
Проведение игры «Звездный час»
Игра

29
14.04.16

«Рождается внезапная строка»
Что такое рифма. Правила построения стихов. Учимся сочинять стихи.
Беседа

30
21.04.16

Подготовка к олимпиаде по русскому языку в 4-х классах
Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку
Практическая работа

31
28.04.16

Олимпиады по русскому языку в 4 классах
Участие в олимпиаде по русскому языку в 4-х классах
Олимпиада

32
05.05.16

Времена глагола
Лингвистическая сказка «Времена глагола»
Сказка

33
12.05.16

«Кто лучше знает падежи?»

Что такое падежи и как они появились. «Запоминалки» для падежей. Сочини сказку о падежах.
Исследование

34
19.05.16

«Язык, давай с тобой дружить!».
Тематический вечер
Праздник

35
26.05.16

Чему мы научились за год?
Подведение итогов
Лингвистичес кий коктейль


Список литературы.

1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.
5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.
7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 1976.
8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.
10. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.















Задания для проверки знаний и умений учащихся
Раздел «Фонетика».
           «Графика»
 
 
№ 1
 
На какие группы можно разделить согласные звуки?
 
№ 2
 
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:
АРБУЗ, ВЬЮГА, ЯМА, БЕЛИЧЬЯ, КАЛЕНДАРЬ, ОБРЫВ, ЕЛКА, КОЛЮЧКА, ЯБЛОКО.
 
№3
 
Подчеркните слова, в которых рядом находятся два согласных звука:
АИСТ, РОЯЛЬ, ПИАНИНО, УЮТНО, ПОЭТ, ТЕАТР, ПРИЯТНО, ЯИЧКО.
 
№4
 
Посчитайте количество [о].
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки.
 
№5
 
Напишите транскрипцию слов:
ШАРФ,  КОНЬ, ОБЕЗЬЯНА, ВЕЛОСИПЕД, ЕЛОЧКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ.
 
№6
 
Определите, в каких словах есть [й]:
СУХОВЕЙ, ВЕЯЛКА, СЕМЯ, УЮТ, МЯГКИЙ, МЯЧ, СКАМЬЯ, СЕСТЬ, СЪЕСТЬ, ВЬЮН, ВЯЗАТЬ, БЕЛЬЕ, ЛЮБЛЮ.
 
 
№7
 
Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Найдите закономерность словообразования и по аналогии запишите слово в скобках нижнего ряда.
 
СЛАВА (САПОГ) ПОРОГ                        КОНВЕРТ (БАЛКОН) БУЛКА
ПЛЕШЬ () НАДЕЛ                                МАНЕРА () КИРКА
 
 
 
№8
 
Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк:
а) Денис Иванович Фонвизин;
б) Иван Андреевич Крылов;
в) Александр Сергеевич Пушкин;
г) Николай Васильевич Гоголь.
 
№ 9
Метаграммы
 
1) Со звуком «С» я не вкусна,
    Но в пищу каждому нужна.
    С «М» берегись меня, не то
    Я съем и платье, и пальто.
 
2) Чтоб отгадать, имей терпенье:
    С «Л» я - часть лица,
    А с «Б» - растенье.
 
3) С твердым «Л» я на стене -
    Книги, например, на мне,
    Но как только «Л» смягчите,
    Сразу в танец превратите.
 
№ 10
 
Прочитайте пословицу. Определите, сколько раз в ней встречается звук [ш].
 
Не тот хорош, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто для дела гож.
 
 
№ 11
 
Выпишите слова, в которых встречаются только твердые согласные:
ВОДИТЬ, ПАШЕШЬ, ВЕРИТЬ, СМЕХ, МЕЛ, МОЖЕШЬ, МАТЧ.
 
 
№ 12
 
Составьте слово из звуков:
1-й - глухая пара звука [з],
2-й - глухая пара звука [д],
3-й - гласный [о] под ударением,
4-й - глухая пара звука [г].
№ 13
 
Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения по правилам орфографии.
 
[ ПАШОЛ   Й А  В  Л ЭС  НА  Й ОЛКУ   ВЛ ЭС   С ИЖУ   НА  Й ЭЛИ   ШТОБЫ  
ВОЛК И    Н И   С Й ЭЛ И ]
 
 
№ 14
Анаграммы
 
РАКЕТА -
КАПРИЗ -
МОЛЬБА -
КАРАТИСТ -
 
 
№ 15
 
Укажите слова, в которых ударение падает на второй слог.
 
ИНСТРУМЕНТ, ПРИБЫЛ, КИЛОМЕТР, ЗВОНИШЬ, КУХОННЫЙ, УДОБНЕЕ, ФОРМИРОВАТЬ, СРЕДСТВА.
 
 
 Раздел «Морфемика»
 
 
№ 1
 
Выпишите слова и формы одного и того же слова.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСНИКОМ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
 
№ 2
 
Определи, к каким частям относятся двойные согласные в словах:
ПОДДЕЛКА, ССОРА, ВОССОЕДИНЕНИЕ, ССЫЛКА, КОННЫЙ.
 
№ 3
 
Укажите, какие слова образованы с помощью суффикса -ушк-.
ПОДУШКА, БОЛТУШКА, МУШКЕТЕР, КАДУШКА, ЧЕРЕМУШКИ.
 
№ 4
 
Выделите корень в словах:
БИТВА, БОЙНЯ, ОТБОЙ, БОЕЦ, БИТЬ.
 
№ 5
 
Образуйте от прилагательных глаголы при помощи приставок.
ЯСНЫЙ, ГРЯЗНЫЙ, ПУСТОЙ, ЧИСТЫЙ.
 
№ 6
 
Выделите приставки в словах, если они есть.
ИСПАРИНА, ПОРУЧЕНИЕ, ПОРОГ, ПОДОРОЖНИК, ОПЕНОК, ОБЕДЕННЫЙ, НАПИЛЬНИК, НАЛИМ, СЛЕПОЙ, ИСТИНА.
 
№ 7
 
Определите, про какие слова нужно говорить «имеет окончание», а про какие - «оканчиваются на О»?
КАКАО, НЕБО, СПАСИБО, САМБО, КРУЖЕВО, ЗАРЕВО, ТОСКЛИВО, СЛОВО, ОДИНАКОВО,  РАБСТВО, ЧУВСТВО,  ЮНОШЕСТВО.
 
№ 8
 
Зачеркните «лишнее» слово.
1. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
2. Горошина, соломинка, изюминка, снежинка.
3. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
 
 
№ 9
 
Подчеркните слова, имеющие одинаковые окончания.
1. Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
2. Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
 
№ 10
 
Укажите, есть ли среди приведенных слов те, которые имеют две приставки или два суффикса. Докажите это.
ПОДОСИНОВИК, ПОДОРОЖНИК, ОЗОРНИК, ЛАКОМКА, ОБЕЗУМЕТЬ, СОРТИРОВЩИК, ЧЕРНОВИК.
 
Раздел «Морфология»
 
 
№ 1
 
Найдите «лишнее» слово.
1. Носок, мозоль, георгин, помидор.
2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
 
№ 2
 
Найдите четвертое «лишнее» слово.
1. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
2. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
3. Дебри, прения, игры, шахматы.
 
№ 3
 
Укажите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузно обкисляла закорвку в шицинном бору.
 
 
№ 4
 
Составьте сочетания  типа «прилагательное + существительное».
___________    ТУННЕЛЬ
___________    СИРЕНЬ
___________    ТЮЛЬ
___________    КОФЕ
___________    ШАМПУНЬ
___________    МОЗОЛЬ
 
 
№ 5
 
Определите, в каких словах отсутствует форма множественного числа родительного падежа.
МЕЧТА, ДЕРЕВО, ЮЛА, ЕГОЗА, КАРАНДАШ, КУМА, ГВОЗДЬ, ТАХТА, КОЧЕРГА.
 
№ 6
 
Напишите  следующие существительные в форме множественного числа именительного падежа.
ТРАКТОР,  СЕКТОР, СЛЕСАРЬ, ТОКАРЬ, ЦЕХ, КРЕНДЕЛЬ, КОНДУКТОР, ИНСТРУКТОР, ПОЛЮС, ДОГОВОР, ПОЧЕРК, СОУС, РАПОРТ, СВИТЕР, ШТОРМ, ДИРЕКТОР.
 
 
 
№ 7
 
Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы разными частями речи.
ПОКРОЙ, ЖГУТ, СТИХ, ПИЛА.
 
№ 8
 
Найдите ошибки в образовании формы родительного падежа множественного числа.
 
Много барж, нет гольфов, пара чулков, много помидоров, нет полотенец, пять ведер, нет туфлей.
 
№ 9
 
Укажите, в каких примерах  выделенное слово является прилагательным:
а) иду в ванную;                                  д) вызвать в учительскую;
б) дежурный врач;                              е) больной мальчик;
в) началась уборочная;                      ж) запасы в кладовой;
г) Демьян Бедный;                              з) больной стонал.
 
 
Раздел «Лексика»
 
№ 1
 
Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным.
 
К + (СЛУГА) = (ЖИВОТНОЕ)
СЛ + (ДЕРЕВО) = (ЖИДКОСТЬ)
С + (ШЕРСТЬ) = (ЭМОЦИЯ)
 
№ 2
 
Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данные слова.
 
ЛЕС -
ГОРЕ -
МОРОЗ -
ХОТЕТЬ -
ТЕМНОТА -
 
№ 3
 
Найдите к каждому фразеологическому обороту левой колонки противоположное из правой.
 
1. Лясы точить.                                                    1. Не покладая рук.
2. Держать ухо востро.                                      2. Держать язык за зубами.
3. Сидеть сложа руки.                                         3. Воды в рот набрать.
4. От рук отбился.                                               4. Ворон считать.
5. Кричать во всю Ивановскую.                         5. Своим горбом жить.
6. На чужой шее сидеть.                                    6. Держать в ежовых рукавицах.
 
№ 4
 
Подбери к старославянизмам современные соответствия.
 
АГНЕЦ -                                                ЧЕЛО -
УСТА -                                                   ОКО -
ЛАНИТЫ -                                             ПЕРСТ -
 
 
№ 5
 
Укажите предложения, в которых нет грамматических ошибок.
1. Одеть пальто.                          5. Жгет листву.
2. Надевать пальто.                    6. Ездию каждое лето.
3. Не ложьте на стол.                 7. Лягте поудобнее.
4. Не бежите быстро.                 8. Поехайте туда зимой.
 
 
 
№ 6
Замените выражение глаголом.
Клевать носом       -   ___________
Зарубить на носу   -    ___________
Чесать языки          -    ___________
Дать стрекача         -    ____________
Ломать голову       -    ____________
 
№ 7
 
Распределите высказывания на две группы: пословицы (поговорки) и фразеологизмы.
 
1. Бабушка надвое сказала.
2. Чует кошка, чье мясо съела.
3.А Васька слушает, да ест.
4. Большому кораблю - большое плавание.
5. Сидеть сложа руки.
 
№ 8
 
Подбери антонимы к многозначным словам.
 
МЕЛКИЙ (бассейн, дождь)
СВЕЖИЙ (хлеб, журнал)
МЯГКИЙ  (воск, свет)
 
 
№ 9
 
Найдите фразеологизмы - синонимы.
 
1. Тьма кромешная.
2. Глядеть в оба.
3. Поминай как звали.
4. Держать ухо востро.
5. Ни зги не видно.
6. И след простыл.
 
 
 
Занятие № 32
Тема «Фразеологизмы»
Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами - устойчивыми выражениями, особыми речевыми оборотами.
Задачи:
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
- формировать умения работать со словарем;
- развивать мыслительные операции, внимание, память и творческий     потенциал   учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
 
Ход занятия
I. Актуализация знаний.
 
1. Разминка.
      Отвечайте сразу, не задумываясь.
Ветвистая, зеленая, колючая -
Большой, коричневый, косолапый -
Новая, интересная, библиотечная -
Белое, парное, коровье -
Высокая, стройная, белоствольная -
Круглое, душистое, антоновское -
Красный, сочный, круглый -
 
2. Развиваем память.
     Прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить. Я буду говорить первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе.
 
Кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сани, бабочка - муха, гитара - музыкант, щетка - зубы, книга - учитель, снег - зима, корова - молоко.
 
3.Развиваем внимание.
     Возьмите лист бумаги и ручку. Я буду быстро читать слова. Ваша задача - записывать вторую букву каждого слова. Если все сделаете без ошибок, то сможете сформулировать тему сегодняшнего занятия.
 
Африка, крыша, варежка, узор, герой, поле, клад, бок, игра, лист, Азия, смола, лыжи.
 
II. Работа по теме занятия.
 
1. Введение в тему.
     Вы правильно догадались. Тема занятия - фразеологизмы - это особые обороты, устойчивые выражения, которые являются одним из лучших украшений речи. С одним только словом НОС их в языке более десяти: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, оставлять с носом, комар носа не подточит, задирать нос, повесить нос, крутить носом и т. д. Такие выражения нельзя перевести на другой язык. В них невозможно заменить одно слово другим. Так о небольшом количестве мы можем сказать КАПЛЯ В МОРЕ (но в океане), КОТ НАПЛАКАЛ  (но не кошка). Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов.
     Устойчивые сочетания слов в большинстве случаев близки по значению отдельному слову: ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - молчать, СЛОМЯ ГОЛОВУ - стремительно, ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - далеко, ВО ВЕСЬ ДУХ - быстро, МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ - обманывать, ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ - медленно, РУКОЙ ПОДАТЬ - близко и т. д.
     Приведенные ранее примеры показывают, что фразеологические обороты употребляются в переносном значении, хотя не все из них имеют такую особенность.
     Метафоричность значения делает фразеологические обороты весьма выразительным средством нашей речи, придает ей эмоциональную окраску, точность и яркость.
 
2.  Знакомство с фразеологическими словарями.
 
3. Лексические упражнения и игры.
 
* Вместо точек вставьте названия животных.
 
Голоден, как ; изворотлив, как ; упрям, как ; надут, как ; мокрый, как ; нем, как  ; грязный, как ; колючий, как
 
* Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле.
 
Рано утром мама - квочка                                  Через час, едва живой,
В класс отправила сыночка.                              Петушок идет домой.
Говорила: «Не дерись,                                        Ковыляет еле - еле
Не дразнись, не петушись.                                 Он со школьного двора,
Поспеши, уже пора,                                            А на нем и в самом деле
Ну, ни пуха, ни пера!»                                        Нет ни пуха, ни пера
 
* «Доскажи словечко».
 
Дружнее этих двух ребят                    Товарищ твой просит украдкой
На свете не найдешь.                           Ответы списать из тетрадки.
О них обычно говорят:                        Не надо! Ведь этим ты другу
Водой                                                Окажешь
 
Мы исходили городок                         Фальшивят, путают слова,
Буквально вдоль и поперек,                Поют, кто в лес, кто
И так устали мы в дороге,                   Ребята слушать их не станут:
Что еле                                              От этой песни уши
 
* Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки.
 
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
 
* Найдите фразеологизм и подходящее ему выражение. Составьте пары.
 
1. Много людей в тесном помещении.                        1. Как рыба в воде.
2. Очень быстро бежать.                                               2. Как сельдей в бочке.
3. Рухнуть всем телом.                                                  3. Бежать как стрела.
4. Проливной дождь, ливень.                                       4. Повалиться как сноп.
5. Непринужденно себя чувствовать.                          5. Льет как из ведра.
6. Быть в постоянных хлопотах.                                   6. Сидеть как на иголках.
7. Беспокоиться, волноваться.                                      7. Вертеться как белка в колесе.
 
III. Подведение итогов.
 
Вам понравилось занятие?
Как называются  особые обороты, устойчивые выражения?
Для чего мы их употребляем в речи?
Какие фразеологизмы вы услышали впервые?
 
IV. Домашнее задание.
 
Найти в фразеологическом словаре как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, ноги.
 
 
Олимпиада
 
1. В обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова  в данном словаре.
    ВЕТЕРАН, ТИРАН, КРАН, ЭКРАН, БУРАН, РЕСТОРАН, КУРГАН.
 
2. Не меняя ни одного звука, превратите данные существительные в другие части речи.
    СЪЕЗД -
    ЛЕСТЬ
    ПЯДЬ (старинная мера длины)
 
3. Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
      [ ПАШОЛ   Й А  В  Л ЭС  НА  Й ОЛКУ   ВЛ ЭС   С ИЖУ   НА  Й ЭЛИ   ШТОБЫ  
ВОЛК И    Н И   С Й ЭЛ И ]
 
4. Запишите, вставляя пропущенные буквы.
    Перед глубок прстор,  мойт горяч вдой,  по дремуч  лесу,  с хорош весен  днем,  стакан горяч молока,  в ближн город,  утренн  солнцу,  в серебрис инее,  по узк  дорог, к ближн  полю, о позн  осен, с весен  голуб. неба.
 
5. Распределите слова по орфограммам.
    СЛДИТ                  ЗАТРЩИТ              ЗАПСАЛИСЬ          ПРЕЛЕСНЫЙ
    ЗАГАКА                РЕЬБА                     ЗАПЛСАЛИСЬ       БЕСЕКА
    УТЩИЛИ              ЧУСТВО                ОВРАКИ                  ПРЕКРАСНЫЙ
 
6. Найдите и подчеркните лишние пары слов.
    Говорить - молчать, ужасный - замечательный, идти - стоять, бедный - убогий, любить - ненавидеть.
 
7. Выделите части речи у слов в предложении.
    Мелоокая трочь грузло обнясляла докоревку.
   
8. Подчеркните слова с одинаковым окончанием.
    ДОМОВ, СТОЛОВ, КОРОВ, КОВРОВ.
    НОЖЕЙ, БАТАРЕЙ, ШЕЙ, УШЕЙ.
 
9. Исправьте грамматические ошибки, допущенные при составлении предложений.
    Вдали показалась стая уток и зайцев.
    У щенка на макушке весело торчали ушки и хвостик.
    Он стоял и лязгал глазами.
    Зимой многие животные бросаются в спячку.
 
10. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе.
      Больной прикусил язык.
      Язык до Киева доведет.
      Разведчики взяли языка.
      Без языка колокол нем.
      Прикуси язычок!
      Язык под чесночным соусом.
 
15