Публикация «Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории Казахстана»


Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории Казахстана.
«…Суть образования заключается в том,
чтобы научиться познавать, научиться
делать, научиться жить вместе, научиться
жить…»
Жак ДелорНаше поколение живет в эпоху, которая предоставляет неограниченный выбор вариантов будущего. Сегодняшним школьникам предстоит жить в мире, где их будущее будет зависеть от способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, принимать решение, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. Для того чтобы наши дети могли быть максимально успешными в жизни, необходимы новые методы обучения. Перед школьной системой стоит задача научить детей учиться по новому, научить их думать, научить способам деятельности, которые можно будет использовать для решения любой возникающей перед ними проблемы, причем в любом возрасте. Поэтому сегодня остро встает необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные
Одной из эффективных, по моему мнению, технологий, позволяющим развивать на уроках УУД, является проектное обучение. Оно имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметной интеграции знаний, умений и навыков.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников таких качеств, как самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность. В процессе проектной деятельности учащиеся приобретут следующие умения и навыки:
- интеллектуальные (умения работать с информацией, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, выдвигать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
- творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
-методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает формирование всех основных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
При использовании проектной технологии для формирования УУД применяются различные методы: проблемно-поисковый, метод учебной дискуссии, исследовательский, метод самостоятельной работы. Формы: индивидуальная, парная, групповая, привлечение родителей; урок-исследование, урок- презентация, урок-дебаты. Предполагается, что в ходе выполнения первых проектов (5-6 классы), учащиеся будут выполнять задания под руководством учителя и с помощью родителей. В конечном итоге (8-9 классы) учащиеся должны научиться выполнять проекты самостоятельно.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения истории, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует развитию универсальных учебных действий учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.
О методе проектов говорится много в современной педагогике. Поэтому я не буду останавливаться на определении понятия метода проектов и правилах его использования. Расскажу более подробно о том, как можно применять проектную технологию на уроках истории Казахстана, приведу конкретные примеры.
Чтобы внедрить проектную технологию в учебный процесс по изучению истории Казахстана, мною были разработаны учебно-методические пакеты (УМП) - комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения по теме. В учебно-методический пакет входит: визитка проекта, краткая аннотация проекта, план проведения проекта, лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту, памятки для учащихся, информационные буклеты для родителей, презентация учителя.
На своих уроках я разработала следующие проекты: 5 класс: «Моя семья: ценности. истории, взаимоотношения»; 6 класс: «По следам древних людей», «Азиатские скифы».