Тема самообразования «Организация работы в группах на уроках окружающего мира как способ формирования универсальных учебных действий»


Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Школа XXI века» ) ГБОУ СОШ №281 г. МосквыУчитель Начальных классовПономарева Оксана Валерьевна «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци На сегодняшний день учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который должен создать возможность для учеников применять универсальные учебные действия в получении знаний Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.  Условия развития УУД Необходимо исключить Нужно стремиться Цель обучения Передачу готовых знаний Развитие умений поприменению знаний содержание Объяснить все так, чтобыученик запомнил и пересказалзнания Учитель – режиссер.Ученик сам открываетзнания через содержаниеУМК. методика Репродуктивные вопросы –повторение и запоминаниечужих мыслей. Продуктивные задания.Применение знаний вновых условиях. Переносзнаний. Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект «Школа XXI века». Интегрированный курс предмета имеет связь с литературным чтением, технологией и другими науками, обеспечивает формирование у детей целостной картины мира, осознания места человека в этом мире Для решения поставленных образовательных задач по данному предмету необходимо формировать универсальные учебные действия младших школьников. В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Взаимодействие «Учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать вдвоём или в группе над выполнением задания. !Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары я создавала несколькими способами:- Выбор делали сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе;-Случайный выбор;- Решение принимает сам учитель. Конечно я должна была постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. Познакомьтесь с самыми обычными, часто встречающимися конфликтами: 1. Ученик отказывается работать с партнером или с группой.2. Никто не хочет работать вместе с каким-то учеником.3. Ученик очень застенчив и не хочет участвовать в обсуждении.4. Ученик не хочет уступать своему партнеру или другим членамгруппы.5. Ученик не слушает и не воспринимает идеи и предложения,которые высказывает партнер или другие члены группы. Правила сотрудничестваМы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали в работе и чувствовали себя уверенно.Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.Мы помогаем друг другу в работе.Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку. Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) навыках. Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводился в форме пресс – конференции.- У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов: - Как тебя зовут? - Где ты живешь? - Чем ты питаешься? и т.д. При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. - Что я делаю? (нагреваю воду)- А что в природе нагревает воду? (солнце)- Солнце - самый сильный источник тепла в природе. (познавательные ууд)- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? - Проверим, так ли это? (показываю) - Почему образовались капельки?- А что произойдёт дальше?Почему же идёт дождь?Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах: -личностные (формирование интереса)- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других) 1. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями . Рассмотри рисунки. Объясни, чем опыт отличается от наблюдения. Миша заметил, что днём сосульки тают. Миша изменил условия, и лёд быстро превратился в воду. Вспомни, какие опыты и наблюдения ты проводил ? Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия. . Самооценка . Продолжи предложения:Мне было интересно….Было трудно……Теперь я могу….Мне хочется…..Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку. ИЛИ-Как вы оцените свою работу на уроке? Покажите на "светофоре".-С каким настроением вы заканчиваете этот урок? В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеурочных занятий. ИСТОЧНИКИ: 1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». Учебное пособие для учителя, М. «Просвещение», 2010.2. Р.Г. Чуракова «Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения» М. Академкнига/учебник, 20113. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» рабочая тетрадь, 3 класс4. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» учебник, 3 класс