Методика проведения деловой игры на уроке технологии.


Методика проведения деловой игры на уроке технологии.
В деловой игре, как правило, принимают участие:
Ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации команд; следит за ровным ходом игры.
Игропрактики (капитаны, старшие команд): прилагают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс в ходе игры.
Информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации; анализирует ход игры и дает предложения руководителю по оценке ее результатов.
Игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.
Руководителем игры обычно является учитель технологии или наиболее способный ученик, обладающий лидерскими качествами. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранна: до игры – они инструкторы; в процессе игры – консультанты; при подведении итогов – главные судьи и руководители заключительной дискуссии.
Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:
этап подготовки – разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры, описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры;
этап проведения – групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров;
этап анализа – обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры.
Приведем некоторые правила проведения деловых игр, следование которым повышает эффективность этой формы учебной работы.
При подготовке к игре:
в процессе разработки содержания и сценария игры следует учитывать необходимость связи практики с теорией;
разрабатывать правила желательно совместно с учащимися – участниками игры;
желательно сохранять постоянный состав команд при подготовке к следующим играм;
обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.;
не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой деятельности, создавать в группе атмосферу подлинного творческого энтузиазма.
При проведении игры:
четко излагать правила игры, добиваться их понимания и принятия участниками – это во многом определяет ее ход и успех;
быть непосредственным участником игры, предоставлять участникам игры максимальную самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки учащихся;
внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов среди участников игры;
постоянно способствовать самоорганизации к самоуправлению учащихся в процессе игры;
строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся;
не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей;
не стремиться к снятию «игрового шума»; следить, чтобы он лишь не мешал процессу игры.
При оценке результатов игры:
добиваться, чтобы оценка результатов игры судьями из числа ее участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям;
давая собственную оценку результатов игры, сверять свое мнение с мнением играющих; если они расходятся, то подумать – почему, и не спешить навязывать свое решение;
стараться замечать положительные черты у каждого играющего;
помнить, что в развитии способностей к самостоятельным творческим решениям важен сам процесс, а не конечный результат;
широко использовать коллективную оценку результатов игры, уметь с нею соглашаться.
Как уже отмечено, одной из разновидностей деловых игр являются ролевые и управленческие игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии.