Презентация к уроку литературы по теме Нравственные уроки героя рассказа В.П.Астафьева Конь с розовой гривой


Жизненные уроки героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой. В.П.Астафьев Вступительное слово учителя События, описанные в рассказе, происходят в сибирской деревне в конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века, когда только начали создаваться колхозы, многие жили ещё единолично, как бабушка и дедушка героя, с которыми он воспитывался, потому что рано потерял мать. Рассказ Астафьева автобиографичен. В герое можно узнать автора, родившегося в Сибири. Творчество его начиналось там же, с детского сочинения о том, как он однажды заблудился в тайге. Став писателем, он написал об этом известный вам рассказ «Васюткино озеро». Детские воспоминания и впечатления лежат и в основе рассказа «Конь с розовой гривой». Вопросы для обсуждения, предложенные ребятами: — Как герой втянулся в обман? — Почему обманул бабушку? — Почему бабушка купила пряник, несмотря на обман? — Почему мальчик не забыл происшедшее? Цель и задачи урока - Разберемся в прочитанном. Почему же те события остались незабываемы, какие жизненные уроки извлёк герой? Поработаем с карточками заданий по тексту и сделаем выводы, подумав, как их лучше представить. 1. Пересмотрите эпизод утреннего разговора со слов «В то утро к нам приходило много людей...» и до конца рассказа. 2. Какими вы представляете героев в этот момент? Опишите. 3. Подготовьте выразительное чтение, передавая настроение героев и особенности их поведения в данный момент. 1. Писатель больше внимания из всех левонтьевских уделяет Саньке. Найдите отрывок, описывающий портрет Саньки. 2. Как характеризует Саньку рассказчик? 3. Согласны ли вы с такой характеристикой? Обоснуйте. 1. Найдите эпизод, в котором рассказывается, что происходило на следующий день после сбора ягод. 2. Кратко расскажите, что делал герой в этот день. 3. Проследите, каким было настроение в этот день. Сделайте вывод, как обман влиял на настроение мальчика 1. «так весело и интересно провели мы весь день...» Найдите эти строки в рассказе. 2. Какие события происходили в течение этого дня? Выделите их. 3. Составьте план из цепи событий, кратко перескажите. 1. Найдите и пересмотрите фрагмент рассказа, когда герой вернулся домой после сбора земляники. 2. Проследите и выделите, как менялось его настроение дома. 3. Сделайте вывод: как обман повлиял на поведение героя? 1. Найдите и перечитайте отрывок, описывающий дом Левонтия. 2. Какое впечатление он производит, как бы вы его нарисовали? 3. Подумайте, почему героя неудержимо тянуло в этот дом, в семью дяди Левонтия Работа в микрогруппах по карточкам Выступление групп, коллективное обсуждение-дополнение Дом Левонтия «стоял один на просторе», «кое-как застекленные окна», «ни забора, ни ворот, ни сенцев, ни наличников, ни ставен», «вокруг дома изгородь из жердей, хворостин, досок». Он выглядит бедным, убогим, без особо заботливой руки хозяина. Сюда неудержимо тянет героя, в семью, в которой, «кроме ребятишек, не было ничего». Но здесь бывали моменты, когда все «выкладывалось на стол» и «такая доброта охватывала людей», что герой ощущал себя частью большой семьи и чувствовал особое внимание и заботу взрослого человека — дяди Левонтия. За земляникой План 1. «По пути на увал».2. «Начали брать землянику», «я брал старательно». 3. «Вьются братья левонтьевские».4. «Пошли к речке побрызгаться», «я попал на уду». 5. «Вытряхнул ягоды на траву левонтьевским».6. «Ягоды вмиг исчезли». 7. «Брызгались водой, бродили, ловили подкаменщика, пуляли камнями, подбили стрижа, забегали в устье пещеры». 8. «Нарвал травы, засыпал ягоды», пошёл домой. с «дыркой между передних зубов». Он «был вреднее и злее всех левонтьевских».Рассказчик говорит о нём неодобрительно. Санька спрово- цировал на поступки, за которые герою стало стыдно: втянул в обман, шантажировал, подтолкнул к воровству, учил хитрить и обманывать. Герой сожалеет, что поддался на Санькины уловки. Санька, «исцарапан- ный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровав- ленными глазами», с «не мытой рожей», После неудачного сбора ягод герой «тихо плелся из лесу», «потом ему стало жутко», «повздыхал», «чуть не всплакнул», засыпал ягоды травой - «отлегло маленько», «приготовился к каре за содеянное». Мучила совесть: «Бабушку надул, палачи украл, что будет...», «Сон не брал как преступ - ника», «хотел разбудить и все рассказать». Его поведение выдает его раскаяние. На другой день 1) пошел к левонтьевским;2) рыбалка; 3) раздумья о совершённыхпоступках: «Зачем я так сделал? Зачем послушался?»;4) Санька утешал; 5) увидел бабушку на лодке; 6) пробегал до темноты; 7) тётя Феня привела домой. . Бабушка — возмущённая, непримиримая, ругалась, кричала, но потом сменила гнев на милость. Дедушка — успокаивал и утешал, поддерживал. 3. Душевное раскаяние очень мучительно. 4. Раскаяние приносит облегчение. 5. Бабушка очень его любила, была доброй, учила нравствен-ной мудрости. Поэтому эти уроки жизни не забываемы. Жизненные уроки героя 1. Поддавшись чьему-то влиянию, можно совер -шить дурной поступок.2. Очёнь трудно признаться в содеянном. Домашнее задание В.П.Астафьев Конь с розовой гривой рассказы Прочитать и ответить на вопросы: - Какой рассказ особенно понравился? Чем? - Почему писатель дал такое название сборнику?