Презентация к занятию :«Разноцветные опыты» к курсу внеурочной деятельности «Занимательная химия для детей»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеЕгорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1 Тема занятия :«Разноцветные опыты» к курсу внеурочной деятельности «Занимательная химия для детей» 2 класс.Занятие разработалУчитель химии и биологииМБОУ Егорлыкской СОШ №1Колодина Инна Геннадиевна Цель занятия:Образовательная: -формировать элементарные навыки работы с химическим оборудованием и химической посудой; -выполнять практическую работу с соблюдением правил по технике безопасности, -анализировать полученные результаты, делать выводы.Развивающая: - повышать интерес к предмету химии;-развивать мышление , различных видов внимания, памяти, словарного запаса, фантазии.Воспитательная: -формировать умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях. Мультфильм « Тайна Третьей планеты» У Алисы в руках существо – индикатор из космического зоопарка, которое меняло цвет в зависимости от настроения Индикаторы – это вещества, которые меняют свой цвет, когда встречаются с другим веществом ( кислотой или щёлочью) Начинаем экспериментЧто нужно сделать? Вам понадобится три стакана и таблетка фенолфталеина. Растолките (измельчите) её в порошок, всыпьте в стакан и налейте немного воды (толщина слоя воды - два- три ваших пальца). Пусть смесь хорошенько растворится. Потом в пустые стаканы налейте воды из-под крана примерно на треть стакана.Во второй стакан капните пипеткой три капли раствора фенолфталеина из первого стакана, который вы сами приготовили. А в третий – насыпьте пол чайной ложки соды ( она есть у каждой мамы). Что должно произойти? Жидкости во втором (вода +фенолфталеин) и третьем (вода + сода) стакане бесцветные. Но если теперь налить жидкость из второго стакана в третий, то получится ярко-малиновый цвет! Это похоже на фокус! Почему? На самом деле фенолфталеин – индикатор, он делается малиновым в присутствии некоторых веществ( как говорят химики – в щелочной среде) А сода – как раз такое вещество( её водный раствор имеет щелочную среду). Если вам не нравится малиновый цвет, то жидкость можно сделать опять бесцветной. Добавьте в стакан с малиновой жидкостью ( стакан №3) несколько ложек обычного уксуса – и в стакане опять бесцветная жидкость. Почему? А потому, что уксус – это кислота. Кислота прореагировала с содой и фенолфталеин из малинового стал бесцветным – ведь в стакане уже нет соды, она «соединилась» ( а химики говорят - прореагировала) с кислотой. Как вы думаете ?Индикаторы встречаются только в химической лаборатории? Начинаем экспериментЧто нужно сделать? Взять фломастеры разных цветов и белый лист бумаги для рисования, нарисовать любою фигуру ( цветочек, домик, воздушный шарик, солнышко и тучку и т.д.) .А теперь обмакните кисточку в уксус и проведите кисточкой по вашему рисунку. Что должно произойти? Наблюдаем, что цвет линий фломастера изменился. То же произойдет, если обмакнуть кисточку в раствор питьевой соды. Делаем вывод: Индикаторы- это вещества, которые изменяют свою окраску в зависимости от среды ( кислая или щелочная)Фенолфталеин – приобретает малиновую окраску в щелочной средеОказывается, фломастеры - индикаторы!!!! Они меняют цвет, встречаясь с кислотами (уксус) и щелочами (раствор соды) Знаете ли Вы, где ещё можно встретиться с индикаторами?Например, цветные индикаторы используются в медицине для правильного подбора лекарств при некоторых болезнях, вызванных микроорганизмами - бактериями и вирусами.