Обыкновенное чудо-вода


Авторский интегрированный урок – исследование
по химии, биологии и физике
9 класс
Тема урока: «Обыкновенное чудо»
Выполнили:
Учителя МОУ Лесная СОШ:
Чернышёва Татьяна Викторовна – химик,
Жигалова Мария Александровна – биолог,
Третьяков Дмитрий Олегович – физик
Учебники:
Химия-О.С.Габриелян «Химия 9», 2013г., п.п.20-21
Биология-И.Н.Пономарёва «Основы общей биологии 9»,2004г. , п.4
Физика-С.В.Громов «Физика 9», 2002г., п.15, 19
с. Лесное, Лесной район, Тверская область
2013 год

Оборудование:
Мультимедийный комплекс
Презентационный материал
Лабораторное оборудование
Тестовый материал
Географический атлас России
Рабочие таблицы

Пояснительная записка
Урок-исследование «Обыкновенное чудо» проводился как открытый урок в рамках ежегодного Дня открытых дверей в МОУ Лесная СОШ. На уроке присутствовали социальные партнёры школы, родители, педагоги Михайловской основной школы, Телятниковской основной школы, Алексейковской СОШ, Кесовогорские коллеги, с которыми мы сотрудничаем в рамках сетевого взаимодействия базовых школ региона. Выбор такой формы урока, как интегрированный урок химии, биологии и физики, не случаен. Во-первых, объем знаний обучающихся по отдельным предметам довольно большой, а вот соединить их и применить на практике не всегда получается. Этому учит именно интегрированный урок. Учит конкретные знания направить на защиту своего здоровья. Во-вторых, именно на интегрированном уроке появляется больше возможностей для формирования общеучебных навыков, необходимых на любом уроке, да и во внеурочной деятельности: умение работать с разными источниками информации, использовать аргументацию из различных областей знаний, структурировать материал, выявлять общую проблему и находить точный выход на практику.
Девятиклассники с интересом выполняют практическую работу «Чистая вода», определяют степень загрязнения и узнают способы очистки воды. Знакомясь с вредными компонентами, действительно опасными для здоровья человека, ученики начинают задумываться о своём здоровье, верно расставлять приоритеты при ежедневном употреблении воды.
В рамках методического межмуниципального семинара урок представлен вниманию районного методического объединения учителей химии и биологии соседнего Кесовогорского района.
Для трансляции педагогического опыта мы разместили данный урок на сайте школы. В электронном и бумажном вариантах он представлен в школьном методическом кабинете и в ИЦШ.

Актуальность
В последнее десятилетие становятся более заметными отклонения в состоянии здоровья школьников на фоне некомпетентного выбора бутилированной воды, нарушения водного баланса питания. К сожалению, статистика дает нам неутешительные результаты. За последние десять лет количество школьников с хроническими патологиями возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию. В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из ключевых задач нашей школы. Совместные усилия родителей, педагогов, специалистов, позволяют формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки.Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно. Если мы не будем заботиться о своем здоровье,— у нас не будет будущего. Будущее нашей страны-счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми- сделать их здоровыми!
Эпиграф урока:
 «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое...». (французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)
Интегрированный урок по естествознанию
( с использованием курсов химии, биологии и физики)
«ВОДА»
Имя урока: «Обыкновенное чудо».
Цель урока:
расширить знания обучающихся о свойствах и значении воды - уникальном природном соединении. Задачи урока:
- активизация познавательной деятельности обучающихся на материале, основанном на знаниях трёх дисциплин, развитие умения использовать аргументацию из различных областей наук (химия, биология, физика)
- формирование у обучающихся умения самостоятельно находить нужную информацию, работать с разными источниками информации;
-формирование ключевых компетентностей в области ИКТ;
- формирование метапредметных навыков, необходимых в любом исследовании: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы, формулировать выводы;
- развитие психологического умения работы в малых группах
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для самореализации личности.
Тип урока - интегрированный урок-исследование.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная,групповая.
Использование методов на уроке:
Словесные ( дикламирование стихотворения, пояснения, инструктаж);
Наглядные ( просмотр видеоролика, презентаций с музыкальным сопровождением);
Поисковые ( сбор материала для создания презентаций,проведение и защита результатов практической работы, работа с атласом, ПСХЭ и сетью интернет);
Метод проектов ( создание презентаций);
Контроль и взаимопроверка ( при проверке решения химических уравнений и заполнении
схемы урока).
Активные формы обучения:
самостоятельный поиск необходимой информации;
метод проектов (самостоятельное создание презентаций);
работа с разными источниками информации (учебник, презентация, атлас, интернет, ПСХЭ);
проблемное обучение (самостоятельное определение темы урока, демонстрация опыта);
обсуждение результатов
План урока
№ этапа урока, время (мин) Деятельность
учителя Деятельность обучающихся1. Музыкальный просмотр слайдов с видами и звуками воды.(3 мин) Демонстрация слайдов Самостоятельное определение темы урока.
2.Размышления над именем урока.
(1 мин) Коррекция ответов учеников по необходимости. Высказывания учащихся.
3.Физический блок.
Работа со схемой-опорой.
(7 мин) Заполнение схемы физического блока. Определение физических свойств воды. Демонстрация опытов на электро- и теплопроводность( опыт «несгораемый платок»). Работа со схемой.
4.Практическая работа «Органолептические свойства воды».
(7мин) Проводит инструктаж по выполнению практической работы.
Заполнение рабочей схемы.
Выполняют практическую работу в группах, определяя самую чистую воду из предложенных.
Заполнение рабочей схемы.
Выступают с выводами.
5.Химический блок
(10 мин) Разъяснение заданий на слайдах.
Демонстрация опыта с натрием. Работа с ПСХЭ, заполнение рабочей схемы. Выполнение опытов в группах по определению химических свойств воды: опыты №21-23
Запись химических уравнений в схеме.
6. Перевёртыши
(3 мин) Разъяснения по выполнению. Отгадывание, озвучивание пословиц о воде.
7. Биологический блок.
( 7 мин) Вводное слово.
Заполнение схемы.
Защита презентации, выполнение интересных опытов (опыт с виноградом, с каплей чернил).
8.Экологические проблемы воды.
( 3 мин)
Работа с рисунком на слайде.
Корректировка ответов учащихся. Определение источников загрязнения воды.
Предложение способов очистки.
9.Заключительный этап урока.( 2 мин) Выразительное чтение стихотворения о воде под музыкальное сопровождение. Дикламирование стихотворения о воде под музыкальное сопровождение.
10. Итог урока.
(2 мин) Задание на дом. Рассказ по схеме-опоре, создание презентаций на тему: «Удивительное из жизни воды».
Перечень ЭОР, используемых на уроке:
презентация на тему «Обыкновенное чудо»
Видеоролик « Весь мир в капле воды», «Вода»
Библиография
1. Борзова З.В., Дагаев А.М.. Дидактические материалы по биологии, М., 2005
2. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ, М.. 2010
3. Журнал «Биология в школе» № 7, 2004
4 Журнал « Биология в школе» № 3, 2007
5. Ильин Е.Н. Рождение урока, М., 1986
6. Мамонтов С.Г. Биология. М., 2003
7.Покровский А.А. «Справочник по диетологии». М.: Медицина, 1981
8. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М., 2011
9. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.. 2011
10.Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. М.: «Высшая школа» 1991
11.Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: культурно – историческая педагогика. М., 2000