Рабочая программа по дополнительному профессиональному образованию


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГБПОУ «СПАССКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ПРОГРАММа
Дополнительного профессионального образования
по направлению «Экскурсовод»
Болгар,2016 г.
Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120701 Туризм.
Организация разработчик: ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»
Разработчик: Саиткина Анна Павловна . зам.директора по УПР
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению «Экскурсовод» является дополнительной профессиональной образовательной программой, составленной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120701 Туризм (базовой подготовки).
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области проектирования инженерных сооружений, разведки и эксплуатации природных богатств, организации сельскохозяйственного производства, выполнения мелиоративных работ, проведения водохозяйственных и гидротехнических мероприятий, землеустройства и мн. др.
Цели и задачи программы дополнительного образования – требования к результатам освоения программы дополнительного образования:
В результате освоения программы дополнительного образования обучающийся должен
уметь:
выполнять надписи различными шрифтами, вычерчивать условные знаки населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнять красочное и штриховое оформление графических материалов, вычерчивать тушью объекты, горизонтали, рамки планов и карт, выполнять зарамочное оформление, выполнять чертежи с использованием аппаратно-программных средств
знать:
назначение и устройство приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах.
Количество часов на освоение программы дополнительного образования:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 час.;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Объем программы дополнительного образования и виды учебной работы
Виды учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: лабораторные работы практические работы 70
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 35
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
Ито Итоговая аттестация в форме зачета
результаты освоения ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результатом освоения программы дополнительного образования является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра, в том числе
Код Наименование результата обучения
ПК 1.2. Обрабатывать результаты полевых измерений.
ПК 1.3. Составлять и оформлять планово-картографические материалы.
ПК 1.4. Проводить геодезические работы при съемке больших территорий
ПК 2.2. Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований
ПК 2.3. Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства
ПК 2.4. Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.
ПК 3.1. Оформлять документы на право пользования землей, проводить регистрацию.
ПК 4.2. Проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге.
ОК 1. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

2.2.Тематический план и содержание программы дополнительного образования «Основы топографического черчения»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Топографическое черчение 72 Тема 1.1. Основные чертежные инструменты, материалы и принадлежности Содержание 26 Введение. Основные задачи программы «Основы топографического черчения». Историческая справка о развитии топографического черчения. Связь предмета с другими дисциплинами. Специфические особенности топографического черчения. Требования, предъявляемые к графическому качеству оригиналов карт. Совершенствование техники и технологии чертежно-оформительских работ, их механизация и автоматизация. 1,2
Практические занятия. 24 Основные чертежные инструменты, материалы и принадлежности Устройство и назначение чертежных инструментов, требования к ним. Трафареты, палетки, шкалы толщин. Методы контроля графического изображения.
Чертежные бумаги, прозрачные заменители бумаг, акварельные краски. Требования, предъявляемые к краскам, бумаге, кистям. Технические приемы окрашивания поверхности. Смешение красок: механическое смешение, лессировка.
Методы и приемы работы чертежными инструментами: карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером. Получение линий различного рисунка и их сочетаний. Применение различных линеек и лекал. Графическая точность и ее обеспечение. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером.
13 Тема 1.2. Шрифты, применяемые в топографическом черчении Практические занятия. 14 Картографические и вычислительный шрифты. Картографические шрифты и надписи к на топографических картах. Требования, предъявляемые к ним. Изучение и вычерчивание карандашом и тушью остовных шрифтов. Правила расстановки букв при выполнении надписей. Скорописное письмо цифр и приемы его написания.
Размещение и вычерчивание надписей на съемочных оригиналах топографических карт Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ 7 Тема 1.3. Элементы топографической графики, условные знаки топографических карт Практические занятия. 16 Элементы топографической графики, условные знаки топографических карт. Роль условных знаков на картах. Таблицы условных знаков топографических карт как государственный стандарт. Классификация условных знаков по форме и другим признакам. Требования, предъявляемые к изображению условных знаков. Методы и приёмы построения и вычерчивания условных знаков топографических карт масштабов 1:10000 и 1:2000. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ по выполнению условных знаков 8 Тема 1.4. Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах Содержание 10 Практические занятия Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах. Вычерчивание оригиналов топографических карт. Виды оригиналов. Вычерчивание съёмочных оригиналов топографических карт. Требования к их оформлению. Порядок вычерчивания элементов содержания. Особенности зарамочного оформления. Особенности вычерчивания съемочных оригиналов при обновлении карт. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление топографических карт. 5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дополнительного образования требует наличия кабинета «Топографическая графика»
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Топографическая графика»:
чертежные столы с соответствующим оборудованием, светокопировальные столы.
Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение, комплект учебно-методической документацииИнформационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Рекомендуемая литература
а) основная
Раклов В.П., Федорченко М.В., Яковлева Т.Я. Инженерная графика. - М.:ООО «Издательство «КолосС», 2004. -304 с.
Топографическое черчение [Текст]: учебно-метод. пособие. Ч. 1 / А.П. Карпик, Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, В.С. Писарев; под общ. ред. Д.В. Лисицкого.2-е изд. – Новосибирск: СГГА, 2011. – 81 с.
Условные знаки для топографических планов масштабов 1 : 5 000, 1 : 2 000, 1 : 1 000, 1 : 500 / Федер. служба геодезии и картографии России [Текст]. – М.: Картгеоцентр-Геоиздат, 2000. – 286 с.
Условные знаки для топографических карт масштаба 1 : 10 000 [Текст]. – М.: Недра, 1977. – 143 с.
б)дополнительная:
1. Лосяков А.А. и др. Топографическое черчение. - М.: Недра. 1986. - 385с.
2. Чекмарев А.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 1998.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
освоенные умения:
выполнение надписей различными шрифтами, вычерчивание условных знаков населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнение красочного и штрихового оформления графических материалов, вычерчивание тушью объектов, горизонталей, рамок планов и карт, выполнение зарамочного оформления, выполнение чертежей с использованием аппаратно-программных средств
усвоенные знания:
назначение и устройство чертежных приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах оценка уровня профессионализма деятельности обучающихся при выполнении практических графических работ
ЭКСКУРСОВОД
Болгарский государственный историко-архитектурный музей- заповедник один из самых динамично развивающихся объектов культурного и исторического наследия, туристической индустрии. 23 июня 2014 года он был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Болгаро-татарская и российская культурная традиция включила в себя симбиоз тюркской, мусульманской, российской и европейской цивилизаций. Ее объединяющим началом стали государственность, социально-экономические традиции, в том числе развитая трансевроазиатская торговля, идеология и уникальная культура, сочетающая городскую и кочевую, лесную и степную культуры, единство символов, норм и образов, а также толерантное существование разных народов и религий в поликультурном обществе.
В этом уникальном и удивительном историко-археологическом комплексе исламская культура, архитектура и религия, а также православие прошли вместе с X до XXI в. и достигли высшей точки развития. В наше время древние памятники Болгара зажили полной жизнью. Десятки тысяч паломников ежегодно совершают свое паломничество, а сотни тысяч археологических артефактов находятся во многих музеях мира.
Одним из направлений работы БГИАМЗ является популяризация и продвижение Болгара, как объекта культурного наследия, как привлекательного туристического центра. Тысячи татар стремятся посетить Болгар, познакомиться с его историей, прикоснуться к земле предков, узнать их культуру, традиции и обычаи. Решая проблему возрождения исламской духовности, Болгар стал одним из главных центров паломничества мусульман России и татарской диаспоры всего мира. Стратегия развития музейной и туристической деятельностей направлена на широкое представление историко-культурного и духовного потенциала Болгара, многообразие наследия этого места, значение принятия ислама, его развитие как исторического центра российской мусульманской культуры, толерантного существования с православной культурой, пересечения культур и цивилизаций.Решая задачи презентации и популяризации памятников Болгарского комплекса, созданы предпосылки для организации следующих видов туризма:
- культурно-познавательный туризм,
- паломнический туризм,
- экологический туризм,
- событийный туризм,
- научный и конгресс-туризм.
Также формируются программы по организации детского туризма, культурно-познавательных походов с целью повышения образовательного уровня молодежи и юношества, развития молодежного краеведческого движения. Эти программы тесно взаимоувязаны с вопросами школьного образования и патриотического воспитания.
Активно формируется собственный туристский продукт музея-заповедника и обеспечивается организация туристского и экскурсионного обслуживания в сотрудничестве с туристскими фирмами на внутреннем и международном туристских рынках. Совершенствуется собственный информационный ресурс (интернет-обеспечение, система навигации, буклеты и путеводители, система бронирования гостиниц, собственные маршруты), что позволит Болгарскому музею-заповеднику самостоятельно выходить на туристские ярмарки, в том числе и международные.
Значительная часть сотрудников музея-заповедника набирается из местных жителей, преимущественно с высшим и частично среднеспециальным образованием.
Для успешной работы, в целях популяризации, Болгарского музея-заповедника остро встаёт вопрос подготовки кадров, для экскурсионной деятельности.
Пояснительная запискаВажнейшим компонентом подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» является экскурсоведческая подготовка. Современное экскурсоведение - это динамично развивающаяся область научного знания и практической деятельности, оформившаяся на стыке нескольких социально-гуманитарных дисциплин: истории, культурологи, психологии, социологии, экономики и ряда других дисциплин. Экскурсоведческие знания, умения и навыки являются важным компонентом профессиональной культуры специалиста по сервису и туризму. Эксурсоведческая часть подготовки студентов позволяет им овладеть знаниями в области истории культуры и искусства, сформировать системные представления о культурном наследии, сосредоточенном в России, Татарстане в целом и Спасском районе в частности, и возможностях его экскурсионного освоения, овладеть приемами экскурсионного рассказа и показа, навыками экскурсионной работы с туристами, умениями устанавливать контакт с экскурсионной группой, оценивать качество работы и уровень профессиональной подготовки экскурсоводов турфирм.
Цель курса «Экскурсоведение» предусматривает получение студентами как общетеоретических знаний в области туризма, так и практических навыков и умений по подготовке, проведению, планированию экскурсионно- туристической деятельности.
Формы и методы проведения учебных занятий:
Лекции с использованием наглядного материала.
Практические занятия: работа по методике «малых групп», методом проектной технологии, работа в библиотеке, фондах музеев (использование ресурсов Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника), просмотр видеоматериалов, пешеходные экскурсии.
Специалист должен знать:
основные понятия экскурсоведения;
теорию экскурсионной работы;
методику составления экскурсии;
технику проведения экскурсии;
специфику предмета экскурсоведения и ее отношения к смежным дисциплинам.
историю демонстрируемого объекта (Древнего Болгара и Волжской Болгарии)
Специалист должен уметь:
оперировать понятиями экскурсионной науки;
анализировать экскурсионные ресурсы;
применять экскурсионную методику к составлению экскурсии;
оперировать техникой проведения экскурсии.
Учебная программа курсаВведение. Цель и задачи курса. Учебная и научная литература по экскурсоведению. Организации, осуществляющие экскурсионную деятельность. Роль курса в подготовке специалиста по сервису и туризму.
I. Экскурсоведение как наука.
Экскурсоведение как наука
Понятие экскурсионной теории. Развитие экскурсоведения в России. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсионной теории.
Российский опыт в области экскурсоведения.
Петербургская школа экскурсоведения. Московская школа экскурсоведения.
Из истории зарубежного экскурсионного опыта.
Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.
Краткая информация о Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Музеи и музейные объекты на территории музея-заповедника. Особенности экскурсионной деятельности на территории Болгарского музея-заповедника.
Современные проблемы экскурсоведенияУвеличение спроса на экскурсии. Изменение потребительского рынка. Необходимость расширения тематики экскурсий, разнообразия форм проведения экскурсий. Качество работы экскурсовода. Дискуссии о лицензировании экскурсоводов и введении стандартов экскурсионного обслуживания.
1.6. Экскурсия и безопасность.
II. Основы экскурсоведения.
Сущность и признаки экскурсии
Понятие «экскурсия». Экскурсионный процесс и его задачи. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Признаки экскурсии.
Функции экскурсии
Полифункциональность экскурсии. Трансформации функций экскурсии на различных этапах истории России. Функции экскурсии: просвещение, воспитание, организация культурного досуга, формирование интересов. Принципы экскурсии: информативность, научность.
Классификация экскурсий
Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделения экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий.
Показ в экскурсии
Показ объекта. Виды объектов (музейный предмет, территория, памятники архитектуры и др.). Его задачи. Условия показа. Соотношение созерцания, осмотра и показа в экскурсии. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта. Ступени показа. Виды показа. Особенности показа на экскурсии. Экскурсовод - руководитель показа.
Рассказ в экскурсии
Основные требования к рассказу в экскурсии. Задачи рассказа. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Процесс становления экскурсии. 5 уровней становления этого процесса. Нарастание экскурсионной ситуации. Активизация экскурсионного объекта.
Информационные материалы для экскурсий.
Понятие информационных материалов, их классификация. Картографические материалы. Путеводители. Паспорта памятников. Научные монографии и статьи. Архивные материалы. Произведения художественного творчества, мемуары. Материалы периодической печати. Материалы устно- исторических проектов. Иллюстративные материалы.
Экскурсия как педагогический процесс
Компоненты педагогической деятельности экскурсовода. Сочетание задач обучения и воспитания. Педагогическая техника, ее основные элементы. Использование методов убеждения, приучения, требования, поощрения. Формирование навыков у экскурсантов.
Роль психологии в экскурсионном процессе. Ощущение, восприятие, представление. Ассоциации в экскурсиях. Внимание на экскурсии. Воображение. Использование словесных, практических и наглядных методов.
Роль логики в повышении эффективности экскурсий. Использование законов логики для построения экскурсии (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.
Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.
Из истории внемузейного экскурсионного дела в России. Цели и задачи экскурсионной работы.
Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды.
Методика проведения экскурсий в немузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала.
Экскурсия – как итоговый продукт научно-исследовательской работы.
III. Подготовка новой экскурсии.
Маршрут экскурсии.
Варианты построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический. Объезд маршрута и его задачи.
Тематика и содержание экскурсий
Тема как совокупность ряда подтем. Ведущая подтема. Название экскурсии.
Экскурсионный объект
Понятие экскурсионного объекта. Критерии отбора объектов. Классификация экскурсионных объектов. Составление паспорта объекта. Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.
«Портфель экскурсовода»
Необходимость расширения объектов показа. Наглядные материалы к экскурсии. Формирование «портфолио». Оформление документов.
Контрольный и индивидуальный текст экскурсии
Принципы составления и требования к КТЭ и ИТЭ.
Методическая разработка экскурсии
Структура методической разработки. Правила оформления документа. Методическая разработка – синтез умений навыков экскурсовода и модель экскурсии.
IV. История Волжской Болгарии и древнего города Болгар.
Политическое развитие, этногенез.
Держава Хунну и Великое переселение народов. Империя гуннов, первое упоминания этнонима «болгар». Тюркский каганат. Великая Болгария – расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.
Волжская Болгария в IX – нач. XIII веков.
Образование государства Волжская Болгария. Принятие Ислама. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Развитие образования, культуры и науки.
Волжская Болгария в составе Золотой Орды.
Политико-экономическое развитие Волжской Болгарии во второй пол XIII – XIV веков. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Город Болгар в период наивысшего расцвета.
Казанское ханство.
Политико-экономическое развитие Казанского хансва в XV – в пер пол XVI веков. Падение Казанского ханства, захват Московским государством.
Город Болгар в XVII – XIX веках.
Этнический состав. История Успенского монастыря. Петр I и Екатерина II на руинах древнего города. Начало изучения древнего Болгара.
Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.
Археологические исследования Болгарского городища в пер пол ХХ века. А.П. Смирнов. Образование Болгарского государственного историко-архитектурного музея заповедника.
Археологические исследования Болгарского городища во втор пол ХХ века. Татарстанские археологи на Болгарском городище. Фонд Возрождения и реализация комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана Великий Болгар – остов-град Свияжск». Болгарский музей-заповедник на современном этапе.
V. Экскурсия как профессия.
Профессия – экскурсовод.
Этапы становления профессии экскурсовода. Жизненная позиция экскурсовода. Развитие навыков и способностей экскурсовода. Эмоции и чувства экскурсовода во время проведения экскурсии. Индивидуальность экскурсовода, её проявления.
Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода
Формирование новых умений и навыков, их использование в экскурсиях. Культура речи, её характеристика. Стиль языка экскурсовода. Техника речи экскурсовода. Дикция. Богатство словаря. Образность языка. Формирование мастерства владения речью. Речевой этикет, его требования и правила. Роль внеречевых средств общения в экскурсии. Жесты экскурсовода, их значение, классификация. Мимика экскурсовода. Внешний вид экскурсовода. Манеры экскурсовода. Культура поведения экскурсовода.
Техника ведения экскурсии.
Организация работы экскурсовода с группой. Темп передвижения экскурсии, его значение. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона. Использование свободного времени в течение экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов.
Анализ экскурсии
Цель осуществления анализа в экскурсионной деятельности. Анализ как путь к совершенствованию экскурсий. Порядок анализа. Самоанализ как компонент мастерства экскурсовода.
Планы и методические указания по подготовке к практическим(семинарским) занятиям.
Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков сбора, анализа экскурсионного материала, развитие умений коллективной работы,
Формы осуществления занятий:
семинарские занятия;
- экскурсии в музеи Болгарского музея-заповедника.
Разработка новых материалов методом проектной технологии
Список литературы (обязательная и дополнительная)
Обязательная.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Фахрутдинов Р.Г. История татар. К., 2013.
Руденко К.А. История города Булгара (от основания до XV в.) историко-археологические очерки. К., 2009.
Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.
Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). М., 1997.
Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века. 6 класс. К., 2012.
Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.
Дополнительная.
Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А., Равикович Д.А., Юхневич М.Ю. Музей и школа. М., 1985.
Руденко К.А. От Булгара до Казани путешествие в XII век. Путеводитель путешественника по Волжской Булгарии XII века (история, обычаи, культура). К., 2007.
Александров ЮЛ. Экскурсионная работа и краеведение. М.:НИИ музееведения,1985.Вып.13.
Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. Под. ред. Шудренко С.Т. - М., 1990.
Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
Герд В.А. Экскурсионное дело - М. - Л.: Госиздат, 1928.
Герцевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.
ГревсИ.М. Монументальный город и историческая экскурсия (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). - Пг.,1921.
ДьяковаР.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.
Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на Волгу. К., 2004.
Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.
Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. К., 2001.
Татарстан тарихы. К., 2001.
Эзләнүләр, уйланулар, табышлар. К., 1989.
История христианства на Средней Волге IV – XXI вв. Болгар 2015 г.
ЖарковА.Д. Экскурсия как педагогический процесс. М., 1983.
Методикаподготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. М., 1985.
Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсиях. М., 1980.
Омельченко В.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М., 1987.
СвятославскийА.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.
Экскурсии для молодежи. М.,1989.
Элементы логики в экскурсиях. М.,1982.
Наименование разделов и тем Всего Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа
Введение. 2 2 I. Экскурсоведение как наука. 22 Экскурсоведение как наука 4 2 Российский опыт в области экскурсоведения. 2 2 Из истории зарубежного экскурсионного опыта. 2 2 Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике. 6 2 2 2
Современные проблемы экскурсоведения. 8 4 2 2
II. Основы экскурсоведения. 78 Сущность и признаки экскурсии 8 2 4 2
Функции экскурсии 6 2 2 2
Классификация экскурсий 6 2 2 2
Показ в экскурсии 6 2 2 2
Рассказ в экскурсии 6 2 2 2
Информационные материалы для экскурсий. 12 4 2 6
Элементы психологии в экскурсии. 4 2 2 Логика в экскурсии. 4 2 2 Экскурсия как педагогический процесс 8 4 2 2
Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией. 8 4 2 2
Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды 10 4 4 2
III. Подготовка новой экскурсии. 76 Маршрут экскурсии. 10 2 4 4
Тематика и содержание экскурсий 6 2 2 2
Экскурсионный объект 6 2 2 2
«Портфель экскурсовода» 16 4 6 6
Контрольный и индивидуальный текст экскурсии 20 6 6 8
Методическая разработка экскурсии 18 6 4 8
IV. История Волжской Болгарии и древнего города Болгар. 60 Политическое развитие, этногенез. 10 6 4 Великая Болгария – образование, распад, расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе. 6 4 2 Хазарский каганат, болгарские племена на Средней Волге в VII – IX веках. 10 6 4 Волжская Болгария в IX – нач. XIII веков. 10 6 4 Волжская Болгария в составе Золотой Орды. 10 6 4 Казанское ханство. 6 4 2 Город Болгар в XVII – XIX веках. 4 3 1 Болгарское городище в XX – нач. XXI веков. 4 3 1 V. Экскурсия как профессия. 34 Профессия – экскурсовод. 6 4 2 Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода. 6 2 2 2
Техника ведения экскурсии. 14 6 4 4
Анализ экскурсии. 8 4 2 2
272 Тема I. Экскурсоведение как наука.
Занятие №1. Экскурсоведение как наука.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Занятие №2. Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.
Литература.
Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.
Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.
Занятие №3. Современные проблемы экскурсоведения.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Тема II. Основы экскурсоведения.
Занятие №1 Сущность и признаки экскурсии.
Занятие №2. Функции экскурсии.
Занятие №3. Классификация экскурсий.
Занятие №4,5. Показ в экскурсии.
Занятие №6,7. Рассказ в экскурсии.
Занятие №8. Информационные материалы для экскурсий.
Занятие №9. Элементы психологии в экскурсии.
Занятие №10. Логика в экскурсии.
Занятие №11. Экскурсия как педагогический процесс.
Занятие №12. Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.
Занятие №13. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. М., 1983.
Омельченко В.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М., 1987.
Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсиях. М., 1980.
Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). М., 1997.
Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А., Равикович Д.А., Юхневич М.Ю. Музей и школа. М., 1985.
Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
Александров ЮЛ. Экскурсионная работа и краеведение. М.:НИИ музееведения,1985.Вып.13.
Экскурсии для молодежи. М.,1989.
Элементы логики в экскурсиях. М.,1982.
СвятославскийА.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.
Тема III. Подготовка новой экскурсии.
Занятие №1. Маршрут экскурсии.
Занятие №2. Тематика и содержание экскурсий.
Занятие №3. Экскурсионный объект.
Занятие №4. «Портфель экскурсовода»
Занятие №5. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии.
Занятие №6. Методическая разработка экскурсии.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Руденко К.А. От Булгара до Казани путешествие в XII век. Путеводитель путешественника по Волжской Булгарии XII века (история, обычаи, культура). К., 2007.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Методикаподготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. М., 1985.
Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсиях. М., 1980.
Тема IV. История Волжской Болгарии и древнего города Болгар.
Занятие №1. Политическое развитие, этногенез (III век до н.э. – нач. VII века н.э.).Занятие №2. Великая Болгария – образование, распад, расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.
Занятие №3. Хазарский каганат, болгарские племена на Средней Волге в VII – IX веках.
Занятие №4. Волжская Болгария в IX – нач. XIII.Занятие №5. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.
Занятие №6. Казанское ханство.
Занятие №7. Город Болгар в XVII – XIX веках.
Занятие №8. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.Литература.
Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века. 6 класс. К., 2012.
Руденко К.А. История города Булгара (от основания до XV в.) историко-археологические очерки. К., 2009.
Фахрутдинов Р.Г. История татар. К., 2013.
Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.
Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.
Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на Волгу. К., 2004.
Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.
Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. К., 2001.
Татарстан тарихы. К., 2001.
Эзләнүләр, уйланулар, табышлар. К., 1989.
История христианства на Средней Волге IV – XXI вв. Болгар 2015 г.
Тема V. Экскурсия как профессия.
Занятие №1. Профессия – экскурсовод.
Занятие №2. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода.
Занятие №3. Техника ведения экскурсии.
Занятие №4. Анализ экскурсии.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. Под. ред. Шудренко С.Т. - М., 1990.
ГЛОССАРИЙ
Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль.Комплектование фондов - выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса.
Тезаврирование - определение ценности предмета.
Атрибуция предмета - определение его основных признаков, изучение таких свойств, как морфология, технология, материал, функция, выяснение времени, места создания, авторской принадлежности.Экспозиция - демонстрация наиболее интересных, значимых, наглядных экспонатов, которые снабжены научно-вспомогательными материалами (гипертексты, этикетаж, заголовки, фонокомментарии, указатели и пр.).Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения новых знаний, которая осуществляется под руководством специалиста-экскурсовода.
Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа, совокупность ряда подтем.
Показ - процесс извлечения зрительной информации из объектов, который осуществляется в определенной последовательности, с определенной целью.
Осмотр - предварительное, поверхностное знакомство с экскурсионным объектом.
Маршрут - наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.
Туроператор - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.
Турагент - организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров.
Методическая разработка.
Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Она составляется на каждую тему экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.
На титульном листе располагаются данные о наименовании экскурсионного учреждения, названии темы экскурсии, виде экскурсии, протяженности маршрута, продолжительности в академических часах, составе экскурсантов, а также фамилии и должности составителей и дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения. На втором листе излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.
Содержание методической разработки состоит из трех разделов. Первый и третий соответствуют вступительной и заключительной части экскурсии и не разносятся по графам.
Второй раздел представляет собой таблицу, где подробно характеризуются все перемещения группы по маршруту и действия экскурсовода:
М Ос ОбъекВреНаиме ОрганиМетод
аршртанов ты мя нованиезационныеическиеуткаПоказ подтем и указания указания
а перечень основных вопросов Карточка (паспорт) объектаНаименование объекта (историческое, современное).
Историческое событие, с которым связан памятник, дата события.
Местонахождение памятника, его почтовый адрес.
Описание памятника.
Источник сведений о памятнике.
Сохранность памятника.
Охрана памятника.
В каких экскурсиях памятник используется.
Дата составления карточки, фамилия составителя.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Этапы развития экскурсоведенияЭкскурсоведение как наука
Сущность экскурсии
Виды экскурсий (цели, задачи, формы)
Экскурсия как вид деятельности
Функции экскурсии
Признаки экскурсии
Экскурсионный метод познания
Компоненты педагогической деятельности экскурсовода
Индукция и дедукция . Их роль в экскурсиях
Внимание на экскурсиях
Роль психологии в экскурсионном процессе
Роль логики в повышении эффективности экскурсий
Классификация экскурсий
Обзорная экскурсия. Ее особенности
Тематическая экскурсия( основные группы)
Информационные материалы для подготовки экскурсий
Тематика экскурсий как совокупность тем
Ведущая подтема и ее роль в экскурсии
Задачи показа в экскурсии
Последовательность действий экскурсовода при показе объекта
Виды показа
Показ как реализация принципа наглядности
Задачи рассказа на экскурсии
Трансформация рассказа в зрительные образы
Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Экскурсионная методика
Пути совершенствования методики
Технология подготовки новой экскурсии
Этапы подготовки новой экскурсии
Составление маршрута экскурсии
Классификация экскурсионных объектов
Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.
Характеристика экскурсионных объектов (на примере одного или нескольких )Основные документы, необходимые для проведения экскурсии
Техника ведения экскурсии
Формы проведения экскурсий
Дифференцированный подход к осуществлению экскурсий с учетом психолого-демографических особенностей.
Современные требования к экскурсоводу
Экскурсоводческое мастерство
Умения и навыки экскурсовода
Речь экскурсовода
Классификация жестов в экскурсии
Классификация туров и маршрутов
Значительная часть занятий проходит в лекционном зале, предусмотрены занятия в музеях Болгарского музея-заповедника.Методические материалыОбщие признаки экскурсий и типичные ошибки начинающего экскурсовода:
протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин.) до одних суток;
наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Недооценка важности данных признаков характерна для начинающих экскурсоводов. Это приводит к следующим типичным ошибкам:
нерациональное распределение времени между отдельными этапами экскурсии, экскурсия затянута или слишком скоротечна;
нарушение соотношения между показом и рассказом в ходе экскурсии;
размытость цели и задач экскурсии, что лишает ее внутреннего идейного стержня и дезориентирует экскурсантов;
пассивность экскурсовода в плане стимулирования самостоятельной познавательной деятельности экскурсантов, отсутствие в рассказе проблемных ситуаций, творческих заданий, связи с современностью;
игнорирование экскурсоводом социально-демографических и социально- психологических особенностей различных групп экскурсантов;
недостаточное внимание к внешнему виду, одежде, прическе, культуре речи;
чрезмерный субъективизм в описании исторических событий и героев, навязывание экскурсантам мнения экскурсовода.Анализ экскурсииАнализ экскурсии является важнейшим фактором совершенствования экскурсионной деятельности .Цели анализа:
контроль за состоянием экскурсионной деятельности;
инструктирование экскурсовода;
помощь в овладении более высоким экскурсоведческим мастерством;
выяснение причин успехов и неудач экскурсовода.
Примерная схема анализа экскурсии
Тип экскурсии и ее место в системе экскурсий по теме.
Тема, цель и задачи экскурсии.
Наличие и характер инструктажа.
Маршрут экскурсии.
Отбор экскурсионных объектов и целесообразность их включения в маршрут экскурсии.
Содержание экскурсии. Отбор материала и его последовательность.
Количество подтем и их взаимосвязь.
Соотношение показа и рассказа в экскурсии.
Связь с жизнью.
Оснащенность экскурсии наглядными пособиями. Целесообразность их использования.
Обоснованность применяемых методов показа и рассказа.
Учет экскурсоводом социально-демографических характеристик экскурсантов.
Активизация познавательной деятельности экскурсантов.
Обратная связь. Оценка ответов экскурсантов.
Речьэкскурсовода и общий стиль его поведения.
Примерная профессиограмма современного экскурсоводаЭкскурсовод - профессия универсальная и многогранная. Профессиональное мастерство экскурсовода складывается из следующих составляющих.
Экскурсовод - это духовный лидер, эрудированный, играющий активную роль в приобщении российских и зарубежных граждан к достижениям мировой и отечественной культуры;
посредник в изучении культурных ценностей между человеком и предметно-пространственной средой города, музея;
регионовед, историк-специалист в тех областях наук, которые занимаются изучением прошлого и настоящего исторически сложившейся местности;
культуролог, умеющий интерпретировать в историко-культурном контексте культуру повседневности;
социолог, способный определить социальную идентичность экскурсанта, умеющий дифференцировать аудиторию по профессиональному, половому, возрастному признакам, потребностям и ценностным приоритетам;
создатель текстов экскурсий как текстов особого вида и жанра, текстов плавающей адресации;
документалист, умеющий создать словесную модель экскурсии с соответствующим способом построения художественного образа;
драматург, понимающий законы композиционного построения экскурсионного материала, с художественным конфликтом, завязкой кульминацией и развязкой;
режиссер, переводящий письменный текст в его устную экскурсионную форму, согласуя его с возможностями реального времени и пространства города;
актер-исполнитель собственного текста, добивающийся погружения зрителей в окружающее пространство и историю;
психолог и педагог, умеющие работать с различными группами экскурсантов.
Требования к личностным и профессиональным качествамэкскурсоводаЛичностные качества:
увлеченность профессией,
гуманное отношение к людям,
творческо-практический склад мышления,
справедливость,
тактичность,
выдержка и самообладание,
наблюдательность,
творческое воображение,
искренность,
находчивость,
терпеливость. Культура внешнего вида
Осанка:
прямая,
подтянутость, собранность.
Одежда:
аккуратность,
цветовая гармония,
соответствие одежды возрасту,
соответствие моде,
чувство меры в выборе украшений.
Прическа: аккуратность.
Мимика:
выражение доброжелательности, спокойствия,
взгляд при общении направлен на собеседника,
эмоциональная выразительность,
соответствие выражения лица характеру сообщения. 6. Пантомимика:
жесты уместны, органичны, естественны,
походка упругая, ритмичная, легкая,
отсутствие суетливости и нервозности,
умение бесшумно вставать и садиться.
Культура экскурсионного общения:
умение устанавливать контакт с группой,
умение ориентироваться в сложившейся ситуации,
умение задавать вопросы,
умение понимать реакцию слушателей,
умение заинтересовать, увлечь выступлением.
7. Саморегуляция:
умение снимать излишнее напряжение и волнение,
умение преодолевать нерешительность перед выступлением,
умение мобилизовать рабочее самочувствие,
умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях,
умение создавать необходимое настроение.
Культура речи:
грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений,
лексическое богатство,
выразительность, образность речи,
техника речи (звонкость голоса, богатство интонации, четкая дикция, соблюдение необходимого темпа речи).