Программа внеурочной деятельности начальная школа по интеллектуальному развитию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени А.В.Гусака»

Рабочая программа учителя
внеурочной деятельности младших школьников
на 2015- 2016учебный год
на 2016- 2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Волошина Л.И
Предмет: «Математическая страна»
Класс 1, 2

г. Троицк 2016 год
Пояснительная записка
Программа к курсу «Математическая страна» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2012 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 34 часа (1час в неделю). Программа второго класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с базисным образовательным планом 2013-2014 учеб. года.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Для проведения занятий для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработано учебно-методическое пособие «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения»/ сост. Е.В. Языканова.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В пособие включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Остановимся подробнее на заданиях, включенных в данное пособие. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В пособие включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в пособии приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: задания повторяются через несколько занятий;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы контроля:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся.
Курс рассчитан на детей 6-7 лет. Реализуется программа в объеме 33 часа в год, 1 час в неделю.
Перечень разделов

п\пНазвание разделов Кол-во часов аудиторных и внеаудиторных
1. Входная диагностика 1ч /1ч
2. Знакомство с наукой математикой 1ч /1ч
3. Простые задачи 2ч /2ч
4. Занимательная математика. 2ч /1ч
5. Путешествие в страну Геометрию. 2ч /2ч
6. Страна компонентов действий. 2ч /2ч
7. Равенства и неравенства 1ч /1ч
8. Весёлая математика 3ч /4ч
9. Составная задача 2ч /1ч
10. Закрепление 1ч /1ч
Итого: 33часа.
Описание разбитого по разделам содержания занятий1 класса№
п\пНазвание раздела Тема занятий Содержание занятий Сроки
1. Входная диагностика Диагностика. Работа с диагностическими картами. Выявить способности учащихся. 2. Тестирование. Тестирование учащихся разного уровня заданиями. Выявить математические способности. 3. Знакомство с наукой математикой Математика – это наука Знакомство, что изучает наука математика. Для чего необходимо знать её. 4. Счёт предметов. Весёлый счёт предметов, прямой и обратный. 5. Простые задачи. Задачи на нахождение остатка. Закреплять решение простых задач в одно действие. 6. Задачи на нахождение суммы. Закреплять краткую запись задачи и её схематический чертёж. 7. Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Закреплять краткую запись и решение задач данного типа. 8. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Продолжить работу над задачами известного типа. Углублять кругозор детей в решении задач.
9. Занимательная математика. «Я научусь решать кроссворды». Учить решать и разгадывать кроссворды на математическую тематику. 10. «Что такое математические шарады» Учить составлять шарады на заданные темы. 11. «Ты мне, я тебе». Учить детей работать парами и готовить задания для друга.
12. Путешествие в страну Геометрию. Геометрические фигуры. Углы. Познакомить с углами разного вида. Прямой, острый, тупой.
13. Незнайка в стране Геометрии. Проведут урок – игру следопыты. 14. «Шарик и Фунтик всё об окружностях». Что мы называем окружностью и всё что мы знаем о ней.
15. «Страна компонентов Действий» Компоненты действия вычитания В форме игры поговорим о вычитании. Равенства на нахождение разности. 16. «Путешествие в страну вычитания». На уроке компонент уменьшаемое спор заводит с вычитаемым и разностью. Урок – игра. 17. «Путешествие в страну сложения». Решение выражений на нахождение суммы, знакомство с слагаемыми.
18. «Я научу тебя, а ты меня». На занятии учащиеся готовят задания для своего товарища по теме. 19. Равенства и неравенства. «Приходи, поравняемся». Знакомство с понятиями равенство и неравенство. 20. «А что, такое неравенство»? Провести викторину по теме равенства и неравенства. 21. Весёлая математика. « Сказочные герои в стране математических загадок». Решение задач для устного счёта в весёлой шуточной форме. 22. Решение головоломок. Научить, учащихся работать с головоломками. И составлять их самостоятельно. 23. Занятие игра «Задумывание и отгадывание чисел» Учить самостоятельно, составлять задания для одноклассников. 24. Задачки и стихи о математике. Сочиняй, составляй весёлые стихи и задачки о математике. 25. «Весёлые задачки от старой арифметики» Вырабатывать внимание, усидчивость, решение верных ответов. 26. Решение магических квадратов. Учить верному ходу действий при работе с магическими квадратами. 27. Логические и комбинаторные задачи. Познакомить с данными задачами и учить их решать. Развивать логическое мышление. 28. Составная задача. Задачи на нахождение суммы. Анализ задач от условия к вопросу и наоборот. 29. Задачи на нахождение остатка. Решение задач с помощью чертежа. 30. Задачи на разностное сравнение чисел. Знакомить с алгоритмом решения задач данного типа. 31. Закрепление. Занятие путешествие. Провести занятие по математической стране в виде игры. 32. Весёлая занимательная и увлекательная математика. Повторение. Занятие игра в форме математического КВМ. 33. Праздник в гостях у царицы математики. Театрализованное представление с заданиями, шарадами, головоломками. Предполагаемые результаты.
Обучающийся должен уметь:
- различать геометрические фигуры;
- свободно вести счёт предметов в прямом и обратном направлении в пределах первого десятка;
- работать над заданиями, которые развивают логическое мышление;
- делать выводы, используя математические термины;
- составлять алгоритм решения простых задач.
Обучающийся должен знать:
- компоненты действий сложения и вычитания и взаимосвязь между ними;
- различать неравенства и равенства;
- алгоритм решения составных задач типа увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- состав чисел первого десятка.

Содержание занятия 2 класс (34 занятия)
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Модель занятия во 2 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Ожидаемые результаты.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
7)использовать основные приемы мыслительной деятельности:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать предметы, явления;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род - вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных межличностных отношений.
Учебно – методическая литература
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс» Методическое пособие для 2 класса
3. С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. – М.: Просвещение, 2011г. «Математика и конструирование. 2 класс» Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
Календарно – тематический план занятий 2 класс
Дата № занятия Тема занятия Количество часов Деятельность учащихся
Аудит Внеаудит1. Входная диагностика 1ч Работа с диагностическими картами. Выявить способности учащихся.
2. Тестирование. 1ч Тестирование учащихся разного уровня заданиями. Выявить математические способности. 3. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1ч Игры, которые способствуют развитию памяти, внимания и т.д.
4. Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. 1ч составление математических ребус конкурс на лучший математический ребус 5. Игра « Крестики - нолики» 1ч Учим правила игры.
6. Бесконечный ряд загадок. 1ч конкурс на лучшую загадку
7. Конкурс знатоков. 1ч решение нестандартных заданий
8. Игра «Корабли» 1ч 1ч Разучивание правил игры, различные действия и комбинации.
9. Прятки с фигурами. 1ч Изучать различные геометрические фигуры
10. Числовые головоломки 1ч Работаем в парах и учимся разгадывать ход решения головоломок.
11. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1ч 1ч Развиваем мыслительные операции с помощью разного рода заданий.
12. Решение логических задач. 1ч 1ч схематическое изображение задач
13. Решение задач с неизвестным. ( познакомить с задачами, которые решаются уравнениями) 1ч 1ч Выбор и решение задач по способностям.
14. Проектная деятельность «Газета любознательных» 1ч конкурс на лучшую математическую газету
15. Геометрия вокруг нас. 1ч Знакомимся с геометрией в окружающем нас мире.
16. Математический КВН. 1ч работа в группах
17. Задачи – смекалки. 1ч решение задач и ребусов в парах
18. Время. Часы. 1ч работа с информацией, презентация
19. Математические игры. «Новогодний серпантин» 1ч 1ч Игры математического вида в форме игр.
20. Интеллектуальная разминка. 1ч Задания логического типа и шарады. презентация
21. Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей 1ч Учимся находить закономерности по различным принципам.
22. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1ч Задания на развитие логического мышления.
23. Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». 1ч решение нестандартных заданий
24. Задачи с многовариантными решениями. 1ч решение заданий повышенной трудности
25. Час занимательной математики. 1ч Работаем в группах
26. Математические фокусы 1ч Решение головоломок и ребусов
27. Конкурс знатоков математики 1ч Решение нестандартных заданий в группах
28. Круглый стол «Подведём итоги». 1ч Контрольная работа по составлению отчёта.
Итого: 33 часа.

Технологическая карта контроля.
Занятие 1 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г с.1 - 3 (занятие 1)
Занятие 2 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г с.46 – 48 (занятие 36)