Конспект урока по литературе на тему Вслед за Маленьким принцем


Конспект урока (6 класс)
Учитель – Е.В.Герасименко
Тема урока: Вслед за Маленьким принцем.
(По произведению А.Экзюпери «Маленький принц»)
Цель и задачи:
обучающие: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором; формировать умение давать оценку поступкам героев повести;
развивающие: развитие читательского интереса учащихся, творческого воображения, чувства музыки, монологической речи учащихся, развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;
воспитывающие: приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.
Тип урока: 
Комбинированный урок (элементы проектирования).
Используемое оборудование: компьютер.
 
Технология обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация), здоровьесберегающих (физминутки, режим дня самого Маленького принца), развитие исследовательских навыков.
Формирование речевых компетенций 
Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
Методические приемы:
рассказ учителя,
аналитическое чтение,
защита творческого мини-проекта,
работа над словесным портретом героя,
выразительное чтение,
 Предварительное домашнее задание: чтение повести А.С.-Экзюпери «Маленький принц», подготовиться к защите мини-проекта: выписать в тетрадь фразы, особенно запомнившиеся во время прочтения книги, объяснить их смысл, определить их место в речи современного человека.
Оформление: портрет А. Де Сент-Экзюпери; листы с высказываниями А. Де Сент-Экзюпери; аудиозаписи, видеозаписи; иллюстрации к сказке; оформление доски: портрет Маленького принца, изображение розы, звёздного неба.
Эпиграф урока (на доске):   … И вы увидите: всё станет по-другому...
Антуан де Сент-Экзюпери

Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Основное содержание урока.   
1. Вступительное слово.
Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц».
Учитель: - Ведь если звёзды зажигают,
 Значит это кому-нибудь нужно?
 Значит это необходимо,
 Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
   Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?
   Задумались... Наверно, думаете про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»
И всё же сегодня я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
- Для чего человек живёт? Что значит верная дружба и настоящая любовь?
Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек - французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц. Мы попробуем раскрыть важнейшие проблемы одной из его повестей. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит имя - Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была и судьба писателя.
2. Информация об авторе
Ученик: Этот человек был разносторонним, одарённым, с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был писателем и летчиком одновременно. На вопросы о своей жизни и о себе он отвечал: “Ищите меня в том, что я пишу”. И действительно, ничто так не раскрывает нам этого человека, как его произведения.
Родился он 29 июня 1900 году — во французском городе Лионе.
В 2010 году исполнилось 110 лет со дня рождения французского писателя, летчика, мечтателя Антуана де Сент-Экзюпери. Жил он недолго, написал немного (обратить внимание на выставку книг писателя), но успел сказать людям самое главное…В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был, вздернут к небу. Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался любознательным.
Он говорил:
- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны. Он шёл по жизни очень трудными путями. Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире». Как близка была ему мудрость этих слов. Он любил всё необычное. Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса. Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
Давайте воспользуемся его изобретением. Но сначала вспомним, сколько планет посетил Маленький принц. (СЕМЬ). Правильно, семь!
Физминутка. Мы будем пускать мыльные пузыри, а жетон получит тот, чей мыльный пузырь будет самым большим.
Все эти разноцветные пузыри похожи на множество маленьких планет во Вселенной, по которым путешествовал герой нашей сказки. Писателю принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к Рождеству, в тот 1942 г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты. Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам. Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звёздочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.
3. Слово о сказочной повести «Маленький принц»
Учитель: Живёт на свете уже много-много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». А удивительна она тем, что ставит перед нами трудные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы.
В период создания книги он нередко рисовал мальчика с крыльями. Что же это за мальчик?.. Никого он вам не напоминает? Что объединяет портрет Маленького принца и представленную на слайде иллюстрацию? Ангела обычно изображают в виде крылатого юноши. На рисунках к сказке Маленький принц изображён с золотым шарфом... быть может, он так же, как и ангел-хранитель хочет нам помочь?!
-Эта книга стала его писательским завещанием. На первый взгляд, это – обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но это не так. А вот что хотел сказать нам автор этой книгой, какое завещание он нам оставил, мы узнаем сегодня.
4. Обращение к эпиграфу урока.
Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то   «… И вы увидите: всё станет по-другому...». Попробуем усвоить эти уроки!
5. Аналитическая беседа по тексту: Автор посвятил эту книгу Леону Верту, своему другу, с которым он часто спорил по разным жизненным вопросам. Но посвящение это немного необычно.
Учитель: Итак, Маленький принц. Откуда он прилетел? Где и при каких обстоятельствах встретился с ним автор?
Ученик: Маленький принц прилетел с маленькой планеты – астероида Б-612. Автор потерпел аварию в пустыне Сахаре, здесь он и встретился с золотоволосым мальчиком, который просит его нарисовать барашка.
Запись.  «Нарисуй мне барашка!»   Нарисуй мне барашка Лёгким взмахом руки, В светло-серых кудряшках Пусть играют лучи. Пусть живёт не в коробке - На зелёном лугу, И чтоб домиком бровки! Я его полюблю. Буду с нашим барашком Я рассветы встречать, И медовую кашку Помогать собирать. Буду петь ему тихо, Если вдруг он уснёт, Милый, что тебе стоит? Нарисуй, пусть живёт!!!
 
6. Анализ произведения.
Для того, чтобы приступить к анализу произведения, мы должны обратиться к словарю, потому что в тексте очень много афоризмов. Вся сказочная повесть насыщена такими словами. Итак, афоризм- это «крылатые слова», изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной запоминающейся форме.
Следующее понятие: эпитет- красочное определение .
– Работа с тетрадью
– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?
– Расскажите о Маленьком принце.
Ученик: – Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». А за этим последовало решение странствовать с перелетными птицами. Мне кажется, что Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери.
Учитель: итак, несмотря на то, что принц Маленький, уроки его велики, мудры, наполнены глубоким философским смыслом. Давайте еще раз посетим уроки Маленького принца, запомним правила, которые с легкостью говорят его уста, которые принято в мире считать незыблемыми.
Какой Первый урок можно найти в главах о жизни Маленького принца на своей планете?
Ученик: «Встал поутру, привёл себя в порядок и свою планету»  (Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.)
Учитель:
-Что олицетворяют Баобабы?
Ученик: Зло, плохие черты характера человека.
– Запишите этот урок в тетрадь
Второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам»
(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)– Запишите вывод в тетрадь
Физминутка. Учитель: Зарядка!!! Маленький принц побывал на разных планетах, и мы отправляемся вместе с ним. А чтобы лететь было нескучно, поиграем в игру «Человек. Земля. Вселенная». Мы с вами пребываем в невесомости. А в невесомости, как известно, нарушается координация движений. Проверим, всё ли у нас в порядке. Когда я говорю «человек», то показываем на себя, при слове «земля» показываем вниз, а при слове «вселенная» — вверх. (Движения показываю, не совпадающие с названиями.)
Третий урок: «...суди сам себя» (Как вы понимаете эти слова)
– Запишите вывод в тетрадь
Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах. (Что значит понятии «честолюбие», как вы понимаете слова Маленького принца)
Учитель: – Запишите вывод в тетрадь
Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.(Прокомментируйте слова героя)
– Запишите вывод в тетрадь
Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
– Запишите вывод в тетрадь.
Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека (Что значит «маяк»? может ли человек быть маяком? Как вы понимаете эту фразу?)– Запишите вывод в тетрадь.
Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета(Прокомментируйте слова героя)
– Запишите вывод в тетрадь
Девятый урок: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» (Приходилось ли вам раньше слышать эти слова? Что они означают? В чем их ценность?) – Запишите вывод в тетрадь
Учитель: Мне бы хотелось поговорить о ценностях. Ценности – то, что важно, что имеет значение. Ценности нужно разделить на истинные и мнимые. Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека мир – мнимые. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они мнимые. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.
Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды» (Что символизируют звезды? Что они значат для Маленького принца?)Рано или поздно каждый сможет отыскать свою звезду.
Отрывок из XXVІ главы: «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... - Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!
И он сам засмеялся»
7.Домашнее задание: дифференцировано: 1) расставить сформулированные уроки жизни по степени значимости для вас, написать объяснение такой иерархии; 2) вписать в таблицу названия планет, на которых были сформулированы уроки Маленького принца (указать условия, при которых были оформлены мысли героя
8.Итог урока:Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери?
надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться ко злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.Я думаю, что своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал человечность и живую искру в душах людей. Только дружба способна растопить лёд одиночества и отчуждённости, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
9.Выставление оценок.