Методическая разработка урока Самостоятельные и служебные части речи

Урок по русскому языку в 4 классе.
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Проблема: Как работают самостоятельные и служебные части речи.
Цели:
Образовательная:
Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения как функционируют части речи и чем они различаются.
Стимулировать учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий, постановке проблемы и поиску её решения.
Развивающая:
Создать условия для развития учебно-информационных компетенций, умения работать с интерактивной доской.
Воспитывающая:
Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работы в группах, а так же овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Пожелаем друг другу успехов в работе.
Ребята, желаю вам плодотворной и интересной работы! Удачи и веры в свои силы!
2. Определение темы урока
– Каждое исследование проводится по плану. Вспомним этот план.
План исследования
Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать)
Цель и задачи исследования. (Для чего?)
Исследование объекта. (Как?)
Результаты исследования. (Что получилось)
Выводы.
Оценка. Рефлексия.
В работе нам поможет карта исследования, куда вы будете записывать свои результаты.
А еще мудрая сова напоминает нам о цикле исследования, который мы будем использовать в течение всего урока.
Размышляй Действуй Выбирай
3.Выбор объекта исследования
На доске предложение.
Хлопья снега падали на землю не прямо, а кружились в воздухе.
-Что вы о них можете сказать о словах в этом предложении? Что объединяет эти слова? И чем они различаются? ( Объединяются , тем, что все они части речи, а различаются тем, что делятся на служебные и самостоятельные? Что для этого нам нужно знать?
4 Задачи исследования
Проблема: Как работают самостоятельные и служебные части речи?
Чтобы ответить на наши вопросы, давайте вспомним, что мы о них уже знаем? Назовите их. ( составление кластера)
Части речи
Самостоятельные (изменение) Служебные
Существительное предлог
Прилагательное СВЯЗЬ союз
Глагол частица
Местоимение
Числительное
Наречие
О какой самостоятельной части речи мы знаем еще мало? ( Наречии)
О каких служебных частях речи мы знаем мало? ( Частицах и союзах )
А хотите узнать больше?
-Как мы можем это узнать? Ваши предложения? ( справочники, таблицы, упражнения, знания приобретенные ранее).
Выделите ключевые слова в проблеме.
-Какие основные концепции будем использовать?
- Части речи ( Форма)
Как работают? ( Функция)
Чем различаются? ( Изменение)
Как они связаны между собой? ( Связь)
5.Решение проблемы
1. Работа в группах( выполнение заданий и заполнение таблицы)
1 группа
Задание: Найдите в тексте частицы, союзы, предлоги и ответьте на вопросы по таблице. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод, продолжив запись.
Результаты исследования служебных частей речи
 Какая часть речи
Какие бывают служебные части речи
Что обозначают
На какие вопросы отвечают


С какими частями речи употребляются
Как изменяется
Роль в предложении


 
 

 





Выводы: Служебные части речи употребляются только вместе с___________ и не являются ______________ .

2 группа
Задание: Найдите в тексте данные части речи и ответьте на вопросы по таблице. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод, продолжив запись.

Результаты исследования самостоятельных частей речи.
 Часть речи
Слово
Что обозначает


На какие вопросы отвечает

Изменяется по
Роль в предложении





р
ч
п
с
с


Существительное
Прилагательное
Глагол
Наречие











Выводы: Самостоятельные части речи называют предметы, _____ ,______,
______, ________ и являются в предложении его________ .
6.Презентация
7. Выводы по проблеме урока. ( составление диаграммы Венна)
- Чем различаются эти части речи, что у них общего?( Основные концепции: изменение, связь.)
Различия: предлоги союзы частицы
Не отвечают на вопросы, не обозначают предметов их признаков и действий, не изменяются, не являются членами предложения.
Сходство: Они связаны между собой.

-Какой раздел науки о языке изучает слово, как часть речи?
( Морфология )
7. Рефлексия.
– В чём вам помогло наше исследование? Что нового открыли для себя на уроке? Что вы еще не знаете, что предстоит узнать?
8.Самооценка
- В чем были затруднения? ( покажите это в таблице постерами , которые лежат у вас на парте)
9.Итог урока: ( Вернемся к проблеме урока)
- Достигли ли мы цели урока. Докажите.
10.Творческое задание. Свободное письмо
Написать эссе на тему : « Что произошло бы, если не было служебных частей речи»

10.Домашнее задание.












1 группа
Задание: Найдите в тексте частицы, союзы, предлоги и ответьте на вопросы по таблице. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод, продолжив запись.







2 группа
Задание: Найдите в тексте данные части речи и ответьте на вопросы по таблице. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод, продолжив запись.







Результаты исследования служебных частей речи



Результаты исследования самостоятельных частей речи

15