Программа по внеурочной деятельности для 1 класса Геометрия вокруг нас



Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Геометрия вокруг нас» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Авторская программа курса «Наглядная геометрия» автора Н.Б.Истоминой. М.: Просвещение, 2013.
Образовательная программа МАОУ СОШ № 56 на 2015-2016 учебный год.
Учебный план МАОУ СОШ №56 на 2015-2016 учебный год
В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Изучение курса в начальной школе направлено на развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии; проводить простейшие построения, способы измерения; воспитание интереса к умственному труду, стремления использовать знания геометрии в повседневной жизни. Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Курс «Геометрия вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Цель программы:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное мышление, способность мыслить творчески; формировать у детей элементарных пространственных представлений; обеспечение умственного и психического саморазвития.
научить детей различать геометрические фигуры и объёмные тела; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу; овладение навыками пространственного ориентирования.
воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию; вовлечение учащихся в активную творческую деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Во главу угла при изучении курса «Геометрия вокруг нас» ставится следующее:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
Одним из результатов преподавания программы курса «Геометрия вокруг нас» является осмысление младшими школьниками системы ценностей.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Место курса «Геометрия вокруг нас» в учебном плане
Программа рассчитана на 33 ч в год с проведением занятий один раз в неделю. Всего 33 занятия. В учебном плане в разделе «Внеурочная деятельность»
2. Содержание изучаемого курса
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов)
Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).
Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.
Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.
Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой)
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)
Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.
Сходство и различие прямой и кривой.
Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.
Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.
Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.
Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.
Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.
Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.
Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).Симметричный орнамент в круге и квадрате.
КОНСТРУИРОВАНИЕ (6 часов)
Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).
Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.
Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.
Понятие о техническом задании и техническом рисунке.
Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).
Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).
Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).
Планируемые результаты. Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
развитие высокой мотивации учебного процесса;
развитие всех форм мышления младшего школьника;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления следующие умения:
обучение умению ставить цели;
характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать свою деятельность;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
формирование картины мира.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
Ожидаемый результат:
1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;
3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;
4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;
6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;
7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;
8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.
Универсальные учебные действия:
• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
• Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
• Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.
• Использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Система оценки достижений планируемых результатов.
Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим образом:
- самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания с помощью сигнальных знаков (смайлики);
- выполнение практических и проектных работ
- выставки полученных результатов деятельности на занятиях
- участие в олимпиадах, конкурсах проектных и исследовательских работ в рамках предметных месячников;

Учебно-тематический план
№ Наименование тем Количество часов
Геометрические фигуры (11ч)
1 Вводное занятие. Проверочная работа. 1
2,3 Взаимное расположение предметов. Пространственные представления «слева, справа, между». Игра 2
4,5 Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

1
6 Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

1
6 Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

1
7 Учимся ориентироваться относительно точки отсчёта

1
8 Учимся ориентироваться относительно точки отсчёта

1
9 Геометрические фигуры. Целое и части 1
10 Сравнение фигур. Квадрат. 1
11 Геометрические фигуры. 1
Начальные геометрические понятия (16ч)
12 Симметричный рисунок 1
13 Точка, прямая. 1
14 Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. 1
15 Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок. 1
16 Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры. 1
17 Квадрат. Диагональ квадрата. 1
18 Геометрические фигуры (повторение) 1
19 Конструирование букв. 1
20 Конструирование лесенки. 1
21 Окружность и круг. 1
22 Окружность и круг. 1
23 Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей. 1
24 Симметричные фигуры. 1
25 Симметричные фигуры. 1
26 Внутри и снаружи. 1
27 Замкнутая и незамкнутая. 1
Конструирование (6 ч)
28 Конструирование букв. 1
29 Конструирование лесенки. 1
30,31 Конструирование на основе многоугольника. 2
32 План. Конструирование мебели. 1
33 Что я знаю. 1
Итого 33ч

п/пТемы занятий Кол-во
часов Дата проведения Планируемые результаты (УУД)
Предп. Факт. Геометрические фигуры (11ч)
1 Вводное занятие. Проверочная работа. 1 Принимать и
сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,
направленную на еѐ решение в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками.
2,3 Взаимное расположение предметов. Пространственные представления «слева, справа, между». Игра 2 Планировать свое действие всоответствии с поставленнойзадачей.
4,5 Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

2 Сравнивать и классифицировать по заданным критериям. Уметь преодолевать трудности.
6 Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

1 7 Учимся ориентироваться относительно точки отсчёта

1 Распознавать,
называть, изображать
геометрические фигуры. Проявлять
целеустремленность,
настойчивость в достижении
цели.
8 Учимся ориентироваться относительно точки отсчёта

1 Распознавать,
называть, изображать геометрическиефигуры. Проявлять целеустремленность, настойчивость вдостижении цели.
9 Геометрические фигуры. Целое и части 1 Сравнивать и
классифицировать по заданным критериям. Уметь преодолевать
трудности.
10 Сравнение фигур. Квадрат. 1 11 Геометрические фигуры. 1 Начальные геометрические понятия (16ч)
12 Симметричный рисунок 1 Принимать и сохранять учебную
задачу и активно включаться вдеятельность, направленную на еѐ
решение в сотрудничестве сучителем и одноклассниками. Формировать любознательность, способности к организации
своей деятельности
13 Точка, прямая. 1 Развитие познавательного интереса.
Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.
14 Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. 1 Сравнивать и
классифицировать по заданным критериям. Уметь преодолевать
трудности.
15 Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок. 1 Принимать и сохранять учебную
задачу и активно включаться вдеятельность, направленную на еѐ
решение в сотрудничестве сучителем и одноклассниками.
16 Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры. 1 Распознавать, называть, изображать
геометрические фигуры. Проявлять
целеустремленность, настойчивость вдостижении цели.
17 Квадрат. Диагональ квадрата. 1 Распознавать, называть, изображать
геометрические фигуры. Проявлять
целеустремленность, настойчивость вдостижении цели.
18 Геометрические фигуры 1 Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
19 Геометрические фигуры 1 20 Геометрические фигуры (повторение) 1 Принимать и сохранять учебную
задачу и активно включаться вдеятельность, направленную на еѐ
решение в сотрудничестве сучителем и одноклассниками. Формировать любознательность, способности к организации
своей деятельности
21 Окружность и круг. 1 Распознавать, называть, изображать
Геометрические фигуры. Проявлять
целеустремленность, настойчивость вдостижении цели.
22 Окружность и круг. 1 Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
23 Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей. 1 24 Симметричные фигуры. 1 Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
25 Симметричные фигуры. 1 26 Внутри и снаружи. 1 Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Владеть общим приёмом решения задач. Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.
27 Замкнутая и незамкнутая. 1 Конструирование (6 ч)
28 Конструирование букв. 1 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
29 Конструирование лесенки. 1 30,31 Конструирование на основе многоугольника. 2 32 План. Конструирование мебели. 1 33 Что я знаю. 1 Анализировать и оценивать свои достижения и трудности
Итого 33ч 8.Материально- техническое обеспечение программы
Учебно – методические средства обучения:

Тетради с печатной основой для учащихся:
Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.
Для учителя:
И.В. Шадрина. Обучение геометрии в начальных классах. М.: Школьная Пресса, 2012г.
В.Н. Рудницкая. 2010 задач по математике. М.:Дрофа, 2011 г.
Специфическое оборудование:
интерактивная доска;
настольные развивающие игры;
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
Электронно-программное обеспечение
компьютер;
презентационное оборудование;
выход в интернет;
электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя ( в свободном доступе на сайте издательства: www.a21vek.ru), 1 класс
http://fcior.edu.ru/player.page