Рабочая программа по внеурочной деятельности Геометрия вокруг нас


КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»
Рассмотрено на заседании МС
Руководитель МС
________ В.П.Карташова
Протокол № ___ от ______________ Согласовано:
Заместитель директора:
_________ И.А. Герасимова
«_____» _________20___г.
. Утверждаю:
Директор школы:
___________ Т.П. Рыковская«_____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Геометрия вокруг нас»
Общеинтеллектуальное направление
1 час в неделю
Составитель:
учитель математики
Комардина Татьяна Николаевна
2016 / 2017 учебный год
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Геометрия вокруг нас»
Информационная карта
Учреждение: КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)»
Ф.И.О. педагога: Комардина Татьяна Николаевна
Название программы: программа внеурочной деятельности.
«Геометрия вокруг нас»
Напрвление: общеинтеллектуальноеСрок реализации: 1 год.
Категория обучающихся: 7-8 классы.
Внеклассная работа по математике призвана способствовать решению одной из основных задач современной школы – обеспечение духовного и нравственного воспитания.
Целевая установка: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, развитие логического мышления, овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, воспитание средствами математики культуры личности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- принцип добровольности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Основные разделы программы:
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Формы и методы работы
Структура программы
Планируемые результаты реализации программы
Календарно-тематический план
Список литературы
Пояснительная записка
Примерная программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на общеинтеллектуальное направление. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 7-8 классов.
Конструктивные особенности программы «Геометрия вокруг нас» обусловлены тем, что геометрическая деятельность обучающихся рассматривается в контексте их различной осмысленной деятельности, кроме того, задачи формирования геометрического знания вписываются в проблему гармоничного развития обучающегося. Поэтому структура формируемого знания определяется как тенденция к абстракции и наглядности в геометрии, так и требованиями гармонизации интеллектуальной деятельности обучающихся этого возраста.
Программа «Геометрия вокруг нас» дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира обучающегося. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие обучающихся, что позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Цель: создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимальное развитие познавательных способностей учащихся; развитии их творческих способностей.
Известно, что любое понятие формируется на основе представлений и, более того, именно представления играют роль промежуточного звена при переходе от чувственного уровня познания к рациональному и обратно. Поэтому формирование и развитие представлений являются стержнем пропедевтического курса «Геометрия вокруг нас». Наглядно-содержательный характер геометрии, ее предметная изначальная сущность позволяют в этом курсе наряду с интуитивно-пространственной линией развертывания геометрического материала использовать элементы логической структуры геометрии. Необходимость такого соединения ведущих математических линий в пропедевтическом курсе объясняется тем, что пространственные представления во многом определяют успешность различной деятельности обучающихся. А пространственная интуиция и сила абстрагирования вместе с логическим рассуждением считаются важнейшими факторами математических способностей учащихся. Так как на основе восприятий возникает деятельность различных психических функций, то для развития геометрических представлений у обучающихся в программе много внимания уделяется проблемам восприятия формы.
Программа «Геометрия вокруг нас» рассчитана на 36 часов (1 раз в неделю).
Система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, поиск, отбор и использование информации.
Основные виды деятельности: практические работы, самостоятельные работы и творческие задания.
Цель и задачи курса «Геометрия вокруг нас»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности
непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих
способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Задачи:
-знакомство обучающихся с основными геометрическими понятиями;
-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
-сформировать умение учиться;
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-обучение различным приемам работы с бумагой;
-применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
-развитие мелкой моторики рук и глазомера;
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии обучающихся;
-выявить и развить математические и творческие способности;
-воспитание интереса к предмету «Геометрия»;
-расширение коммуникативных способностей обучающихся.
Формы и методы работы
Основные формы организации занятий: беседы, олимпиады, соревнования, игровые занимательные упражнения, практические занятия.
Структура программы
Изучение программы «Геометрия для 7-8 классов» проводится в течение одного года. Структура программы определяется известными из психологии линиями развития восприятия пространства:
1) переходом от трехмерного пространства к двухмерному;
2) переходом от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно;
3) переходом от фиксированной на себе системы отсчета к другой системе отсчета.
В процессе работы по этой программе используются наблюдение, конкретные предметные действия и мысленный эксперимент. В результате такой деятельности постоянно происходит перекодирование информации, получаемой с помощью предметов, моделей, фотографий, рисунков, чертежей.
Изучение материала начинается с пространственных фигур, затем вводятся плоские фигуры и в дальнейшем идет одновременное их рассмотрение. Программа состоит из четырех блоков, содержание которых можно охарактеризовать словами: «форма, фигура, развертка», «разрезание и перекраивание», «математическое вышивание», «симметрия». Соединение различных взглядов на геометрию (как на тонкое ремесло, искусство и науку) позволяет включать в деятельность детей элементы, обеспечивающие постепенный переход от первоначальной интуитивной к различным логическим конструкциям. Если вначале геометрия у обучающихся выступает скорее в роли ремесла, то позже появляется необходимость в логическом освоении пространства. Поэтому приходится обращаться к вопросам логической структуры геометрии, геометрии как науки об идеальных фигурах и их свойствах.
Планируемые результаты освоения программы:
Программа «Геометрия вокруг нас» позволяет добиться следующих результатов:
Личностных:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой деятельности;
3) первоначального представления о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;
5) формирование способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.
Метапредметных:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и обучающимися: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение, умение работать в группе;
3) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
4) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
5) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметных:
1) приобретения опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объемов; понимания идеи измерения длин, площадей, объемов;
2) усвоения на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретения навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
3) знакомства с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
4) накомства с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнения процедур на координатной плоскости.
Список литературы
Шарыгин И.Ф. , Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа, 2012.
В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике». Глобус , Москва , 2012 .
М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа. 2014.
Е.Л. Мардухаева «Занятия математического кружка, 5 класс». Москва, Дрофа. 2014.
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2014.
Образовательные ресурсы сети Интернет.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Количество часов
Введение. Поиск геометрических свойств 10
1 Предметы и геометрические фигуры. Цилиндр, конус, шар, призма, пирамида. Важные признаки геометрических фигур 2
2 Развертки геометрических фигур 3
3 Геометрические фигуры на экране компьютера 2
4 Оригами и геометрические фигуры. Защита творческих заданий 3
Начала геометрии: простейшие геометрические задачи 24
Отрезок и другие геометрические фигуры 7
1 Отрезок, прямая, луч.
- точки и отрезки-элементы графических диктантов.
- точки, шкалы и координаты.
- координаты и рисунки из отрезков 2
2 Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты.
- точки и отрезки-элементы графических диктантов.
-точки, шкалы и координаты.
- координаты и рисунки из отрезков 2
3 Исследование плоскости и заполнение пространства.
- плоскость и ее особенности
- куб и конструкции из кубиков 2
4 Действия с отрезками:
- сравнение отрезков;
-измерение отрезков;
- «Пентамино» и рисунки из отрезков 2
Окружность и ее применение 6
1 Окружность и круг. Конструкции и виды.
- Окружность и ее элементы. Круг
- Геометрические конструкции из точек, отрезков, окружностей
- Конструкции из шашек и их виды 2
2 Отрезки и окружности на узорах.
- Кружево и вышивка на уроках геометрии.
- Математическое вышивание 3
3 Защита творческих заданий 1
Углы 6
1 Угол. Сравнение углов. Смежные и вертикальные углы 2
2 Измерение углов.
- Как измерить угол
- Задачи на определение градусной меры угла
- Задача нахождения суммы углов треугольника
- Задачи на вычисление суммы углов многоугольника 2
3 Многоугольники и развертки.
- Прямоугольники и развертки.
- Правильные многоугольники.
- - Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
- Построение разверток 2
Площадь и объем 5
1 Сравнение рисунков на странице 1
2 Площадь. Измерение площади. Площадь многоугольника 1
3 Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда.
- Измерение объема.
- Объем и конструкции из кубиков.
- Объем прямоугольного параллелепипеда
- О размерности геометрических фигур 1
4 Задачи на нахождение площади и объема 2
Решение олимпиадных задач 2
Всего часов: 36