Внеклассное мероприятие по математике ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ «Считай, смекай, отгадывай»


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский санаторно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный» (круглогодичного действия)»
Внеклассное мероприятие по математике
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ
«Считай, смекай, отгадывай»
для 7-9 классов
Автор: преподаватель математики
Русинова Елена Васильевна
2017г.
Интеллектуальная игра – соревнование
«Считай, смекай, отгадывай»
для обучающихся 7-9 классов
Цель: создание условий для развития творческих способностей обучающихся и воспитание познавательного интереса к предмету.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию логического мышления, быстроты реакции, умению принимать правильное решение.
2. Развивать сообразительность, находчивость, память, внимание.
3. Расширить кругозор обучающихся, повысить уровень математической культуры.
4. Воспитать личностные качества: ответственность, дисциплинированность.
Форма проведения: интерактивная игра
Мультимедийное сопровождение: презентация Power Point для каждого вопроса игры.
Ход мероприятия:
Ребята делятся на команды по жребию, выбирая жетон того или иного цвета перед входом в аудиторию. Формируются 2 команды. На столах таблички разного цвета, определяющие названия команд (зеленая, желтая или другие цвета). Ребята занимают места за столами, соответственно выбранным жетонам.
Математики законы
Приглашают всех нас в путь
И смекалку, ну, и знанья
Взять с собою не забудь!
Разминка
Дробь, которая больше или равна 1. (Неправильная)
Отрезок пути. (Расстояние)
Свойство сложения или умножения, при котором меняем местами слагаемые или множители. (Переместительное)
Арифметические действия второй ступени. (Умножение и деление)
Равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти. (Уравнение)
Хорда, проходящая через центр круга. (Диаметр)
Пример, содержащий буквы, числа или то и другое. (Выражение)
Произведение измерений прямоугольника. (Площадь)
Скорость плота. (Скорость течения реки)
Дробь, расположенная на координатном луче левее единицы. (Правильная)
Отрезок, соединяющий центр с какой либо точкой окружности. (Радиус)
Число, на которое делится любое натуральное число. (Единица)
Многоугольник с тремя сторонами. (Треугольник)
Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство. (Корень уравнения)
Знаки, с помощью которых записывают числа. (Цифры)
Угол, меньше 90градусов. (Острый)
Запись правила с помощью букв. (Формула)
1/10 часть тонны. (Центнер)
Каким действием узнают во сколько раз одна величина больше или меньше другой. (Деление)
Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда)
Произведение измерений прямоугольного параллелепипеда. (Объем)
Правила игры:
На экране игровое поле с вопросами. Произвольно выбираем номер вопроса, на который отвечают обе команды за 1 минуту в письменном виде. При нажатии на идет отсчет времени. Обе команды передают свои ответы судье, который их сравнивает с правильным, показанном на экране. За правильный ответ каждая команда получает жетон, который крепим на доску магнитом, чтобы каждая команда видела количество жетонов. Ответив на все вопросы, подсчитываем количество жетонов у каждой команды и определяем победителя игры.
Вопросы:
1. Сосновая шишка, валик, столик, тетива, спица и бубен. А какой школьный предмет их объединяет? (Геометрия)
2. В мнемоническом стихотворении в детской книжке упоминается "обезьяна, которая прыгает на сторону". Также там есть стишок про "кота, который выгнул спину под прямым углом". Назовите третье, наиболее известное животное, упомянутое на этой же странице. (Крыса)
3. Какая фигура должна оказаться в свободной клеточке?

4. Немецкий математик Феликс Клейн, автор многих работ по математике, в числе требований к правильному школьному преподаванию математики называет устранение традиционного разделения. Какое разделение имеет в виду Клейн? (На алгебру и геометрию)
5. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики». Известен его афоризм о человеке: “Человек подобен дроби: числитель – то, что он есть, а знаменатель …” Что Толстой поставил в знаменатель дроби? (…то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь)6.

Перед вами частично закрашенные ОНИ с сайта mathematical.us. Назовите ИХ коротким словом. (Часы)
7. Классический вариант игры: прямая, квадрат, буква "Г" русская, буква “L" латинская, квадрат, разрезанный на два прямоугольника, смещенные в одну и в другую сторону и сложная фигура, напоминающая русскую букву Т. А с каким русским изобретением это всё связано? (Тетрис)
8. В одной из сказок Феликса Кривина утверждается, что "чем многограннее пирамида, тем у нее меньше острых углов в соприкосновении с внешним миром, тем многосторонней она смотрит на мир. А при всестороннем взгляде на мир пирамида и вовсе теряет свою угловатость и превращается...". Во что? (Конус)
9. Переместите одну цифру так, чтобы получить верное равенство. Ответ:
10. Доктор медицинских наук профессор Змановский, пытаясь выделить главные компоненты здоровья современного человека и найти соотношения между ними, вывел "формулу здоровья": З (здоровье) равняется: в числителе — Д (двигательная активность), Т (термозакаливание), П (питание), а в знаменателе стоят буквы Б, К, А. Этими буквами обозначены факторы, отрицательно влияющие на уровень здоровья. Расшифруйте их.

(Б-Болезни, К-Курение, А-Алкоголь)
11. Согласно шуточной подписи к этому дорожному знаку, он запрещает определенное действие. Напишите три слова, которые мы пропустили в этой подписи.

Согласно шуточной подписи к этому дорожному знаку, он запрещает математическое действие — возводить машину в степень мотоцикла.
12. ЭТО можно встретить в фитоморфологии, алгебре, лексике, стоматологии, ЭТО бывает у каталогов и у проблем. Назовите ЭТО. (Корень)
13. Роман Марка Хэддона начинается со второй главы. Также в нем нет глав 4, 6, 8, 9 и ряда других. В 19-й главе книги герой утверждает, что ОНИ используются для военных целей и всякий, нашедший экземпляр длиной более ста, может продать его ЦРУ за десять тысяч долларов. Просто назовите ИХ двумя словами. (Простые числа)
14. В эпоху средневековья с Арабского Востока в Европу пришли такие истины: "Враг моего врага — мой друг", "Друг моего врага — мой враг", "Враг моего друга — мой враг", "Друг моего друга — мой друг". Догадайтесь, что арабы называли "другом", а что "врагом", и в качестве ответа напишите расшифровку любой из этих истин. (Друг-+, враг--)15. В Древнем Риме — учитель, обучающий детей азам языкознания — грамматик, учитель чтения — литератор, раб, сопровождающий детей в школу и из школы — педагог. Догадайтесь, как в Древнем Риме называли учителя арифметики? (Калькулятор)
16. Восстановите три слова, которые мы пропустили в последней строчке из книги Тима Собакина :«К тебе бегут 500 врагов,
И каждый воевать готов.
А ты не плачь, а ты не ной
__________число врагов __ ____.» (Умножь…….на ноль)
17. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью признаком высокого положения в обществе и большого ума. Известный писатель Юрий Олеша, автор «Трех толстяков» писал: «В бархатном ложе лежит плотно сжав ноги холодный и сверкающий, у него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку.» Назовите этот предмет. (Циркуль)
18. Разделите циферблат часов на 6 частей так, чтобы суммы чисел в каждой части были равны.

19. Сколько четырехугольников вы видите?

(8 четырехугольников)
20. Их не хватало детям капитана Гранта. Военные их не разглашают. Бывают у вектора и у точки на плоскости. (Координаты)
21. У круга их нет. Проходят из угла в угол. В ромбе они пересекаются под прямым углом. (Диагонали)
22. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Ф.Виет. В переводе с латинского оно означает «спица колеса». Что это? (Радиус)
23. Расшифруйте с помощью мобильного телефона слова: 6635359, 6254
(Степень, угол)
Источники:
Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 – 8 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2008.
http://панда72.рф/sites/default/files/images/content/334.png
http://voshod.far.ru/arx2011/23/nov22.jpg
http://screenshots.etvnet.com/000/757/851/b04.jpg
http://www.passionforum.ru/upload/150/u15077/049/99a8ed7b.gifhttp://digimage.com.ua/images/7/3/prezentatsija-na-temu-iz-istorii-me_9.jpghttp://podly.ucoz.net/_pu/0/78671925.gifhttp://hodkonem.com.ua/wp-content/uploads/stendu-tablica-pifagora.jpghttp://alexeevka.ru/UserFiles/read.php?agmol=fubgweb/logicheskie-zadachi-dlya-detey-970.jpghttp://uch.znate.ru/tw_files2/urls_44/8/d-7340/7340_html_m75aaba89.pnghttp://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_1/4/d-3171/7z-docs/1_html_m6b1ff3e9.jpghttp://festival.1september.ru/articles/522288/img3.jpghttp://alexeevka.ru/UserFiles/read.php?agmol=fubgweb/logicheskie-zadachi-dlya-detey-970.jpghttp://uch.znate.ru/tw_files2/urls_44/8/d-7340/7340_html_m75aaba89.pnghttp://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_1/4/d-3171/7z-docs/1_html_m6b1ff3e9.jpghttp://festival.1september.ru/articles/522288/img3.jpghttp://www.095shop.ru/img/lowell/small/00610b.jpg