О путях формирования универсальных учебных действиях в урочной деятельности на содержании отдельных предметов.


«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Кашапова Нина Петровна
Пути формирования (развития) универсальных учебных действий
в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Итак, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому обучающемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) формируются в условиях реализации основной образовательной программы начального  общего образования, являясь  основой  для ключевых  компетентностей. Учебная  деятельность  младших школьников является той средой, в которой могут быть сформированы универсальные учебные действия. На этапе основного  общего  образования универсальные  учебные действия продолжают развиваться уже не только в учебной  деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская.
По периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина в подростковом возрасте учебная деятельность перестает определять психическое развитие ребенка. Именно в этом возрасте они обретают себя и становятся самостоятельными. Ведущий характер в подростковом возрасте приобретают разнообразные социально-значимые деятельности, в которых возможно самоопределение подростка.
Задача школы создать условия, при которых школьники не теряют интереса к учению в подростковом возрасте, а учебная деятельность не теряет своего развивающего характера.  
Построение  обучения в основной школе должно опираться на сформированность  прежде всего таких универсальных учебных действий (познавательных и регулятивных) как:
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения образовательных целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
4) владение самоконтролем, самооценкой, способность к принятию решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Именно  в ходе учебной  деятельности на этапе основной школы формируется произвольная саморегуляция – осознанное управление  своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия. Развитие  саморегуляции предполагает формирование  таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость (иммунитет) и устойчивость в отношении воздействия среды.
Для успешного формирования универсальных учебных действий, в основе обучения и воспитания должен  лежать   системно-деятельностный подход. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность
.Одним  из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение  обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.