Методическая разработка кураторского часа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
в г. Артеме
колледж
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала ФГБОУ ВО
____________А.А. Власенко
«_____»____________2016 г.
Методическая разработка
открытого кураторского часа
"Какой я человек?"
(интеллектуальный турнир)
для студентов, обучающихся по программам общеобразовательной подготовки
Артем 2016
СОГЛАСОВАНО
Руководитель молодёжного центра
Филиала ФГБОУ ВО в г.Артёме
____________М. Г. Чан
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО
на заседании кафедры
Протокол № ____ от _________2016 __ г.
Заведующий кафедрой ЕНСГД _____________М.В. Кенсаринова
Разработчик
Место работы Занимаемая должность Инициалы, фамилия Подпись
Филиал ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Артеме Преподаватель математики А.С. Бажина Рецензент
Место работы Занимаемая должность Инициалы, фамилия Подпись
Филиал ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Артеме Заведующий научно-методическим центром колледжа, преподаватель высшей квалификационной категории Т.И. Теплякова
План проведения открытого кураторского часа
"Какой я человек?"
(интеллектуальный турнир)
«Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться»
Сиддхартха (Будда) ГаутамаЦели кураторского часа:
Познавательные:
Развивать познавательный интерес обучающихся и стимулировать интеллектуальную деятельность, применять знания, полученные на уроках математики.
Развивающие:
способствовать развитию у учащихся мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей.
Развивать умения осознавать свои индивидуальные возможности
способствовать развитию творческих возможностей.
Воспитательные цели:
создать необходимый эмоциональный настрой, условия для проявления индивидуальности и творческих способностей обучающихся, способствовать формированию потребности в самореализации на основе полученных знаний.
Задача кураторского часа: пробудить потребность у обучающихся к самосовершенствованию.
Ключевые слова кураторского часа: интеллект, интеллектуал, логика.
Форма проведения: интеллектуальный турнир.
Основные методы проведения: по способу взаимодействия –информационно-развивающие; по источнику информации – словесные и наглядные; по степени активности – репродуктивные и творчески-воспроизводящие.
Учебно-методическое и материально – техническое оснащение:
Мультимедийное оборудование.
Презентация по теме кураторского часа.
Интеллектуальный турнир проводится с участием студентов группы А/ПК(9)-15-01 (006) специальности «Программирование в компьютерных системах».
Подготовительный этап
Формулировка целей, задач кураторского часа; составление плана (сценария);
Подготовка ведущих из состава студентов группы;
Подборка совместно с учащимися необходимого материала, музыкального сопровождения, презентации по теме;
План проведения кураторского часа
Введение. Организационно-мотивационный этап.
Основной этап. Знакомство с понятиями интеллектуал и эрудит.
Заключительный этап. Подведение итогов. Рекомендации по повышению интеллектуального и логического мышления. Обмен мнениями.
Ход проведения кураторского часа
I.Введение. Организационно-мотивационный этап.
1.Слово преподавателя – куратора группы А/ПК(9) специальности «Программирование в компьютерных системах» Бажиной А.С.(слайд1)
Добрый день!
Рады приветствовать всех присутствующих на нашем кураторском часе. Наверное, каждый из нас когда-либо задумывался: «Какой я человек?». И на этот, казалось бы, простой вопрос, бывает очень трудно ответить. Смелость, доброта, преданность, доверчивость, любознательность – всё это характеризует современных подростков. Чтобы разговор не прошёл впустую, мы поставили перед собой цель, определили задачи (слайд 2,3).
Каждый из вас задумался над этим вопросом и написал сочинение на тему "Какой я человек". Вот выдержки из ваших работ:
Ведущий1.Я сам - простой домашний ребенок? Задумавшись над этим вопросом, иду к маме. В ответ слышу: «Добрый, милый, замечательный, самый любимый и родной». Хорошо.
Иду кшкольным друзьям. Они отвечают: «Верный друг, честный, открытый, веселый, интересный».Тоже хорошо.
Иду к учительнице. Она смеется и говорит: «Ты усердный ученик, интересный собеседник, достойный гражданин своей страны»
Ведущий2. Каждый человек – это личность.
Так однажды я задумался, досиживая последний урок.Я обычный студент колледжа. Мне 16 лет. Я очень люблю философствовать. Меня всегда интересовал вопрос личности. Кто мы? Что мы? Какие мы? Я задумался, а какой же я человек? У меня трудный характер. Я ненавижу зависеть от кого- то, предпочитаю свободу.
Ведущий1. Мои друзья часто говорят, что я очень доверчивый. Считаю что, не смотря ни на что,  людям нужно верить и давать шанс исправляться, если те совершили ошибку. Благодаря моим родителям я воспитан. 
Ведущий2. Я достаточно умен и любознателен. Люблю рассуждать, делать выводы, дискутировать. С какой-то точки зрения я изобретательный.  Выкрутиться с любой ситуации обычно не составляет для меня особого труда. 
Ведущий1. Я человек творческий. Иногда пишу стихи.
1.Слово преподавателя.
Все вы, действительно, разные. Но не только этими качествами привлекает внимание человек. Хорошо, если он к тому же интеллектуал.Кто такой интеллектуал? (выслушать ответы)
Интеллектуал — человек с высокоразвитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель интеллектуального труда. (слайд 6)
«Интеллектуал», в отличие от «эрудита», является творческим социальным субъектом, постоянно включенным в процесс абстрагирования по поводу истины и морали. Интеллектуал производит и развивает идеи, определяет нормы и культурные ценности для остальной части общества[1].
Итак, мы начинаем.
II. Основной этап. Интеллектуальный турнир.
Ведущий1.
Данный турнир мы поделим на 3 части:
Интеллектуальная разминка;
Интеллектуальный бой;
Логическая зарядка.
По каждой части турнира участники получают определенное количество баллов. Оценивать вас будет приглашенное жюри:
Теплякова Тамара Иосифовна
Новожилова Лариса Евгеньевна
Шараева Лариса Юрьевна.
Интеллектуальная разминка. (слайд 9)
Ведущий 1.
В этом разделе мы собрали серьезные, не очень серьезные и совсем несерьезные вопросы из самых разных областей, при ответе на которые требуется проявить не только знание, но также смекалку и находчивость.
(Правильные ответы оцениваются 1 баллом, неправильные – 0 баллов)
Ведущий 2. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! (слайд 10-21)
Мы будем задавать вопросы поочерёдно одной и другой команде, жюри учитывает командные правильные ответы.

Ведущий 1.
Уважаемые члены жюри, подсчитайте общее количество баллов по каждой команде.
1.Слово преподавателя.
Учеными доказано, что замечательно тренируют умственные качества интеллектуальные и логические игры. Математика тренирует практически все интеллектуальные способности, организует и структурирует мышление. Чтение художественной литературы развивает кругозор, эрудицию, формирует хороший вкус, учит работать с большим количеством информации, анализировать ее и находить ей применение. 
Ведущий 1.
Переходим ко второму этапу нашего ТУРНИРА.
Ведущий 2.
Интеллектуальный бой.(слайд 22)
Вашему вниманию предлагаем МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ, за каждый ребус вы получаете 2 балла.Возможна подсказка для каждого ребуса, но тогда вы теряете 1 балл.

Ведущий 1. Уважаемые члены жюри, подсчитайте общее количество баллов по каждой команде.
1.Слово преподавателя.
Хотите интеллект понять?
Не просто объяснить его значение.
Для нас он пишет и считает,
Его мы понимаем
Что связывает нас в мире этом
Наш интеллект.
От автора.
Ведущий 1.
Переходим к третьему этапу нашего ТУРНИРА. Вас приветствует ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.
1.Слово преподавателя.
Что такое логика? (Выслушать мнения студентов группы)
Логика является одной из наук, изучающих формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности (ср. со стандартным определением: логика — наука о законах формального мышления)
Ведущий 2.
3. Логическая зарядка. (слайд 31-34)
На этом этапе командам предлагаются для решения логические задачи. Побеждает та команда, которая первая находит ответ. (Каждое правильно выполненное задание оценивается 3 баллами.)

Ведущий 2.
Уважаемые члены жюри, просим подсчитать общее количество баллов по каждой команде.
Ведущий 1.
Итак, внимание, объявляем результаты по каждой команде. (Приглашенные члены жюри объявляют количество баллов)
Подведение итогов и оценка результатов.
0 – 10 баллов: ваши способности ещё недостаточно развиты
11 - 18 баллов: ваша способность комбинировать не выходит за рамки средних величин
19 – 26 баллов: ваша способность комбинировать высока и особенно проявляется в сфере словесности.
III. Заключительный этап. Подведение итогов. Рекомендации по повышению интеллектуального и логического мышления. Обмен мнениями.
Слово преподавателя.
Каждый человек обладает какими-то способностями и талантами. Но чтобы успешно применять их в жизни, нужно заниматься развитием своих возможностей. Существуют рекомендации, которые позволят определить ваши скрытые возможности и таланты, а также развить их.
Один из способов развить способности – это попробовать себя в разных сферах деятельности. Так вы определитесь с тем, что вам нравится. Не переживайте из-за неудач. Первые рисунки могут быть и кривоваты, а игра на фортепиано «резать» слух. Но со временем вы научитесь качественно рисовать или играть на музыкальном инструменте.
А вам, ребята, понравилось вот так, играючи, развивать своё логическое мышление?
1. Обмен мнениями.
2.Обращение к задаче: пробудить потребность к самосовершенствованию.
-Достижима ли она?
Появилось ли у Вас потребность в самосовершенствовании?
4. Ответы студентов.
5. Подведение итогов.
1. Слово преподавателя.
У каждого человека есть способности и таланты.
И развить их можно в любом возрасте.
Главное - приложить к этому усилия, и все получится!

Информационное обеспечение кураторского часа
Источники:
Айзенк Г.Ю. «Проверьте собственные способности», 2011
Зиверт Х. «Тестирование личности», 2009
Смаллан Р.М. Как же называется эта книга? М., 2001
Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1977.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.orghttp://stud-time.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochinenie-na-temu-ya-chelovek-ili-kak-ya-uznal-o-sebe-mnogo-xoroshego.htmlhttp://elhow.ru/ucheba/samorazvitie/kak-razvit-svoi-sposobnosti?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=cthttp://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html