Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с нарушением слуха как средство активизации их познавательной деятельности на уроках в школе — интернате».


Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа - интернат №7».
Доклад.
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся с нарушением слуха как средство активизации их познавательной деятельности на уроках в школе - интернате».
Подготовила:
зам. директора по УВР, Сидорова И.В.
Волгоград, 2017 г.
«Развитие творческих способностей обучающихся с нарушением слуха как средство активизации их познавательной деятельности на уроках в школе - интернате».
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из приёмов создания положительной мотивации ученика, ситуации успеха. Многим учителям приходилось наблюдать ситуацию, когда ребёнок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявив свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать.
Л.С. Выготский дает определение творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое….
Неслышащие школьники, в силу отсутствия слуха, ограничены в получении информации. В связи с этим, развитие творческого мышления у таких школьников достаточно проблематично в рамках традиционной методики преподавания предмета.
Нам, педагогам важно понять, как развивать творческие способности неслышащих обучающихся. Нужно не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у детей оставалось поле для творчества.
Поиску наиболее подходящих форм, методов и средств.
Основными формами организации обучения в школе-интернате являются классические формы обучения: урок-лекция, урок-беседа, практическое занятие, фронтальный опрос, но чаще всего проводится комбинированный урок с использованием средств информационных технологий в процессе обучения, который направлен на развитие творческих способностей неслышащих школьников, что позволяет использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ.
С их помощью можно вызвать у обучающихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями.
Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.Методы, которые используют педагоги школы-интерната: 
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по картам, схемам и др.)
При обучении обучающихся с нарушением слуха наиболее важным является визуализация процесса обучения.
Педагоги используют словесно-наглядный метод обучения – это когда сообщается информация разными методами, используется, в том числе, и информационные технологии – например, показ слайдов, демонстрация программ, и в то же время педагог всё это объясняет словами, поясняет на примерах.
Это создает благоприятные условия обучения, соответствующие более полному восприятию информации учениками.
Средства обучения – это «материальные» условия, в которых происходит обучение. К ним относятся природное и социальное окружение, оборудование, учебники, научная помощь.
Существуют разные классификации средств обучения. Одна из них – это классификация по дидактическим функциям:
-технические средства обучения (аудиовизуальные средства, компьютер, средства телекоммуникаций);
-информационные средства (учебные пособия, учебники, наглядные пособия);
-дидактические средства (программные средства учебного назначения, демонстрационные примеры).
Успешное внедрение средств ИКТ в процесс обучения способствует улучшению усвоения материалов школьного курса по предметам, способствует расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства; приводят к успешной интеграции лиц с нарушениями слуха в обществе.
Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть совершенствоваться и реализовываться».
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, реализоваться. И мы как педагоги должны ставить перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы творчество было искренним, идущим из глубины души.
Условиями успешного развития творческих способностей являются:
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Чтобы подтолкнуть ребят к творчеству, педагоги нашей школы используют на своих уроках следующие приемы:
-игровой момент;
-соревновательный или конкурсный момент;
-музыкальное сопровождение;
-поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления;
-отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания;
-работа на уроке в роли «маленького» учителя.
Уроки предметно-практического обучения (уроки ППО) – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе. Конечная метацель этих уроков – вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо учителем, либо самими учениками.
Именно уроки ППО создают обучающим с нарушением слуха наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы – связи речевого развития с деятельностью. Условием формирования речевых умений становятся речевые ситуации, возникающие в специально организованной коллективной предметно-практической деятельности обучающихся и обеспечивающие мотивированное употребление речевых конструкций. Формирование и развитие речевых умений происходит в естественных, мотивированных условиях, в результате чего дети начинают ощущать и осознавать значимость речевых контактов.
Обучающиеся выполняют различные виды работ: рисуют, делают аппликации, макеты, строят, лепят, составляют мозаику; составляют схемы, таблицы, диаграммы и т.п.; при этом все виды деятельности немедленно опосредуются словом. В результате обучения у школьников формируются практические знания и умения – речевые, интеллектуальные, ручные.  
На уроках предметно – практического обученияпедагогами создаются благоприятные возможности для воспитания у неслышащих школьников психологической и практической готовности к труду, для формирования таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, развитие творчества, эстетического восприятия.
В ходе предметно практической деятельности школьник испытывает необходимость постоянно вступать в определенные взаимоотношения с учителем, со сверстниками, что имеет огромное значение в становлении его личности.
Предметно-практическая деятельность традиционно относится к области трудового воспитания. При этом не должны игнорироваться собственные интересы ребенка. Ребенок должен приобщается к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а не к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. 
Просмотр видеофрагмента (ППО-2 класс, изготовление «Рамки к 23 февраля».На уроках ППО (предметно-практического обучения) в работе используются следующие техники и приёмы творческой деятельности:
Рисование (карандашами, фломастерами, акварелью, гуашью, мелками).
Работа в смешанных техниках.
Лепка (мелкая пластика).
Аппликация, работа с мозаикой.
Моделирование и конструирование.
Работа с разными материалами.
Раскрашивание.
Особенности этих техник:
Простота
Доступность;
Свобода, раскрепощенность;
Возможность экспрессии (выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей);
Ассортимент предлагаемых материалов и средств.
На всех этапах работы ребенку необходимо чувствовать поддержку, как учителя, так и группы, т.к. любая даже самая незначительная погрешность, неудача может огорчить ребёнка. Даже в ситуации успешного завершения работы очень важно разделить свою радость с другими членами группы.
С помощью этих техник любой ребенок обретает внутреннюю свободу, развивает зрительное, образное мышление, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, укрепляет психическую устойчивость, социально-значимые качества и самостоятельность.
Творческая деятельность становится привлекательной для человека, только в том случае, если он чувствует себя в ней успешным.
Развивая интерес к творческой деятельности, предоставляется возможность творить самостоятельно, что то изменять, совершенствовать, дополнять. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на уроках ППО даётся возможность каждому ребёнку самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность.
Большое значение отводится созданию коллективных работ. Это могут быть макеты, коллективные работы на ватмане и др.
Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально тёплые отношения в детском коллективе. Дети быстрей усваивают нравственные нормы, правила поведения. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека.
В старших классах на уроках трудового обучения одной из задач является развитие творческих способностей и технического мышленияобучающихся в процессе их практической деятельности.
Предмет «Трудовое обучение» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Учителя трудового обучения  успешно реализуют эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.
При составлении тематического планирования учитываются возрастные особенности обучающихся, на уроках используются различные уровни обучения:дифференцированные задания, проблемный метод.
Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Для развития творческого мышления используются на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь обучающихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).
При изучении раздела «Кулинария» формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяются элементы творчества. Показываются некоторые приёмы изготовления украшений блюд, и дается задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.
Пример: В 5-ом классе обучающимся дается задание придумать свою форму нарезки овощей, свое оформление бутерброда и т.п.
В роли приема, входящего в методы развития творческой активности, выступают занимательные аналогии, например, при изучении силуэтов одежды обучающиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде и разрабатывают свои эскизы одежды.
Результатом проведения данных уроков является:
Использование своего творческого потенциала обучающимся;
Развитое образное мышление, фантазия, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
Повышение интересаобучающихся к творческой деятельности;
Развитие активности, инициативности, любознательности;
Познание своих возможностей в различных сферах: общение, творчество, совместная деятельность.
Расширение словарного запаса, работа с активным словарём.
Творчество - средство самовыражения, доступное только человеку, одна из главных его потребностей. Творческая самореализация личности - это профилактика возникновения различных психических и личностных проблем, приобщение к миру прекрасного, получение удовольствия от деятельности, развитие эмоциональной сферы и воображения, приобретение коммуникативных навыков, осознание себя.(просмотр слайда 6-7).
Творчество может реализовываться практически через любой вид деятельности человека.
У обучающихся творчество – это одно из важных видов его деятельности.
Специфическое значение детской изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка неоспоримо. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка.
УрокиИЗО (изобразительной деятельности) - это уроки творчества, помогающие обучающимся развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира.
Одна из ведущих задач ИЗО - творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов.
Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности.
Урок декоративного рисования – один из основных видов работы по изобразительному искусству. Декоративное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей обучающихся, эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. При обучении декоративному рисованию осуществляются следующие задачи в области их художественного восприятия:
интерес к предметам искусства в быту;
усвоение обучающимися различных приёмов изображения декоративного узора;
передача простыми приёмами мотивов растительного узора;
развитие вкуса у обучающихся при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона.
К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
В работе с неслышащими школьниками, педагогом используются техники, которые помогают компенсировать имеющиеся у данной категории детей сложности: бедноту восприятия, скудность впечатлений, сложности с описанием сюжета, боязнь самостоятельной деятельности, стереотипность, шаблонность.
На уроках чтения (литературы)- обучающиеся с нарушением слуха не только учатся понимать прочитанное, изображать основное содержание в рисунках, схемах, но и увеличивают свой словарный запас, активизируют коммуникативную речь, развивают способность к анализу прочитанного, умению обсудить прочитанное, высказывая свое отношение к тому или иному событию. 
В процессе обучения чтению, на уроках и внеурочно, педагогамисоздается атмосфера творческого поиска, помогающая школьнику как можно более полно раскрыть свои способности.
Для этого на уроках используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; школьники привлекаются к самостоятельной деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.
Просмотр видеофрагмента.
Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Сейчас театр всё чаще и многофункциональнее используется в школьном пространстве: театр - как средство психического развития, диагностики особенностей сенсорики и индивидуальной одарённости; театр как метод самопознания и способ накопления поведенческого опыта. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия.
Театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Повышается авторитет учителя и среди коллег.
Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учиться общаться.
Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Такие задания повысят интерес к литературе.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик, для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья - помогает преодолеть стеснительность.
Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, или повадки какого то животного. Остальные обучающиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.
Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по чтению, творческую активность обучающихся.Очень важно, чтобы на уроках литературы ребенок, высказывая собственное мнение, не слышал слов: «нет», «неправильно» и других выражений с негативной оценочной лексикой. Он ждет поддержки и понимания со стороны учителя, наставника и окружающих. На уроках литературы при обсуждении поступка героя, моделируя ситуацию, выясняем, какая проблема возникает, как ведет себя герой, какие шаги предпринимает, кто или что влияет на принятие решения, свойственен ли поступок для данного героя, какой вариант поведения он мог выбрать еще. Необходимо выяснить, как бы поступили ученики на его месте, к чему мог привести их вариант поведения. Мнение ребенка в течение урока может неоднократно меняться, и это не означает отсутствие собственной позиции, а показывает открытость новым идеям, гибкость, желание дойти до самой сути, потому что он слышит на уроке иные решения проблемы. По мере взросления детей, задачи, стоящие перед ними, усложняются.
Можно делать зарисовки по мере прочтения произведений, составляя целые циклы иллюстраций, по котором в последующем можно воспроизвести прочитанное. Возможно изображение чувств, образов, возникающих у читателя, можно показать в красках отношение к тому или иному герою и т.д.
Чтение по ролям осуществимо полноценно в том случае, когда дети владеют читательскими навыками. Оно предполагает не только чтение реплик, но и передачу эмоций героя, его характера и отдельных характеристик, от того, как представляется ученику данный герой.
Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении, создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.
Практика показывает, что творческие работы приемлемы на уроках чтения (литературы) и способствуют раскрытию творческого потенциала обучающихся, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка. А также несут оздоровительную, воспитывающую функции.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления – является речь.
Всестороннее развитие речи для обучающихся с нарушением слуха предусмотрено на всех уроках, и внеурочное время. Уроки развития речи – это уроки творчества. На них проявляется индивидуальность каждого ученика, ведется работа над развитием чёткой, ясной дикцией, развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек, чтением басен, одномоментно развиваются творческие способности обучающихся с нарушением слуха.(видеофрагмент коля)
Обучение языку обучающихся в начальных классах, начинается с развития разговорной речи – как наиболее им доступной для организации непосредственного общения педагога с классом и детей между собой. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учебном процессе педагоги используют разные формы организации деятельности детей. Личность неслышащего школьника развивается на основе формирующейся словесной речи.То есть диалогическая речь для обучающихся является как бы фундаментом, на основе которого в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связанной, письменной и др.).
Одним из видов работы по развитию диалогической речи и развитию изобразительного творчества на уроках развития речи является работа по закрытой картине. 
Это очень эффективное упражнение для обучения обучающихся задавать вопросы. Эта форма общения очень сложна для неслышащих школьников. На уроке предъявляется закрытая картина и дети должны задавать вопросы, чтобы выяснить ее содержание. Учитель заранее предупреждает детей, что они должны будут нарисовать эту картину по представлению. После рисования картина открывается и сравнивается с работами учеников. Дальше составляется рассказ по картине.(видеофрагмент картинка)
Использование приёмов и методов дифференциации на различных этапах урока позволяет нашим педагогам учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребёнка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся с нарушением слуха.
«Задача учителя не в том, чтобыдать ученикам максимум знаний,а в том, чтобы привить им интереск самостоятельному поиску знаний,научить добывать знания и пользоваться ими»-Константин Кушнер, российский историк и педагог.
На протяжении последних десяти лет МК учителей естественно-научного цикла практикует проведение интегрированных уроков в школе-интернате, которые играют большую роль в развитии творческих способностей обучающихся. Интеграция – средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач. Во время интегрированного урока дети более полно стараются раскрыть свой творческий потенциал. При использовании интегрированных уроков, можно выделить следующие положительные стороны интеграции:
1. Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира.
2. Ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
3. Учитель по – новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
4. Интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (мышления творческого потенциала и т.д.).
5. Интегрированные уроки снимают утомляемость.
6. Интегрированный урок обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создаёт новые условия деятельности учителя и обучающихся.
Были подготовлены и проведены:
«Разве вода загадка?» (математика, химия, биология)
«Суд над этанолом» (математика, химия, вредные привычки)
«Безопасное колесо» (математика, физика, ПДД)
«Мир скоростей» (математика и физика)
«Математика в информатике и наоборот» (математика и информатика)
«Математическая грамматика и грамматическая математика» (математика и русский язык)
«Натуральные числа и демография» (математика и география)
В рамках недели математики ежегодно проводятся графические диктанты для 5-7 классов и сеансы занимательной графики для 8-11 классов. Задания варьируются в зависимости от способностей и возможностей обучающихся: нарисуй картинку по точкам, дорисуй и закончи изображение, раскрась, назови свой рисунок.
Такие задания способствуют развитию пространственных представлений, ориентации на листе бумаги, формируют внимание и усидчивость. Работа над графическими заданиями развивает способность к концентрации внимания, к запоминанию и воспроизведению ряда последовательных действий, контролю за собственной письменной деятельностью, аккуратности, творческомуотношению к выполненной работе, развивает художественный вкус.
(видео)Игры с геометрическими фигурами (игра Танграмм)
Положительную роль в развитии математического мышления и творческой самостоятельности играют:лабораторные и практические работы.
В процессе их выполнения обучающиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения и факты.
Примеры таких заданий: «Среднее арифметическое чисел», «Нахождение суммы углов треугольника», «Определение числа π », «Вычисление длины окружности», «О соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника».
Задачи творческого характера:
а) выполнение рисунков, чертежей;
б) составление задач по готовым чертежам,
составление примеров;
в) составление рисунков, узоров из треугольников, квадратов и кругов;
г) разработка наглядных пособий: куба, прямоугольного параллелепипеда;
д) составление и отгадывания ребусов, кроссвордов;
Задачи практического характера:
а) вычисление площадей комнаты;
б) семейный бюджет;
в) стоимость питания в школе;
г) сколько стоит ужин?
Внеклассная работа по математике составляет неотъемлемую часть работы по привитию интереса к предмету, углублению и расширению знаний обучающихся по математике, развивает творческие способности. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности школьников.
Ежегодно в школе-интернате проводится школьные олимпиадыи конкурсы по предметам во всех параллелях. На олимпиаду и конкурсы допускаются все желающие. Задания и более простые и сложные. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности. 
МК учителей естественно – научного цикла были проведенывнеклассныемероприятия:
- «Школа волшебников» (дети сами готовили и показывали и объясняли фокусы по математике, физике, химии);
- Деловая игра «Бизнесмен» (привлечь внимание обучающихся к изучению экономики, познакомить с процедурой проведения аукционов и использование кредита под определенный процент)
- «Узнай себя через формулу Пифагора» (определяли черты характера, свою судьбу и будущее по теореме Пифагора)
- Интеллект-шоу «Черный ящик» (интеллектуальная игра, позволяющая привить познавательный интерес к предмету, научить мыслить логически, творчески, быстро думать, принимать правильные решения, расширятьТворческая деятельность обучающихся не ограничивается лишь приобретением нового, совершенствованием уже полученного раннее на уроке. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел обучающихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний, как на уроке, так и вне урока.